Что такого особенного сделал Жан Кальвин в структуре церкви, что и по сегодняшний день мы можем встретить? Читайте фрагмент из книги Роберста Лиардона.
Женева. Вторая попытка
Букер посоветовал Кальвину вернуться в Женеву. Хотя тому и нравилось продвигать Божье дело, его сердце сжималось от одной лишь мысли о том, что необходимо снова вернуться туда, где все так сложно начиналось. Фарель написал Кальвину несколько писем, настаивая, чтобы тот все-таки решился. Кальвин ответил своему другу искренним обещанием сделать этот шаг, написав те слова, которые я поместил в самом начале этой главы, но также спросил, кто осудит его за нежелание возвращаться в столь опасное место.
Страсбург стал для Кальвина и его семьи своего рода утопией. Букер посоветовал ему отправиться в Женеву для начала на один год, а позже вернуться назад. Наверное, это было единственное светлое пятно, которое хоть как-то успокаивало Кальвина – надежда вернуться в Страсбург. Кальвин планировал пробыть в Женеве лишь несколько месяцев, приведя за это время в порядок местную церковь; на самом же деле он скончался там двадцать три года спустя.
В отличие от своего первого появления в Женеве, когда он был всего лишь простым путешественником, теперь Кальвин вернулся в город известным проповедником, обладавшим огромным авторитетом и влиянием. Но даже несмотря на всю торжественность момента, ему по-прежнему было грустно от мысли о возвращении. Кальвин назвал свое возвращение «жертвой Господу».
Женева не жалела ничего для того, чтобы загладить свою вину перед Кальвином и успокоить его. Городские власти направили за ним в Страсбург высокопоставленного герольда и комфортный экипаж, запряженный двумя лошадьми. Они поселили всю семью Кальвина в прекрасно обставленном доме рядом с собором; из окна дома открывался чудесный вид на озеро. Даже несмотря на все оказывавшееся ему внимание, Кальвин прибыл в Женеву в сентябре 1541 года со слезами на глазах.
В тот момент, когда Кальвин и вся его семья проезжали через укрепленные городские ворота, друг реформатора Вире громко читал письмо Кальвина, в котором описывались его мысли, касавшиеся возвращения в Женеву. Одно предложение звучало следующим образом: «Нет ни одного места на этой земле, которого я боялся бы больше».
Влияние кальвинизма растет
Небывалое восхищение жителей и властей Женевы прибытием Кальвина лишь немного успокоило его. Через три дня после своего прибытия он сказал Фарелю: «Как ты и желал, я
приехал сюда. Пусть же Господь направляет меня для свершения блага«. Когда Кальвин снова оказался за кафедрой первым в сентябре воскресным утром, он продолжил в том же духе, что и три года назад.
Кальвин, которого Женева знала ранее, обладал взрывным и неконтролируемым характером. Однако общение в Страсбурге со зрелыми, сдержанными людьми помогло Кальвину обуздать свои сильные эмоции. В своем письме Букеру он заверял, что будет вести себя выдержанно и с братской добротой относиться к людям.
Поборов на первых порах свой огромный страх, вызванный пребыванием в Женеве, Кальвин немедленно принялся за работу. Своей первостепенной задачей он считал организацию церкви. В этом деле опыт, приобретенный в Страсбурге, оказал Кальвину неоценимую помощь. Женевское правительство состояло из Малого Совета, Двухсот и Главного Совета.
Используя в качестве примера Слово Божье, Кальвин обозначил четыре неизменных служительских сана – пасторы, учителя, пресвитеры и дьяконы, – вокруг которых и было сформировано все устройство церкви. Эти четыре сферы деятельности покрывали собой полностью всю церковную жизнь – поклонение, образование, внутреннюю прочность и нравственную чистоту, а также дела любви и милосердия.
Подобная структура организации и управления протестантской церкви сохранилась вплоть до наших дней. Особенно она заметна в баптистских церквах; хотя должность учителя в них особо не выделяется. Единственными служениями, которым не нашлось места в структуре Кальвина, стали служения апостола и пророка (см.: Ефесянам 4:11). Своей ролью Кальвин преимущественно считал роль пастора, хотя, если быть более точным, он являлся учителем-апостолом.
В соответствии с определенным направлением Кальвин реформировал церковь: католикам подобный процесс был чуждый. Проведенная им реорганизация сделала протестантскую церковь того времени наиболее приближенной к библейским истинам. Несмотря на то, что Кальвин проигнорировал служение апостола и пророка, распределяя обязанности в церкви, он тщательно следовал Писанию. Благодаря своей несколько отличной организации и учению, эта часть протестантов стала известна как кальвинисты. Кальвинизм оказал влияние на тысячи известных проповедников, таких как Чарльз Сперджен, Джонатан Эдварде, Уильям Кэри и Дэвид Брэйнерд. Принципы кальвинизма присутствуют в жизни бесчисленного количества служений и сегодня.
Первый сан – пасторы
В обязанности пасторов входило проповедовать Слово, наставлять, увещевать, отправлять таинства и совместно с пресвитерами производить внутри церкви структурные изменения. Они должны были посвящать себя посту и молитве, чтобы Слово Божье проповедовалось людям верно и безошибочно. Пасторы не должны были обременять себя постоянной поддержкой системы; также им не следовало изнуряться, посещая множество людей и заботясь об их нуждах. Вместо этого они могли помолиться за всех больных в городе, если их к этому побуждал Бог.
Кальвин был горячо убежден, что пасторы должны были посвящать себя исключительно Слову и молитве, потому что считал, что проповедование было подобно «посещению Богом, во время которого Он протягивает Свои руки, чтобы притянуть нас к Себе». Кальвин нетерпимо относился к пасторам, у которых недоставало чего-то из вышеперечисленного; они сурово наказывались.
Если какой-либо человек изъявлял желание стать пастором, ему необходимо было доказать свое призвание и показать, что образ жизни, который он ведет, соответствовал его стремлению. После проверки нравственности своего поведения претендент на должность пастора проверялся на знание учения и Библии. Прежде всего, этот человек должен был пройти несколько стадий проверки служителями церкви, а затем его кандидатура должны была быть одобрена советом церкви и людьми.
Пасторы должны были встречаться каждую неделю, чтобы обсуждать жизнь церкви и учение, а также решать возникающие проблемы. Если же возникали какие-либо споры или разногласия, которые не могли быть решены пасторами самостоятельно, они должны были пригласить пресвитеров, которые бы вынесли свое суждение и помогли принять единое решение.
Кроме этого, пасторы были обязаны посещать ежеквартальные собрания, где избирались служители. На этих собраниях также обсуждались вопросы, связанные с управлением церковью, зарплатой и любыми дисциплинарными проблемами. Подобное собрание получило название Преподобная Гильдия и имело своей целью установить подотчетность среди новых церквей.
Преподобная Гильдия со временем превратилась в одну из наиболее влиятельных организаций церковных служителей во всем мире. На ее базе было сформировано Женевское миссионерское агентство, которое направляло миссионеров-реформаторов в Италию, Германию, Шотландию, Францию, Англию, а также к неевропейским народам за океан. В те дни миссионеры сталкивались с небывалыми трудностями; многих из них просто убивали. Некоторые из направлявшихся Кальвином в Южную Америку миссионеров были убиты еще во время своего пути. По этой причине Божьи служители, прибывая на новое место, создавали подпольные церкви, члены которых тайно встречались в амбарах, на полях или же в уединенных пещерах.
Организованная Кальвином академия стала первой школой служителей, которая направляла миссионеров по всему миру с наказом реформировать церковь до ее изначального состояния. В этой сфере очевидным для нас становится апостольское помазание Кальвина.
Человек, обладающий апостольским помазанием, создает нечто вроде центра управления, из которого исходит множество различных служений, распространяющихся по всему миру. Люди, направленные таким центром, готовы к действию на территориях, которые враждебно воспринимают Евангельскую Весть. Они обучены распознавать духовный климат местности и действовать, даже несмотря на то, что окружающая обстановка может быть поражена демоническим, культурным или религиозным влиянием. Подобные миссионеры обладают всем необходимым для того, чтобы изменять и смягчать духовную атмосферу, делая людские сердца доступными Слову и Святому Духу.
В своей школе Кальвин создал именно такую атмосферу. Он рассказывал своим студентам о животворящей силе Слова Божьего; он воспитал новое поколение верующих, которые твердо придерживались истинной веры, за которую многие из них отдали свои жизни. Кальвин воспламенил сердца студентов осознанием своей миссии побуждать радикальные преобразования там, куда направит их Дух Господень.
Кальвинизм стремительно распространялся и привлек к себе больше верующих, нежели лютеранство. Почему? Во многом благодаря прекрасным организационным навыкам Кальвина. Лютер распространял свое послание с помощью печатного станка, публичных дебатов и радикальных демонстраций, которые вдохновляли веру других людей. Кальвин же методично проводил радикальную реконструкцию учения, объясняя людям причины этого, открывая им истинный смысл предназначения в жизни верующего. Апостольские способности Кальвина сформировали в душе его студентов прочное основание.
Второй сан – учителя
Учителя также назывались докторами и избирались из числа пасторов. В их обязанности входило оберегать чистоту евангельского учения и поддерживать хорошо подготовленных служителей в выполнении задач, связанных с наставлением.
Прежде всего, учителя занимались теологией, но, кроме этого, им необходимо было знать также языки и науку. Движимые этой целью, молодые церкви открыли школу, где учащиеся изучали не только церковные доктрины, но также греческий язык и иврит. В те времена девочки и мальчики обучались отдельно. Эта знаменитая школа стала известна как Женевская Академия. Ее деканом был избран француз по имени Теодор Беза. Позже он станет одним из лучших друзей Кальвина, даже заместив того на посту главы Преподобной Гильдии.
Лекции для взрослых читались каждые понедельник, среду и пятницу. Своей целью лекторы ставили рассказать членам церкви об истинном смысле Писания и дать необходимые знания потенциальным пасторам.
Третий сан – пресвитеры
Пресвитеров избирали на основании их поведения. Они должны были быть высоконравственными людьми, известными своей мудростью и надежностью, обладающими хорошей репутацией, которые стали бы доказательством того, что пресвитеры не станут легкой жертвой греха и порока. Эти мужчины назначались главными пасторами и наделялись полномочиями следить за нравственной и духовной жизнью людей.
Каждая церковь имела одного или двух пресвитеров, которые следили за жизнью семей, находившихся под их юрисдикцией. Если пресвитеры замечали случаи неправильного поведения, их обязанностью было исправить и наставить провинившихся, а затем посмотреть, наступило ли раскаяние. Пресвитеры должны были сообщать об аморальном поведении только в тех случаях, если они сами никак не могли повлиять на него. В таком случае оповещался совет церкви, который увещевал человека покаяться. Если же призыв оказывался тщетным и грех продолжался, нарушителя отлучали от церкви до тех пор, пока он не раскаивался.
Основываясь на Послании к евреям 3:13, пресвитеры своей главной обязанностью имели постоянное увещевание верующих, вдохновляющее их совершать добрые дела и вести духовную жизнь, которая была бы угодна Господу.
Четвертый сан – дьяконы
Основываясь в своей деятельности на нравственных принципах, указанных в 1 Послании к Тимофею 3, дьяконы избирались для того, чтобы служить в одном из двух направлений: следить за церковными фондами и управлять или же следить за социальным благополучием членов церкви.
Женева славилась тем, что там не было нищих, а также больных людей, которые не были бы окружены величайшей заботой. Каждый дьякон основывал в своем районе госпиталь. Если кто-либо из жителей заболевал, дьяконы находили ему врача. В зависимости от обстоятельств, врач мог посетить больного либо в больнице, либо у него в доме. Подобная система была создана прежде всего для того, чтобы позаботиться о женевских бедняках. Каждый горожанин получал лучшую медицинскую и духовную помощь, что было поистине беспрецедентно для того времени. Благодаря этому Женева стала известна как город истинного Евангелия.
Что значит Евангелие для вас?
Только что вы прочитали, что Женева была известна как город истинного Евангелия. Организованные Кальвином пресвитеры и дьяконы являли собой истинную сущность апостольского духа. Истинный апостол живет ради того, чтобы Божья любовь провозглашалась по всему миру. На кого же направлена Божья любовь? На людей. Прислушайтесь к моим словам: Евангелие было дано для того, чтобы мы могли позаботиться о нуждах всего человечества, одной (!) из которых является спасение.
Евангелие было дано не для того, чтобы питать ваше собственное «я» или же наделить вас каким-либо общественным статусом. Оно было дано и не для того, чтобы глаза всего мира были устремлены на вас. Поскольку любовь Божья всегда обращена на нужды людей, то Евангелие – выражение Божьего желания утешить страдающих, поднять сокрушенных, накормить голодных, спасти заблудших, освободить, исцелить больных.
Некоторые истины, открытые нам Богом через удивительных мужчин и женщин, в определенных кругах были искажены и представлены в ложном свете. Я искренне верю в послание процветания. Бог направил его нам, чтобы указать верующим на Свою важную роль в финансовом обеспечении Царства. Далее, вторая истина процветания заключается в том, что вы обретете Божье благословение, если всю свою жизнь подчините Ему – сердце, тело, душу и, естественно, благосостояние. Бог хочет, чтобы вы преуспевали, но большое богатство Он может доверить лишь тому, кто на протяжении определенного времени посвящал себя распространению пределов Его Царства.
Существует узкая грань, пересекать которую в поисках средств служители не имеют права; за этой гранью лежат ошибки и заблуждения. Если Бог истинно призвал вас сделать что-то, Он поможет вам необходимыми средствами. Однако если вы будете поступать в соответствии со своим собственным видением и оказывать давление на людей просьбами помочь вашему служению финансово, оно может проникнуться не тем духом.
Я заметил, что люди с легкостью готовы жертвовать. Однако они могут не обратить достаточного внимания на ваш строительный проект. Я принимал многие пожертвования на выполнение различных служений. Иногда деньги были нужны на строительство новой церкви. Иногда – для покупки новых стульев. Я не говорю, что это неправильно. Библия говорит нам жертвовать, чтобы в доме Господнем была пища (см.: Малахии 3:10). Но легче всего люди жертвовали на миссионерскую программу, начать которую меня побудил Господь.
Люди приносили свои пожертвования, как безумные. Я всего лишь поделился с ними своим видением отправить пятьсот миссионеров в наиболее сложные уголки этого мира, и люди без раздумий стали нести мне деньги. Конечно, они могут поддержать и ваш строительный проект, и покупку новой аудиосистемы, но людям чрезвычайно важно видеть, что своими деньгами они реально влияют на жизнь общества.
Страждущим людям абсолютно неважно, сколько у вас денег. Им требуется помощь, которую может оказать лишь помазанный и ведомый Духом Святым служитель. Деньги в такой ситуации являются лишь средством.
Мы должны поддержать Бога и провозглашать истину, чтобы Его план был реализован в полной мере. И тогда мы, как и жители Женевы, сможем назвать свой город – и свою церковь – примером действия истинного Евангелия.
Наследие, которое Кальвин оставил нам
Многое из принесенного Кальвином в жизнь церкви было абсолютно новым для того времени. Вы можете быть чрезвычайно удивлены, узнав, что некоторое из того, что вы сейчас принимаете в своей церкви как должное, было введено в церковную жизнь еще Кальвином.
- Он ввел практику душепопечительства в соответствии с написанным в Слове Божьем.
- Он установил обязанности пастора, совместив их с вдохновенной проповедью Слова.
- Он установил обязанности учителя, в соответствии с которыми тот должен был сделать евангельские принципы понятными и доступными как взрослым, так и детям.
- Он обозначил обязанности и функции пресвитеров и дьяконов.
- Он ввел общее для всех прихожан поклонение, во время которого каждый верующий мог ощутить присутствие Божье через пение.
- Он начал толковать Новый Завет на основании его оригинальной греческой версии, что посодействовало буквальному пониманию его содержания верующими.
- Он начал толковать содержание Ветхого Завета с помощью иврита, на котором тот первоначально был написан. До Кальвина лишь евреи пользовались ивритом для понимания Бога.
- Он поручил служителям молиться за больных и страждущих, когда они чувствовали в этом потребность.
Кальвин стоял у истоков многих других служений, прочитанное же вами является лишь самыми яркими их примерами. Как вы видите, его радикальная реконструкция церкви в соответствии с истинным евангельским духом послужила причиной раскрытия многих обманов, которыми злоупотребляла католическая церковь.