Фрагмент книги Робертса Лиардона о реформаторах «Божьи Генералы» о Джоне Уинклифе. Эта часть посвящена разоблачению ереси в церкви.
Апостолы
К тому времени сложилось впечатление, что религиозные враги Уиклифа были неспособны ему навредить. Католической церкви стало ясно, что он, по-прежнему являясь рукоположенным священником, все-таки утверждал себя в качестве «лидера новой силы».
Оставаясь руководителем нескольких приходов, Уиклиф сформировал собственную группу уличных проповедников, которых он назвал «бедными священниками». Все они были лично призваны им путешествовать по стране и проповедовать везде, где их будут слушать люди. Эти «бедные священники» вели скромный образ жизни, избегали богатства и одевались очень просто. Некоторые из них имели духовный сан; некоторые были мирянами; но никто не был привязан к какому-либо определенному приходу, что позволяло проповедникам идти туда, где в них испытывали наибольшую потребность.
До сих пор безграмотные деревенские священники просто рассказывали различные истории, чтобы как-то развлечь своих прихожан, или же, когда им задавали теологические вопросы, говорили то, что им в тот момент приходило в голову. Проповедники, наставленные Уиклифом, делали все наоборот – свои проповеди они основывали строго на Библии, принося деревенским жителям понимание Божьих истин и духовное успокоение.
Уиклиф защищал право своих учеников проповедовать до тех пор, пока те чувствовали внутренний призыв делать это. Он называл их «евангелистами» или «апостолами». Эти апостолы путешествовали по всей Англии, осуждая злоупотребления католической церкви и проповедуя истинные библейские доктрины – не на латинском, но на понятном простому человеку языке.
«Бедные священники » вели скромный образ жизни, избегая богатства. Свои проповеди они основывали строго на Библии, принося понимание Божьих истин и духовное успокоение
Уиклиф писал сочинения, которые распространялись странствующими проповедниками, и, хотя сам не проповедовал, он написал сотни проповедей, которые использовались его «апостолами». К сожалению, большая часть этих проповедей не сохранилась до наших дней.
Его наиболее изумительное откровение
Я хочу обратить ваше внимание на некоторые исторические факты, касающиеся беспорядков внутри католической церкви, вина за которые возлагалась на Уиклифа. В тот период, когда церковь была занята преодолением этих беспорядков, Уиклиф на некоторое время был оставлен в покое, это время он с радостью использовал для того, чтобы открывать новые и новые истины. В самом деле, во всей этой ситуации виделось присутствие Святого Духа.
В 1370-х годах церковь была чрезвычайно озабочена статусом Папы Римского и тем, где должна была находиться его резиденция. Я не буду углубляться в детали. Говоря коротко, существовали споры о том, где должен располагаться Ватикан. В 1309 году его резиденция была перенесена из Рима во Францию, во многом из-за усилившегося политического влияния короля этой страны. Ему надоело платить налоги Папе Римскому, и он решил, что сможет лучше контролировать ситуацию, если резиденция Папы будет находиться в его собственной стране. Католики называют этот период «Вавилонским пленением».
Наконец, в 1376 году Папа Григорий XI вернулся в Рим. Но два года спустя мнения людей были по-прежнему разделены, и они избрали двух Пап: одного – во французском Авиньоне, а другого – в Риме. Оба Папы считали себя непогрешимыми, и каждый из них отлучил от церкви своего соперника. Этот период получил название «Великой Схизмы», главной причиной которой называли деятельность Уиклифа.
Католическая церковь была убеждена, что «ереси» Уиклифа вызвали народные волнения, поскольку он отравил их умы своими доктринами и окончательно сбил с толку. На протяжении последующих тридцати девяти лет Папство оставалось разъединенным.
Из-за того, что основное внимание людей было приковано к расколу в католической церкви, Уиклифа практически перестали замечать, даже несмотря на то, что вину за раскол возлагали на его доктрины. Будучи избавленым на некоторое время от пристального общественного внимания, Уиклиф не упустил возможности сосредоточиться на раскрытии других ересей, которые он обнаружил в католической церкви. В период с 1378 по 1379 год Уиклиф начал формулировать свое наиболее изумительное откровение, утверждение, неслыханное для того времени. В чем же оно заключалось? Уиклиф утверждал, что «Писание (Библия) является единственным основанием всей христианской доктрины».
Наиболее изумительное откровение Уиклифа заключалось в том, что Библия является единственным основанием всей христианской доктрины
В марте 1378 года Уиклиф выпустил буклет, названный «Об истине Святого Писания», который заставил руководство католической церкви буквально взорваться от гнева. С этого единственного основания – что только Библия содержит все необходимые истины для ведения христианского образа жизни, а также установления религиозных доктрин – Уиклиф начал умело критиковать различные ереси и обманы, процветавшие в католической церкви. Один только вышеупомянутый буклет включал в себя тридцать две главы, противопоставляющих истину Писания лжи папства.
Уиклиф шагнул на новый уровень.
Формирующееся видение
После смерти короля Эдварда III королем был провозглашен его молодой сын, Ричард II. Джон Гонт стал главой Англии. Он управлял ею в качестве регента до тех пор, пока молодой король Ричард II не стал достаточно взрослым, чтобы самостоятельно занять трон в 1381 году.
На протяжении следующих трех лет Уиклиф защищал законность Библии. Правительство по-прежнему оказывало ему поддержку, но Уиклиф не был его главной заботой; таковой являлась необходимость управлять страной, не имевшей официального короля. Церковь была поглощена решением своих собственных проблем. Слухи о ереси Уиклифа продолжали бродить, но они так ни к чему и не привели. Уиклиф же возражал, что настоящими еретиками были те, кто находил в Библии противоречия и неясности и полагал, что эти места нуждаются в «официальной» интерпретации церкви.
Уиклиф не считал, что существует необходимость в «официальной» интерпретации Библии. Он говорил, что Писание можно и нужно было давать в руки даже самых безграмотных. В отличие от католического духовенства, Уиклиф проповедовал, что истинная «Церковь» состояла из всех избранных Богом людей – а не только из ее руководителей. Он также был убежден, что каждый человек, верующий в Господа, имел право знать Его Слово. Уиклиф говорил: «Все христиане, а не только те, кто относится к духовенству, должны знать Священное Писание и защищать его»; а также «каким бы необразованным человек ни был, он всегда сможет изучить слова Евангелия, благодаря их простоте».
Уиклиф полагал, что Библию можно и нужно было давать в руки даже самых безграмотных
Слова Уиклифа ясно говорят нам о том, что Бог формировал в его сердце план и видение. Ни один англичанин не имел возможности читать Библию – она была написана на латинском языке! Подобные языковые сложности позволяли католической церкви полностью контролировать ситуацию, поскольку только грамотные люди – священники – могли читать Писание.
Поэтому является очевидным то, что Уиклиф имел определенный план подкрепления истинности своих заявлений. Латинскую Библию необходимо было перевести на английский язык – но когда? Различные люди в тринадцатом и четырнадцатом веках уже заявляли о необходимости перевести Библию на английский язык, но никто еще непосредственно над этим не работал. Определение подходящих сроков для начала перевода являлось для Уиклифа единственным вопросом, а он не был человеком, склонным торопиться или действовать опрометчиво. Он знал, что Бог пошлет подходящую ситуацию и укажет нужное время. Писание должно было быть переведено, и в конце концов так и случилось.
Католики были приведены в ярость учением Уиклифа о том, что Библия является единственным источником христианской доктрины. Они верили в то, что только церковь (т. е. священники, монахи, епископы и Папа Римский) предлагала эту доктрину, а Библия выполняла лишь вспомогательную роль, будучи наполненной историями, которые служили иллюстрацией того, какой должна выглядеть праведная жизнь. Однако ярость католиков особенно не беспокоила Уиклифа.
Используя Библию в качестве основания своих убеждений, Уиклиф начал отделять искусственные идеи, привнесенные в жизнь церкви человеком, от Боговдохновенных принципов Писания.
Ниже приводится обобщенный список некоторых католических ересей, которые атаковал Уиклиф. Он был уверен, что все они были придуманы и распространены людьми. Как вы помните, Уиклиф записал эти свои находки, будучи католическим священником. Он любил служение и работу во славу Божью, но ненавидел злоупотребления внутри системы католической церкви. Уиклиф чувствовал, что эти злоупотребления были направлены и против Бога, и против людей.
Прежде всего я коротко расскажу о том, во что верили католики; затем приведу цитату Уиклифа, касающуюся того, с чем он не согласен.
1. Он атаковал исповеди
Католическая церковь призывала людей исповедовать свои грехи перед священником, чтобы получить прощение, и учила, что священник или епископ является единственным человеком, обладающим силой очистить человека от его грехов. После исповеди священник налагал епитимью, которую грешнику необходимо было выполнить для того, чтобы получить полное прощение. Уиклиф писал:
«Исповедь должна быть не перед человеком, но перед Богом, Который является истинным Священником душ, что есть величайшей нуждой каждого грешника. Тайная исповедь, как и вся система средневековой исповеди, не была предписана Христом и не использовалась апостолами, поскольку никто из трех тысяч, обратившихся ко Христу в день Пятидесятницы, не исповедовался перед священником... Только Бог прощает грехи. Верьте только в Христа... остерегайтесь искать оправдания каким-либо иным способом, кроме как через Христову праведность. Веры в нашего Господа Иисуса Христа достаточно для спасения».
2. Отпущение грехов
Католическая церковь учила, что только священник или епископ мог освободить человека от греха, просто сказав ему об этом. Очень часто отпущение грехов приходилось оплачивать деньгами или чем-либо еще. Уиклиф писал:
«Для человека нет большей ереси, чем верить в то, что он освобождается от греха, заплатив за это деньги или же благодаря тому, что священник возлагает на него свою руку и говорит: »Я освобождаю тебя от греха«; ибо вы должны скорбеть о содеянном в своем сердце, иначе Бог не освободит вас».
3. Он критиковал индульгенции
Индульгенции были придуманы, как один из способов получения денег, для того чтобы предотвратить накопление Ватиканом долгов – или же чтобы расплатиться по уже имевшимся, чрезмерным долговым обязательствам церкви. Церковь учила, что с помощью индульгенций люди могут избавить себя от необходимости пребывать после смерти в чистилище (месте, где можно было искупить последствия своих греховных деяний). Людям говорили, что если они будут покупать индульгенции, Папа Римский прикажет ангелам отнести душу умершего прямо на Небеса (минуя чистилище), поскольку за его грехи уже заплачено. Поэтому люди делали все, что им хотелось, и поступали так, как считали нужным, думая, что купив индульгенцию, они избавятся от всех своих грехов. Уиклиф писал:
«Для меня является совершенно ясным то, что наши прелаты, продавая индульгенции, оскорбляют Божью мудрость, думая, что в своей алчности и глупости они понимают то, о чем на самом деле не имеют ни малейшего представления. Они говорят о благодати так, как если бы она была вещью, подобной ослу или быку, которую можно покупать и продавать; поступая так, они учатся торговать индульгенциями, сам дьявол помогает им в этом. Я утверждаю, что папские индульгенции... являются явным богохульством, поскольку он говорит, что обладает практически безграничной властью спасать людей... Однако я с уверенностью говорю вам, что несмотря на то, что священники и монахи могут ходатайствовать за вас, а также несмотря на то, что вы каждый день можете простаивать многочисленные мессы и основывать часовни и церковные общины, всю свою жизнь проводить в паломничествах и все свое имущество отдавать продавцам индульгенций, все это не гарантирует вашей душе места на Небесах».
Уиклиф осудил подобные практики в своем трактате «Об индульгенциях» задолго до того, как Лютер написал свои «Девяносто пять тезисов». Свой трактат он закончил следующими словами:
«Хвост этого дракона составляют монахи, трудящиеся во имя этой иллюзии, а также другие дьявольские искушения в церкви. Восстаньте же, воины Христовы! Будьте достаточно мудры, чтобы отказаться от всех этих вещей вместе с прочими обманами князя тьмы, и доверьте себя Господу Иисусу Христу... выбросьте из церкви все подделки антихриста и научите людей, что только Самому Христу и Его Закону, а также Его истинным представителям они могут доверять... тщательно изучите все написанное выше, чтобы уметь распознавать методы антихриста!»
Крови, которую Иисус Христос пролил за нас, достаточно – хотя средневековые католики и принизили Его жертву, заставив людей доплачивать деньги за получение прощения. Пусть Бог будет милостив к тем, кто верит в эту доктрину, и откроет глаза этих людей, чтобы они увидели истину!
4. Он призвал проповедовать в церквах
Многие католические священники рассматривали свое служение, как работу, обеспечивавшую комфортное существование. В результате большинство из них так никогда и не осознало духовного положения, которое они могли и должны были занимать. Поэтому священники часто оказывались замеченными в совершении различных аморальных проступков – например, в тавернах, играющими в азартные игры – они вели достаточно легкомысленный образ жизни. За исключением, возможно, монахов-отшельников, большая часть духовенства никогда не молилась и не посвящала время изучению Слова Божьего. Многие священники ни разу даже не читали Библии, поэтому они могли лишь рассказывать различные истории и сказки, чтобы привлекать внимание людей. Благодаря этому накапливалось огромное количество грубых ошибок и откровенной лжи. Уиклиф писал:
«Величайшая работа, которую может получить человек, живущий на земле, – это проповедовать Закон Божий. Эти обязанности в особенности возлагаются на священников, чтобы те могли приводить к Богу Его детей... Именно поэтому Иисус Христос оставил всю другую работу и посвятил Себя преимущественно проповедованию; так же поступили и апостолы, и поэтому Бог возлюбил их... Мы верим, что существует лучший путь – не идти на поводу удовольствий и вместо этого довериться Богу и искренне нести людям Его Закон, особенно Его Евангелие. Поскольку же эти слова являются словами Самого Бога, их нужно принимать на веру, и именно эти слова, а не те, которые говорятся для удовольствия, дадут людям новую жизнь».
Уиклиф не мог предать того, что, основываясь на написанном в Библии, он считал истинным, даже если это означало потерю поддержки
«О чудная сила Божьего Слова, ошеломляющая даже вооруженных воинов, смягчающая самые черствые сердца и обновляющая человека... Очевидно, такая чудесная сила никогда не могла бы быть плодом слов священника, не вдохновленного Духом Жизни и Вечным Словом».
Уиклиф атакует евхаристию
Мало-помалу Уиклиф продолжал изобличать ошибки и обманы католической церкви. В 1379 году в своем противостоянии церкви он занял такую позицию, которая испугала даже его друзей. Джон Гонт также не мог согласиться с этой монументальной позицией и попросил Уиклифа отказаться от нее. Но Уиклиф не мог предать того, что, основываясь на написанном в Библии, он считал истинным, даже если это означало потерю поддержки. В результате этого английское правительство оказалось в растерянности, не зная, как реагировать на последнее откровение Уиклифа.
Наиболее нашумевшие и известные дебаты Уиклиф вел в отношении евхаристии, или, как ее еще называли, Святого Причастия. Католики верили в преобразование, которое означало, что, когда священник совершал мессу, хлеб и вино, приготовленные для причастия, превращались в настоящие тело и кровь Иисуса Христа, сохраняя при этом внешний вид хлеба и вина. Также они называли этот процесс «Священным Таинством».
Уиклиф пришел к выводу, что подобное преобразование является совершенно небиблейским. В своем трактате, названном «О евхаристии», он обосновал свои взгляды, основываясь на двух основных моментах: во-первых, о преобразовании ничего не говорилось в Библии и, во-вторых, о преобразовании не было ничего известно вплоть до двенадцатого века. Оно не было принято как католическая догма (абсолютная истина) вплоть до прошедшего в 1215 году Четвертого Всемирного Собора.
Уиклиф утверждал, что теологическое представление о преобразовании было не чем иным, как изобретением человека, или же неправильным пониманием Писания, – служащим для того, чтобы окружать мессу атмосферой таинственности и возвышать священников. Уиклиф считал, что преобразование чрезмерно и опасно преувеличивало роль священника, отводя Христу второстепенную роль, и склоняло людей к идолопоклонничеству.
Уиклиф призывал людей вернуться к вере и практикам ранних христиан и отвергнуть доктрины, придуманные человеком
Вместо этого Уиклиф верил в духовное присутствие Христа и Его Крови и утверждал, что во время причастия каждый верующий должен был вспоминать о Нем своей личной верой в ту цену, которую Иисусу пришлось заплатить. Он призывал людей вернуться к вере и практикам ранних христиан.
Уиклиф писал: «Освященная облатка, которую мы, священники, благословляем, на самом деле не является телом нашего Господа, но только эффективным его символом. Мы не должны представлять себе это так, как будто тело Христово спускается с Небес и входит в облатки, освященные в каждой церкви».
Далее Уиклиф объяснял, как нужно правильно толковать Слово Божье, и использовал в качестве примера следующее сравнение: «Одни места в Библии необходимо понимать прямо и без всякого скрытого смысла, другие же – в переносном смысле. Точно так же, как Христос называет Иоанна Крестителя Илией, а святой Павел называет Христа скалой... Читая Писание, вы будете постоянно сталкиваться с такими выражениями, и в этих выражениях, несомненно, сравнения сделаны в метафорической форме».
Уиклиф писал, что смысл метафорического языка Библии сокрыт от тех, кто не знает Иисуса Христа.
«Потому пусть каждый человек с мудростью, обильной молитвой и стремлением научится... читать слова Бога в Священном Писании... Христос сказал: «Я истинная виноградная лоза» (Иоанна 15:1). Почему же вы не поклоняетесь лозе так же, как вы поклоняетесь хлебу?«
Далее Уиклиф заявил, что Христос не является земной лозой, «поэтому и физический хлеб не превращается в тело и Кровь Христа».
Когда Уиклиф в своем трактате «Об отступничестве» раскритиковал суеверия и идолопоклонничество, ассоциировавшиеся с мессой, католическая церковь навесила на него ярлык законченного еретика. Несмотря на то, что церковь не предприняла никаких шагов для его отлучения, Уиклиф стал человеком, которого большинство людей стремилось избегать.