Вашему вниманию предлагается краткое обобщение теологических убеждений Кальвина от Робертса Лиардона.
Учение Кальвина
Вашему вниманию предлагается краткое обобщение теологических убеждений Кальвина. Опять позвольте подчеркнуть, что эти примеры не являют всей полноты его учения, поскольку оно было заключено во многие и многие тома. Если у вас возникнет желание глубже исследовать какие-нибудь из перечисленных ниже концепций, я лишь поддержу вас в этом стремлении.
Предопределение
Возможно, одним из наиболее популярных учений Кальвина является учение о предопределении. Прежде чем я приступлю к краткому обобщению для вас того, во что верил Кальвин, мне кажется важным обрисовать сопутствовавший этому факту исторический контекст.
В отличие от современных представлений, начало учению о предопределении было положено не Кальвином. Он не является «отцом предопределения».
Эта доктрина существовала еще до начала Кальвином своего служения, но именно он сделал ее известной. На самом же деле о предопределении первым заговорил Августин, человек, бывший до своего обращения ко Христу языческим философом. В молодости Кальвин посещал университет, основанный Августином, и пребывал под влиянием метода его мышления. Позже Мартин Лютер и многие другие протестанты твердо придерживались веры в предопределение. Кальвин в этом вопросе последовал за своими предшественниками.
Когда Кальвин стал пастором, он заметил, что разные люди по-разному реагируют на проповедь Евангелия. Он приводил пример, в котором утверждал, что, если проповедь была прочитана перед сотней человек, двадцать из них примут услышанное и станут расти, тогда как остальные просто посмеются или станут зевать. Кальвину это не совсем нравилось, и, используя свой аналитический склад ума, он стал пытаться объяснить причину такого отношения. Он исследовал Библию и пришел к выводу, что причина того, почему некоторые люди принимают Господа со смирением, а другие отвергают Его, объясняется доктриной о предопределении.
Кальвин сделал учение о предопределении известным, когда ему предложили выступить в его защиту. Учение Августина подвергалось серьезным нападкам, и, благодаря умению Кальвина вести дебаты, он был избран для того, чтобы дать ответ его противникам. Ответ Кальвина был настолько совершенным, что он стал известен как главный поборник предопределения. На самом деле, когда католическая церковь начала обвинять Кальвина в изобретении этой теологии, он напомнил ей о католическом же епископе Августине. Утверждая, что он всего лишь обращался к работам Августина, Кальвин заявил: «Августин сформировал настолько богатую систему убеждений, что, если бы мне пришлось письменно изложить свои взгляды, было бы достаточно представить сочинение, состоящие исключительно из его цитат». Когда же у Кальвина спросили, почему он так рьяно защищает учение о предопределении, он ответил: «Даже собака лает, когда нападают на ее хозяина: как же могу молчать я, когда атаке подвергается честь моего Господа?»
Кальвин дважды дискутировал по поводу этой доктрины: первый раз – с католической церковью, а второй – с монахом-кармелитом, ставшим протестантом, по имени Жером Больсек. До этих двух явных атак Кальвин лишь слегка упоминал о своей позиции в этом вопросе. Однако после вышеупомянутых споров он решил прояснить свои убеждения и начал много писать о них. Нам остается только гадать, ассоциировался бы сегодня Кальвин так сильно с этой своей доктриной, если бы два диспута, о которых говорилось несколько выше, не произошли.
Необходимо знать также и то, что не все жители Женевы разделяли взгляд Кальвина на предопределение; но, более чем вероятно, это учение было близко всем его студентам и друзьям, таким как Джон Нокс.
Говоря кратко, Кальвин утверждал, что предопределение подобно натянутому над бездной канату – оно одновременно является и пугающим и поразительным. Он предупреждал, что каждый человек должен был сохранять равновесие на этом канате, крепко держась за Библию.
Кальвин говорил, что Бог «не дает беспорядочно всем людям надежду на спасение, но некоторым дарует то, чего лишает других». Основываясь на отрывках из Писания, таких как, к примеру, Римлянам 9:18, где говорится: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает», Кальвин верил, что Бог уже определил судьбу каждого человека. Одни люди были созданы для вечной жизни, другие же – для вечного проклятия. Кальвин верил, что предопределение было подобно монете, одна сторона которой представляла Божью милость, а другая – Его наказание. Кальвин считал, что Бог должен был проявлять по отношению к человеку обе Свои стороны, иначе Он был бы несовершенным. Люди, которым Бог определил вечную жизнь, являются избранными.
Где же в этой всей системе было место Божьей милости? Кальвин был уверен, что человечество обретало милость через Иисуса Христа и Его жертву на кресте. Нам может показаться, что в подобном учении не остается места для милости, однако это не так. Кальвин, в соответствии с написанным в Римлянам 10:8, рассматривал Слово Божье как Слово веры. «Вера не будет прочной до тех пор, пока она не будет подкреплена Божьей милостью». Говоря другими словами, человек не будет иметь веру и не сможет поверить в истинность Слова Божьего до тех пор, пока не обретет Божью милость, а милость даруется лишь избранным.
Кальвин считал откровение прогрессивным. Если человек совершал успехи в постижении Божьего откровения и понимании Его доброты и милости по отношению к себе, он являлся одним из избранных. Факт избрания человека обнаруживался и подтверждался его возрастающим пониманием Христовой жертвы, избавляющей от последствий греха.
Кальвин верил, что избранные также должны быть наполнены радостью, зная, что они обладают Божьими благословениями и Его расположением, и ничто не может у них этого отнять. Несмотря на то, что каждый человек заслуживает осуждения, избранные вместо него получали Божью милость и пытались жить в соответствии с ней каждый день. Они никогда не должны были праздно проводить время и забывать посвящать его Богу. Неизбранных же это абсолютно не беспокоило, и они ничего не хотели слышать о Боге и Его принципах.
А как же проповедование Евангелия? Оно играет важнейшую роль в христианстве. Человек может верить в предопределение, но он никогда не знает, кого избрал Бог. Поэтому Евангелие должно быть дано каждому человеку, и результаты этого в конце концов проявят себя.
Кальвин никогда не пытался понять причины существования доктрины предопределения и предупреждал других, чтобы они не пытались понять этого. Он знал, что его заявления имели нравственное объяснение. Кальвин говорил, что основание Божьей праведности выше основания праведности человеческой и мы никогда не сможем постичь всех глубин Божьей мудрости. Кальвин никогда не пытался понять Божью мудрость полностью и не претендовал на это, ибо ни один человек не мог понять полностью личность Бога.
Церковь
Учение о церкви представляло для Кальвина особую важность. Как и Лютер, он называл церковь «католической», имея в виду ее всемирный характер, а не связь с римско-католической церковью.
Кальвин верил, что истинная церковь являлась незримой, не ограниченной какими-либо стенами. Ее членами были избранники Божьи, чье членство подтверждалось верой, любовью, примерным образом жизни и участием.
Кальвин был убежден, что и в истинной церкви будут существовать лицемерные и неверные учения, но никто не должен из-за них отделяться от Тела Христова. До тех пор пока в церкви проповедуется, что Иисус Христос является Сыном Божьим, а человек должен заново родиться и принять Его милость; что Библия является записанным Словом Божьим и что таинства выражают почтение Иисусу Христу, к иным неверным учениям необходимо относиться с терпением и работать над их постепенным искоренением. Кальвин считал, что нет в мире человека, который был бы полностью свободен от неведения и ошибок при истолковании.
Также Кальвин был убежден, что истинная церковь должна практиковать дисциплину, включая право отлучения нарушителей. Кальвин считал дисциплину мышцами и связками церкви, которые необходимо поддерживать в форме, чтобы святость Причастия оставалась незапятнанной.
Он рассматривал всемирную церковь как кормилицу истинной христианской жизни, которая защищает и направляет нас, обучая Христовым истинам, и которую мы не должны покидать на протяжении всей своей жизни. Кальвин считал, что Божьи дети воспитывались внутри-церковным служением.
Он также рассматривал Реформацию как восстановление истинной церкви, которая, до того момента, была практически запрещена и едва различалась. Кальвин считал себя человеком, не имеющим никакой иной цели в жизни, кроме как восстановление истинной церкви.
Причастие
Кальвин неоднократно писал о Причастии в различных своих трактатах, потому что оно представляло для него исключительную важность. В отличие от Лютера, Кальвин считал, что во время Причастия Христос присутствует в духовной форме. По этой причине он осуждал любое проявление сомнительного поведения участвовавших в нем верующих, поскольку оно свидетельствовало об их высокомерии и неуважении к Иисусу Христу и часто превращалось в явное богохульство. Кальвин был убежден, что верующие, принимающие участие в Причастии, не очистившись от своих грехов через покаяние, будут наказаны физическими недугами, а иногда даже смертью. Он верил, что, если верующий будет причащаться с раскаянием и почтением, внутри него появится огромная сила, которая поможет ему вести победоносную христианскую жизнь. Также Кальвин считал, что в Причастии должно использоваться вино, а не виноградный сок. На его взгляд, вино, содержащее алкоголь, символизировало вдохновляющую силу Святого Духа, Который присутствовал в очищающей Крови Христа.
Дела
Кальвин считал, что все добрые дела являются плодом веры. Христианская жизнь отмечена не только верой и знанием, но также наполнена различными обязанностями. Ни одна сфера жизни верующего не избавлена от необходимости служить Богу и другим людям.
Кроме своей твердой убежденности в необходимости жертвовать и служить, Кальвин подчеркивал важность присутствия в христианах смирения, что означало отказ от чувства превосходства над другими, а также от любви к себе. Он считал, что служители должны были отвечать Божьему призыву, и был очень недоволен, видя, как некоторые из них ставили себя выше других. Кальвин был твердо уверен, что христиане должны любить своих ближних и служить им вне зависимости от того, добры они или злы, привлекают или отталкивают!
Что касается служения, которое распространялось дальше церковной жизни и служения ближнему, Кальвин не делал различий между светскими и церковными обязанностями. Он считал все материальное имущество принадлежащим Богу и говорил, что оно должно содействовать выполняемому служению. Кальвин отрицал, что материальное благополучие является единственным знаком расположенности Бога, и сравнивал считавших так людей с саддукеями, которые не верили в вечную жизнь. Несомненно, эта непоколебимая убежденность была вызвана финансовыми злоупотреблениями и чрезмерной роскошью, в которой пребывала католическая церковь того времени. В действительности Кальвин считал, что слишком большое материальное благополучие является поводом для беспокойства, а не лекарством от него, и лишь неправедные могли думать иначе. Хотя Кальвин и верил в то, что успех в делах может быть Божьим благословением, а несчастье – Его проклятием, это не было абсолютно верным правилом. Свои работы, посвященные этому вопросу, Кальвин насыщал цитатами из Библии и комментариями.
Если вы хотите подробнее познакомиться с основными убеждениями Кальвина, я предлагаю вам уделить время прочтению его «Институтов христианской религии», книги, которая подробно излагает его мысли.