Как Ян Гус начал свою деятельность священника, чему учил народ и какие практические действия принимал для распространения реформации...
Духовные патриоты!
С 1398 по 1402 год Гус жил в небольшой части университета. Там он учился в магистратуре и очень близко подружился с человеком по имени Стефан Палец. Палец и Гус учились вместе день и ночь, регулярно общаясь со своим любимым преподавателем Станиславом из Зноймо. Вдохновленный Станиславом, Гус заявил, что его наставник «не имеет себе равных под солнцем».
Гус также был частым гостем в доме своего друга, священника церкви Святого Михаила. В кругу его общения обсуждались многие животрепещущие вопросы, касавшиеся жизни Уиклифа. Я представляю себе горячие дискуссии, проходившие в свете свечей между четырьмя мужчинами, которые пылко говорили о Господе до самого утра. Как бы мне хотелось оказаться среди них! К сожалению, суду, приговорившему его к смерти, Гус был предан некоторыми из людей, бывшими неотъемлемой частью этих дискуссий.
Гус испытывал огромную симпатию к Станиславу из-за любви последнего к учениям английского реформатора Джона Уиклифа. Станислав подробнейшим образом изучал все теологические взгляды Уиклифа – одна из его теологических проблем станет впоследствии больным вопросом в жизни Гуса.
Станислав разделял все взгляды Уиклифа, соглашаясь даже с его учением, отвергающим преобразование, принимавшим вместо этого доктрину реманенции – представление о том, что хлеб и вино остаются самими собой и после их освящения и не превращаются в настоящие тело и кровь Христовы. Станислав горячо проповедовал это учение, но Гус, считавший его своим наставником, так никогда и не согласился с преподавателем в этом вопросе.
Несмотря на то, что учения Уиклифа были запрещены в Англии, они жили и процветали в Праге. Брак Анны Богемской и английского короля Ричарда II распахнул двери перед богемскими студентами, желающими получить образование в Оксфорде, которые и принесли учения Уиклифа в духовно изголодавшуюся Прагу.
Не только Станислав, но и большинство других чешских преподавателей, под руководством которых Гус обучался в магистратуре, в той или иной степени являлись последователями Уиклифа. Дух учений Уиклифа все больше и больше разжигал желание перемен, нараставшее в сердцах чехов.
Гус являлся горячим сторонником чешского движения Реформации. Он был убежден, что именно чешский язык должен стать главным языком в Богемии, а голос его соотечественников должен быть услышан. Друзья Гуса, Палец и Станислав, с еще большей страстью отдались борьбе. Втроем они стали настолько близки, что студенты университета стали шутить и посмеиваться над их близкой патриотической и духовной дружбой.
В 1396 году Гус наконец-таки получил почетную степень магистра из рук Станислава. В том же году Гус начал преподавать на факультете гуманитарных наук университета, где ему удалось скопировать некоторые работы Уиклифа для собственного пользования. Шведская армия во время Тридцатилетней войны унесла с собой один из этих манускриптов, благодаря чему сегодня мы можем видеть его в Стокгольме. На полях этого манускрипта Гус сделал много пометок, выражающих одобрение, которые до сих пор можно прочитать. Например: «Уиклиф, Уиклиф, ты так взволновал ум человека» и «Пусть Господь примет Уиклифа в Царство Небесное».
Широкий круг друзей и наставников
Теперь Гус читал по нескольку лекций каждый день, а также учил студентов, как применять то, чему они научились, и использовать это в составлении речей. После двух лет преподавания Гусу поручили выдвигать наиболее способных студентов на получение степени бакалавра. Он очень любил общаться со студентами, становился их другом и наставником. Гус был известен как хороший и верный друг, искренне заботившийся о благополучии каждого студента. Отношения, которые он установил в тот период, продолжались до конца его жизни. Только один из друзей Гуса позже отвернулся от него.
В 1401 году старый друг Гуса, Иероним Пражский, вернулся домой из Оксфордского университета. С собой он привез целый сундук сокровищ – манускрипты Уиклифа! Прежде чем покинуть Англию, Иероним вручную скопировал каждую из работ Уиклифа и поспешил на родину, чтобы поделиться ими с чешскими реформаторами.
Гус всем сердцем любил Иеронима, хотя характер того и являл собой полную противоположность Гуса. Иероним был очень горячим, импульсивным человеком, обладавшим тягой к приключениям. Если кто-то говорил о чем-то как о невозможном, Иероним первым был готов показать возможность этого.
В то время как Гус и его товарищи с жадностью читали труды Уиклифа, Иероним отправился в Иерусалим. Вернулся он спустя два года, и лишь для того, чтобы снова отправиться в путь, на этот раз в Италию, Францию и Германию, где Иероним из-за своего учения неоднократно сталкивался с серьезными проблемами, от которых ему лишь в последний момент удавалось убежать. Этот неистовый проповедник без устали путешествовал вплоть до 1412 года, когда он снова встретился с Гусом.
Как видите, Гус окружал себя горячими людьми, которые любили Бога и свой народ. Все эти друзья, а также кипевшие между ними дискуссии и сформулировали учение Гуса, которое снискало ему известность в последующие годы.
«Отец», бывший до Гуса
В 1402 году Гус был назначен пастором Вифлеемской церкви, которая являлась центром чешского движения Реформации. Несмотря на то, что этой церкви было лишь одиннадцать лет, когда в нее пришел Гус, она обладала невероятной историей.
Раннее движение Реформации в Чехии своим лидером провозгласило человека по имени Милич. Когда Милич умер, Гусу было всего лишь три года, но этот чешский патриот своей деятельностью вызвал волны реформации, прокатившиеся по всей стране. Осуждая католическое духовенство за его многочисленные злоупотребления, Милич не удовлетворился просто словами – он положил начало активной реформе. Обнаружив в Праге квартал «красных фонарей», он обратил падших женщин ко Христу и основал для них приют, руководствуясь имевшимся у него видением. Милич назвал этот приют «Новым Иерусалимом». Там он приютил более двухсот бывших проституток, которые решили посвятить свою жизнь Богу. Кроме приюта, Милич основал церковь, названную церковью Марии Магдалины. Также неподалеку он построил дом для образования «апостольского священства» – молодых людей, которые должны были продолжать дело Реформации.
Конечно же, верхушка католической церкви была крайне недовольна происходящим и вызвала Милича в Авиньон, чтобы тот ответил на абсурдные обвинения. Там Милич и умер, защищая свои убеждения.« Его называют »Отцом чешской Реформации«, но он так и не успел окончить начатые реформы.
Последователи и сторонники Милича продолжили его дело и собрали деньги, на которые была основана Вифлеемская церковь, являвшаяся продолжением движения чешской Реформации. Проповеди в этой церкви читались исключительно на чешском языке, чтобы она могла служить центром проведения реформ. Чешские преподаватели Пражского университета несли ответственность за содержание церкви. То, что они выбрали пастором Гуса, говорит о его репутации многообещающего реформатора. Преподаватели университета знали, что Гус, как и Милич, обладает всеми необходимыми качествами и мудростью для того, чтобы четко отделять истину от лжи. Гус, молодой чешский патриот, будет сражаться за правду.
Когда Гус стал пастором этой известной церкви, начался самый важный период его жизни. Он регулярно проповедовал, замещая своих друзей-пасторов, – ему необходимо было практиковаться, потому что новое положение Гуса являлось очень ответственным. В течение года в одной лишь Вифлеемской церкви Гус прочитал более двухсот пятидесяти проповедей. Кроме того, он продолжал читать лекции студентам в университете.
Жизнь на пределе: Вифлеемская церковь
Вифлеемская церковь была интереснейшим местом. Три тысячи человек являлись ее прихожанами; чехи наполняли здание во время каждой службы. Одна только Прага насчитывала сорок четыре католические церкви, двадцать семь молелен, шестнадцать мужских и семь женских монастырей – но Вифлеемская церковь была единственной церковью, где проповеди велись на родном языке!
Гус всем сердцем любил свой народ и делал все для того, чтобы эффективно вести его Божьими путями. Главной функцией Вифлеемской церкви было питать чехов Божьим Словом. Гус не только читал сильные проповеди на чешском языке, но также использовал другие средства для того, чтобы донести людям истинное Евангелие, такие как, например, живопись.
В Вифлеемской церкви Гус делал все для того, чтобы распространять Благую Весть, начиная от религиозной живописи и заканчивая чтением проповедей на родном языке
Расписывая стены церкви, Гус стремился своими картинами рассказать истинную историю точно так же, как и своими проповедями. Он понимал, что простые люди не умеют читать и не могут изучать то, о чем он им проповедует, поэтому Гус использовал наглядные примеры, чтобы помочь Божьему Слову прочно укорениться в разуме прихожан.
Вот что я имею в виду: на одной стене церкви было изображение Папы Римского, сидящего на большой лошади, выполненное во всем папском великолепии и с необычайной роскошью; рядом же с ним был нарисован Христос во всей Своей нищете, несущий крест. Другие картины изображали на фоне великолепного папского дворца правителей разных стран, несущих дань Риму. На голове Папы Римского была корона, а на его плечах лежала пурпурная мантия; на другой же картине был изображен стоящий перед Пилатом Христос, на голове Которого был терновый венец.
Третья пара картин показывала Папу Римского, высокомерно сидящего на своем троне, ноги которого целовали другие люди; рядом же был изображен Иисус, преклонивший колени и моющий ноги Своим ученикам.
Яркий контраст этих картин имел ошеломляющий эффект. Гус считал, что ум способен лучше понимать вещи, которые человек видит, чем те, которые он слышит; наглядные примеры способствовали достижению его цели. Я восхищаюсь творческим подходом Гуса к обладанию сердцами людей и способностью показать им истинного Иисуса Христа.
Гус учил, что наивысшим приобретением человека является абсолютная любовь к Богу
Начинающий реформатор
В своей любви к простым людям Гус перешел от слов к делу, построив при церкви дом для бедных студентов из крестьянских семей. Этот дом он назвал «Назаретом». Гус не только заведовал «Назаретом», но также являлся пастором церкви, преподавал в университете и наставлял студентов. Гус сопереживал беднякам и помогал им, что привлекло к нему большое внимание всего народа. Люди отождествляли себя с Гусом, потому что тот также был выходцем из бедной чешской семьи и с пониманием относился к нуждам простого народа. Они знали, что Гус искренне поддерживает их. Очень скоро он безоговорочно завоевал сердца людей.
Гус быстро приобрел известность как прекрасный проповедник и был признан главным лидером чешского народного движения. Кроме простых людей, на церковные службы, проводимые Гусом, в больших количествах приходили также студенты и преподаватели Пражского университета. Гус славился не только своими глубокими познаниями в схоластической теологии, но и любовью к простому человеку. Подобное сочетание взрастило целое поколение грядущих реформаторов.
Гус учил, что наивысшим приобретением человека является абсолютная любовь к Богу. Читал ли Гус проповеди или же выступал с лекциями перед студентами, он всегда осуждал гордость, роскошь, блуд и любовь к деньгам.
Жизнь сводила Гуса с различными людьми, твердо державшимися своих взглядов. Его жизнь была подобна шахматной доске с пешками, конями и несколькими королями. Все его поступки были взаимосвязаны. Сейчас я хочу познакомить вас с основными фигурами, доставившими Гусу наибольшие проблемы, а также с человеком, который пытался помочь ему.
Два короля и жаждущий славы епископ
Как я уже говорил в начале этой главы, из-за Великого Раскола западным миром управляли два Папы. Каждый из них не признавал полномочий другого, что в итоге вылилось в противостояние различных народов. Сам Гус никогда не вмешивался в этот конфликт, чего не скажешь о людях, оказавших на реформатора непосредственное влияние.
Одним из них был король Вацлав, старший сын императора Карла IV. Вацлав являлся королем Богемии и был известен благодаря своим буйным попойкам и отсутствию силы воли. Его настроение могло измениться в течение нескольких секунд. Вацлав постоянно совершал грубые просчеты в управлении государством и вмешивался в дела церкви. Его первую жену насмерть загрызли королевские собаки, которых правитель держал в своей спальне.
Вторая жена Вацлава, королева София, была в дружеских отношениях с Гусом. Она понимала Гуса и знала, как сохранить его расположение. София очень тепло относилась к Гусу, посещала богослужения, которые он вел, и была главным сторонником чешской Реформации. Когда королева посещала Вифлеемскую церковь, ее сопровождал телохранитель, Ян Жижка. После смерти Гуса именно он стал лидером гуситов.
Второй фигурой, оказавшей большое влияние на жизнь Гуса, был венгерский король Сигизмунд, младший сводный брат Вацлава. У Сигизмунда не было собственного королевства, пока он не женился на венгерской принцессе. Когда ее отец умер, Сигизмунд пришел к власти.
Два брата ненавидели друг друга лютой ненавистью. Однажды Вацлав даже похитил Сигизмунда и посадил его в темницу, потому что тот хотел получить в свое владение Богемию. В конце концов, он заплатил за себя выкуп и впоследствии стал императором Священной Римской Империи, сделав Гуса своим злейшим врагом.
Последней важной фигурой, о которой мне хотелось бы рассказать, является архиепископ Пражский Збынек. Когда в Праге освободилось место архиепископа, только у него оказалось достаточно денег, включая деньги, оставшиеся от предыдущего архиепископа, чтобы выкупить у Папы Римского право занять эту вакансию. Как только Збынек заплатил эти деньги, он сразу же был назначен на столь желанную для него должность. В 1402 году Збынеку было всего лишь двадцать пять лет, он не имел необходимого опыта, был малообразован и не обладал достаточной зрелостью для того, чтобы справиться с новыми обязанностями. Несмотря на это, он был богатым военным гением, обладавшим энтузиазмом и желанием служить Богу.
На первых порах Збынек и Гус прекрасно ладили друг с другом. Збынек даже не имел понятия о том, что учения Уиклифа распространились по всему университету – он просто не знал, что это такое. Он не понимал смысла дебатов и некоторое время даже не обращал на них никакого внимания. Он доверял Гусу и просил его рецензировать все свои решения, исправляя обнаруженные ошибки.
Нам очень важно получить представление о королеве Софии, а также о каждом из вышеперечисленных людей, поскольку все они сыграли особую роль в жизни Гуса.
В современном мире, гибнущем в своей неволе, но считающем себя свободным, мы нуждаемся в истине, которой учил Гус
Насущная потребность в Духе
Служению Гуса в Вифлеемской церкви сопутствовал большой успех. Гус не только сам был наполнен Словом Божьим, но также имел и более высокую цель – помочь чехам установить более глубокие личные отношения с Господом.
Он понимал, что его паства испытывала «насущную потребность» в истинном духовном возрождении. Поэтому очень часто Гус говорил о нравственном поведении, особенно подчеркивая мотивы, а не внешние действия. Он учил прихожан обновлять свой разум в Духе и, как следствие этого, меняться. Гус предупреждал, что все другие слова будут бесполезными, если прежде в сердце человека не раздастся голос Слова Божьего, которое научит его душу.
Подобно Уиклифу и Миличу, Гус проповедовал, что учение человека только тогда станет чистым, когда его жизнь будет преобразована в соответствии с Божьими принципами.
В то время как Гус становился все более зрелым, известным и возрастал в благочестии, католическая церковь продолжала игнорировать его учение, не желая менять свою нездоровую и нравственно разложившуюся форму религии. Священники придумывали различные басни и обманывали неграмотных людей, чтобы получить как можно больше прибыли, обещая им прощение и вечную жизнь. Духовенство погрязло в блуде; некоторые священники жили одновременно с несколькими женщинами. Если священник приносил церкви достаточно денег, Папа Римский не обращал внимания на его грехи и часто даже продвигал лицемера по службе! Новые учения принимались исходя из того количества денег, которое они могли принести, а мистицизм только поощрялся, поскольку он превозносил роль священника и помогал удерживать под контролем верующих, боявшихся даже прикоснуться к Божьему помазаннику.
Деньги правили католической церковью. Многие люди всю свою жизнь проводили в стремлении к богатству – но только не Гус.
Гус испытывал отвращение ко всему тому, что он видел и о чем знал. Свою должность он рассматривал как Божье призвание и стремился использовать свой голос в качестве трубы Господней, возвещающей людям истину. Миссия Гуса заключалась в реформировании католической церкви, и он это прекрасно знал. Свои проповеди и лекции Гус использовал для того, чтобы выступать против официальной церкви, исходя из двух причин: во-первых, он питал надежду реформировать ее; и во-вторых, существовала необходимость воспитывать новое поколение священников, которым был бы чужд грех. Дух истины был личным другом Гуса; он знал, что истина всегда победит. То, о чем говорил Гус, звучало настолько революционно, что мы до сих пор, спустя шестьсот лет, продолжаем писать об этом!
Далее в этой главе я включил в текст отрывки и краткие обобщения истин, которые принес нам Гус. Сегодня они могут показаться нам общепринятыми, но в темное средневековье, когда Европа была закрыта от света заблуждающейся и вводящей в заблуждение других католической церковью, эти истины были, вне всякого сомнения, революционными. Кроме этого, они представляли собой смертельную угрозу погрязшей во лжи верхушке средневековой католической церкви.