Как проходило становление и образование Жана Кальвина, одного из Божьих генералов, описанных Робертсом Леардоном, повествует этот отрывок.
«Когда я начинаю чувствовать, что моих собственных сил недостаточно, то приношу свое сердце в жертву Господу... Я отдаю свою душу в полное и безропотное подчинение Богу».
Эти слова были сказаны Жаном Кальвином в поздние годы его жизни и служения, и они наилучшим образом демонстрируют взрывную, но чрезвычайно преданную своему делу личность великого реформатора. Эти слова говорят нам об огромном мужестве человека, стоявшего перед лицом тяжелейших испытаний.
Апостол-реформатор
Хотя Жан Кальвин и совершал ошибки, а некоторые из его теологических взглядов до сих пор продолжают вызывать сомнения, ему был присущ дух истинного реформатора. Кальвина называют одним из величайших протестантов, живших когда-либо на земле. Некоторые считают, что он превзошел даже самого Лютера. Кальвин, движимый Божьей рукой, использовал раскрытые немецким реформатором истины, чтобы доносить до людей новые откровения Слова Божьего.
Хотя каждый из «генералов», о которых говорится в этой книге, и занимал свое, определенное ему Богом место, никто из них не сыграл такой важной и монументальной роли в реформировании церкви, как Кальвин. Он не был ни потрясающим проповедником, ни горячим евангелистом. И хотя некоторые люди говорят, что, родившись в наше время, Кальвин стал бы знаменитым пророком, но я с этим не согласен.
Он являлся призванным свыше учителем, мыслителем и писателем, раскрывавшим истины, спрятанные под плотным покровом невежества, суеверий, преследований и религии. Кальвин учил нас тому, как твердо стоять в Слове, обнаруживать сокровища, скрытые внутри нас самих, а также защищать Божьи истины в любое время и в любых ситуациях. Он нес зажженный Богом факел, пламя которого нам снова необходимо разжечь внутри самих себя, нести окружающему нас миру.
Узник истины
Тысячи людей писали о жизни Кальвина. Являясь чрезвычайно противоречивой фигурой, Кальвин был и горячо любим, и люто ненавидим знавшими его людьми, а позже и теми, кто занимался исследованием его жизни. Второе по-прежнему распространено и даже преобладает среди людей, не понимающих апостольского предназначения Жана.
Названный одним из величайших протестантов, когда-либо живших на земле, Кальвин, как никто другой, сыграл важнейшую роль в реформировании церкви
Кальвин был достаточно сложной и противоречивой натурой. Практически все апостолы считаются таковыми, ибо не соответствуют сложившемуся в обществе статус-кво. Они не «плывут по течению», если это течение следует в неверном направлении. Они не приспосабливаются к окружающей обстановке и не замолкают, стремясь этим сохранить мир. Апостолы не стоят на страже мира, как это делают люди, готовые беспринципно отказаться от истины ради благоденствия других. Вместо этого они созидают мир, выражая готовность и желание предпринять любые действия, необходимые для обеспечения торжества истины. Для апостолов мир не наступает до тех пор, пока вокруг них еще совершаются ошибки, и находится место заблуждению. Кальвин считал большим грехом игнорировать заблуждения. Он с презрением относился к людям, пытавшимся убежать от насущных вопросов и не старающимся пролить свет истины туда, где есть заблуждение.
Апостол думает следующим образом: «Если вы чего-то не понимаете, приложите усилия, чтобы понять – поймите истину, стоящую за этим. Обретя истину, живите в соответствии с ней, провозглашайте ее. Если вы ошиблись – исправьте ошибку; изменитесь и начните жить, как должно».
Апостолы страстно жаждут истины. Они непоколебимы в своей верности Богу. Несведущим людям они могут показаться странными или даже подлыми, поскольку восстают против тех, кто нарушает Божьи истины. Для апостолов, подобных Кальвину, величайшей жизненной трагедией является несоответствие Божьему плану. Из-за преданности Богу и Его Царству апостолов часто считают людьми бездумными и угрюмыми.
Несмотря на все это, мы во многом должны быть благодарными Богу за апостолов и за то, что они все-таки нетерпимы по отношению к совершающим ошибки и попадающим в заблуждения, а также ненавидят грех, разрушающий нашу жизнь. Мы должны понять, как больно апостолам видеть Царство Божье увязшим в слабостях и пороках человечества.
Кальвин думал следующим образом: «Если вы не понимаете – сделайте все, чтобы понять и таким образом обрести истину, стоящую за этим. Обретя истину, живите в соответствии с ней и провозглашайте ее
Я хочу спросить у вас: где бы мы сейчас были, если бы апостолы были лояльными по отношению к заблуждениям, порокам и слабостям человеческим? Удалось бы им совершить великую Реформацию, если бы они довольствовались одним лишь следованием церковным догмам и во всем руководствовались невежеством?
Одна глава не может рассказать обо всем
Личности Кальвина были посвящены сотни книг, раскрывающих разные стороны его жизни; перед вами же всего одна глава. В ней я могу только подчеркнуть некоторые особенности личности Жана Кальвина, и не более. Я написал эту книгу с целью показать в великих реформаторах обычных людей, но которые полностью подчинили свою жизнь Божьему призыву.
Несколько позже я остановлюсь на некоторых теологических взглядах Кальвина. Однако, прежде всего, мне хотелось бы представить не описание его убеждений или дебаты, касающиеся их, но дух, благодаря которому Кальвин реформировал Тело Христово. Если же вы хотите подробно изучить теологические взгляды этого реформатора, то советую вам обратиться к многочисленным книгам, посвященным этому вопросу.
Рожденный в богатой семье
Нойон был небольшим, но достаточно влиятельным городом, расположившимся в шестидесяти пяти милях к северо-востоку от Парижа. Именно там 10 июля 1509 года в семье известного нотариуса Жерара Кальвина и его жены Жанны появился на свет их четвертый ребенок, Жан.
Он родился в год, когда по Франции вовсю бродили слухи о произошедшей в соседних странах Реформации. Лидер этого движения, немец по имени Мартин Лютер, получил степень бакалавра в области теологии и теперь выступал с лекциями, в которых говорил об обретении спасения через отношения с Богом.
Хотя Жан Кальвин и не был рожден в семье богачей, тем не менее его дедушка был преуспевающим хозяином трактира, а отец, занимая должность нотариуса, находился на службе у духовенства и городских властей. Хорошо разбираясь в законах, отец Кальвина также подрабатывал и атторнеем в местном соборе, а также являлся секретарем епископа, вел его финансовые записи.
О матери Кальвина мы знаем гораздо меньше. Она была известна своей красотой и набожностью. Посещая святыни, она всегда брала с собой маленького Жана. Во время одного из таких визитов ребенок поцеловал голову одной из статуй.
Родив пять детей (двое из которых умерли), мать Жана отошла в мир иной. Тогда мальчику было всего лишь три года. Жерар женился снова, но о мачехе Кальвина нам известно еще меньше, чем о его матери, за исключением того, что она родила двух дочерей, одна из которых позже жила вместе со своим единокровным братом.
Благодаря влиятельной позиции своего отца, молодой Жан имел друзей в высших слоях общества. Все они происходили из богатых семей, и Кальвин, как и они, имел возможность пользоваться услугами частных преподавателей. Став постарше, Жан был принят в частную школу для мальчиков в Нойоне.
Жан питал к аристократии очень теплые чувства. Он называл себя простым человеком, имеющим прекрасных друзей и приобретающим замечательное образование.
Благодаря влиянию своего отца, Жан в возрасте двенадцати лет начал работать священником в соборе и получал за выполнение своих обязанностей скромную зарплату. Жерар Кальвин готовил своего сына к известности, поэтому неудивительно, что следующим шагом в образовании Кальвина стал Парижский университет. Жерар договорился с церковью, что та оплатит обучение сына в университете, пообещав, что Жан станет священником.
Когда Жану было всего лишь четырнадцать лет, он покинул Нойон. Обучаясь в Коллеже де ла Марш, являвшемся факультетом искусств и теологии Парижского университета, он жил у своего дяди в Париже. Университетские служащие сначала латинизировали фамилию Calvin, которая стала звучать как Calvinus, но потом вернулись к исходному ее варианту, что нашло свое отражение в учетных записях университета; имя же Жана не было подвергнуто подобным превращениям.
Кальвин начал свое образование в Париже в 1523 году, спустя всего лишь три года после того, как Мартин Лютер сжег церковный канон и папскую буллу, угрожавшую ему отлучением от церкви. К этому времени Реформация в Германии, насквозь пропитанная идеями и действиями Лютера, достигла своего зенита. Это движение теперь перебрасывалось и на остальные европейские страны.
Четырнадцатилетний студент коллежа
В возрасте четырнадцати лет Кальвин оказался в лучшем из европейских университетов, расположенном в сердце одной из могущественнейших стран того времени. Местечковое мировоззрение Нойона осталось далеко позади, и Кальвин с головой окунулся в интеллектуальную, политическую и религиозную жизнь своего времени.
В то время правительство и церковь были очень тесно связаны друг с другом. Редко происходили значительные события, в которых обе эти инстанции не принимали бы самое непосредственное участие. Во Франции, однако, царствовала монархия, что означало официальное правление короля, вовсе не обязанного во всем скрупулезно считаться с мнением церкви.
В начале шестнадцатого века католическая церковь пребывала в жалком состоянии. Среди церковных служителей процветала аморальность, а теологическое образование находилось на чрезвычайно низком уровне. Церковь не имела желания стремиться к истине. Благодаря растущей известности Реформации, в университете постоянно циркулировали нетрадиционные взгляды и теории. Церковь же, однако, не была заинтересована в рассмотрении новшеств на предмет истины, предпочитая вместо этого защищать свои давно укоренившиеся традиции и учения.
Кальвин был необыкновенно способным учеником с поразительной жаждой к знаниям. Благодаря этому он снискал расположение известного священника и преподавателя латинского языка Матурина Кордье. Кордье проводил с Кальвином много часов, обучая его латинскому языку, а также рассказывая о государственной и церковной системах. Хотя разница в возрасте между ними составляла тридцать два года, эти два человека стали очень близкими друзьями. Кордье поддержал Реформацию Кальвина и жил рядом с ним вплоть до самой своей смерти. Влияние Кордье на Кальвина впоследствии отразилось в написанных Кальвином многочисленных работах, отличившихся оригинальным стилем и яркостью.
Подготовленный к великим свершениям
В скором времени Кальвин оставил Коллеж де ла Марш и перешел в Коллеж де Монтегю.
Я думаю, что Кальвин сделал это из-за своего стремления к чистоте. Коллеж де Монтегю был известен своей нравственной строгостью, и поэтому туда поступали лишь студенты, желавшие жить в дисциплине. Мне кажется, что Кальвин был разочарован аморальностью, процветавшей в среде духовенства, и начал искать место, где он со своими твердыми убеждениями чувствовал бы себя комфортно. Во время учебы Кальвин «мало ел и мало спал, зато пожирал книги».
Несмотря на молодой возраст, Кальвин обладал умом зрелого человека. Для своих лет он был достаточно взрослым, что лишь способствовало его полному погружению в науку. Кальвин обожал книги; ему нравилось всесторонне изучать какой-нибудь вопрос до полного его понимания.
Хотя Кальвин и проводил очень много времени за учебой, он не походил на критичного и требовательного отшельника, каким его часто называли современники. Многие из них просто не понимали целеустремленного молодого человека. Слухи о нем стали распространяться из-за того, что Кальвин в таком молодом возрасте привлекал огромное количество друзей из высшего общества, что, естественно, кое у кого вызывало зависть.
Кальвин продолжал поддерживать хорошие отношения со своими друзьями детства из Нойона, которые позже присоединились к его Реформации. Кроме этого, у Кальвина появились и новые друзья, многие из которых были старше его. Тот факт, что на протяжении долгих лет эти друзья оставались верными Кальвину, прекрасно подчеркивает особенности характера и личность Жана.
Кальвин был частым гостем в домах двух наиболее известных ученых Парижского университета, один из которых был личным врачом короля. Будущий реформатор очень близко подружился с сыновьями этих людей.
Кальвин очень ценил отношения. Не обращая внимания на то, куда заносила его судьба, он никогда не забывал своих друзей, а также людей, которые были добры к нему. Кроме потрясающего интеллекта, Кальвин обладал еще и золотым сердцем. Он был очень отзывчивым человеком, всегда стремившимся помочь нуждающимся. При необходимости, он позволял им жить у себя дома.
Будучи студентом Коллежа де Монтегю, Кальвин продолжал усердно изучать латинский язык, а также научился искусству дебатов, или, как его тогда называли, словесной дискуссии. Легко представить себе щуплого семнадцатилетнего паренька, чрезвычайно красноречивого, заставляющего замолчать всех участников дебатов своими превосходными познаниями. К дебатам Кальвин испытывал особое отношение, и, я уверен, именно они оказали влияние на горячий нрав будущего реформатора, снискавший ему известность.
Тогда же Кальвин познакомился и с известнейшим шотландцем по имени Джон Мэйджор. Жан был настолько очарован схоластической философией шотландца, что старался проводить с ним каждую свободную минуту. Кальвин обсуждал с Мэйджором вопросы, возникавшие у него во время занятий, и обширные познания шотландца вдохновляли его узнавать больше и больше нового. Ранее Мэйджор написал комментарии к Евангелиям, на которые значительное влияние оказали учения Уиклифа, Гуса и Лютера. От него же Кальвин впервые услышал неискаженную информацию о жизни и теологии Лютера. Жан с благодарностью принял эту информацию и спрятал ее глубоко в своем сердце.
Внезапный поворот в жизни Кальвина
В 1528 году, когда Кальвину было всего лишь восемнадцать лет, он получил степень магистра искусств. К этому моменту он уже бегло говорил на латыни и обладал глубокими познаниями в области философии и гуманизма. Когда уже казалось, что перед Кальвином открывается прямая и ровная дорога, сулящая безоблачное будущее и карьеру священника, в его жизни произошло непредвиденное событие.
Работа отца Жана оказалась под угрозой. У Жерара Кальвина возникли проблемы со священниками Нойонского собора. Они подвергли сомнению бухгалтерские способности Жерара и приказали ему пересмотреть все свои записи. Того же чрезвычайно задело то, что его честность была поставлена под сомнение, и он отказался подчиниться. Упорство Жерара привело к его отлучению от церкви.
Возможно, опасаясь, что церковь прекратит оплачивать обучение его сына, или же просто разозлившись на церковные власти, Жерар решил резко сменить профиль образования своего сына. Теперь он хотел, чтобы Жан получил юридическое образование и таким образом так же обрел доступ к богатству и положению в обществе, которыми наслаждался сам Жерар. Будучи отлученным от церкви, он знал, что священство сына не принесет семье никаких финансовых выгод. Жерар принял твердое решение, что его сын должен сменить профиль своего образования, и направил ему письмо, в котором приказывал перевестись в Орлеанский коллеж.
Эта новость шокировала Кальвина. У него не было близких отношений со своим отцом, но он чувствовал, что должен подчиниться. В возрасте девятнадцати лет Кальвин отправился в Орлеан, где поступил в юридическую школу.
Кальвин и Ренессанс
Несмотря на то, что Кальвин не испытывал значительного интереса к праву, он, будучи очень любознательным, нашел в его изучении особую прелесть.
Во время своей учебы в Орлеане, продолжавшейся полтора года, Кальвину посчастливилось быть учеником Пьера де л'Этоиля, одного из лучших знатоков юриспруденции во всей Франции. Жан с большим уважением относился к своему наставнику, отчасти и потому, что тот был строгим консерватором, а после смерти своей жены стал священником.
Кальвин стал лучшим студентом своего класса. Он добился этого не потому, что любил право, а благодаря своей страсти к изучению языков, литературы и культуры. Кальвин был настолько дисциплинирован в учебе, что его считали «подающим большие надежды ученым юристом». В Орлеане Жан приобщился к идеалам Ренессанса и, кроме всего прочего, начал тщательно исследовать Евангелие.
В то время в Европе начали проявляться последствия изучения греческого, а также и латинского языков. Греческий язык по-прежнему не преподавался в европейских университетах и считался связанным с ересью. Боязливые люди всячески избегали его. Католической церковью было опубликовано следующее заявление, касавшееся греческого языка: «Мы обнаружили новый язык, называемый grege. Всеми силами нам следует избегать его, поскольку язык этот порождает ереси. Особенно осторожными будьте с Новым Заветом, написанным на греческом языке; эта книга наполнена шипами и иглами«. Но Кальвин был вольнодумцем. Если что-то стимулировало его мыслительный процесс и помогало в размышлении, он это принимал. Его мало волновало мнение других людей, если оно не представляло никакой пользы для его мыслей. Во время своего обучения в Орлеане Кальвин открыто благодарил тех преподавателей, которые осмеливались смешивать преподавание права с греческим языком.
Интеллектуализм достиг своего пика. В это же время произошла революция в искусстве. Также изобретенный в пятнадцатом веке стал повсеместно использоваться печатный станок. В нем люди увидели прекрасный инструмент для распространения своих идей. Появление печатного станка в то время можно сравнить с появлением в наше время компьютера. Печатное слово вскоре стало поистине бесценным, поскольку авторы поняли, что с помощью книги они смогут достичь гораздо большего числа людей, чем просто путешествуя. Недорогие томики греческих и латинских классиков печатались очень быстро, и люди кинулись их покупать. Ранее Мартин Лютер уже имел возможность оценить преимущества подобного распространения своих книг. Теперь же по его пути был готов двинуться Кальвин.
Кальвин покупал книги классиков и, как только у него выдавалась свободная минута, читал Платона и Аристотеля. Его жажда по философии была настолько велика, что ее не могли утолить занятия политическими и гуманитарными науками.
Кальвин постоянно находился в поиске чего-нибудь, что могло бы утолить его интеллектуальную жажду и избавить от недовольства своим статус-кво. Многие из студентов-юристов решили перевестись в коллеж, находившийся в городе Бурж. Сама сестра короля назначила в тот коллеж радикального учителя- итальянца для преподавания римского права, и все однокурсники Кальвина просто с ума сходили от представившейся им возможности научиться чему-нибудь от него. Увидев, что Орлеан покидают лучшие из его однокурсников, а также услышав их аргументы, Кальвин вскоре и сам присоединился к ним. В конце 1529 года он стал студентом коллежа в Бурже.