Урок 11. Церковь. Школа основ христианской веры, которые должен знать каждый христианин. Школа состоит из двенадцати уроков. Основатель школы – Христианский Библейский Институт.
Природа церкви
Духовная жизнь христианина имеет не только уникальное начало, но также и уникальную форму своего выражения. Спасение каждого человека является сугубо индивидуальным делом, (т.е. спасение возможно только по личной вере в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя). Тем не менее, с момента возрождения, каждый истинно верующий христианин немедленно соединяется с миллионами других подобных ему детей Божьих в единой семье. Эта семья называется церковью.
Библия говорит о двух аспектах церкви: Вселенская Церковь и поместная церковь. Эти оба элемента функционирования церкви очень важны. Каждый христианин должен их понимать и иметь верное отношение к ним.
1. Вселенская Церковь.
Вселенская Церковь – это духовное единение всех рождённых свыше, детей Божьих, живших ранее и живущих сегодня по всему миру. Это единое Тело Христово, которое духовно соединено с Главой. Вселенская Церковь едина в Духе Христовом и поэтому это единение не ограничивается политическими, национальными и другими существующими земными границами.
Мф 16:18 «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»;
Создание церкви было важной целью первого пришествия Иисуса Христа на землю.
Индивидуальные члены Церкви Иисуса Христа соединяются воедино посредством Духа Святого, поселяющегося в сердце христианина при его рождении свыше
1 Кор 12:13 «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».
Еф 1:13 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом»,
Создание церкви Иисуса Христа стало возможным только после дня Пятидесятницы, когда Дух Святой сошёл на землю для того, чтобы объединить верующих в единое Тело Христово.
2. Поместная церковь
Кроме того что все рождённые свыше христиане объединены духовно во Вселенскую Церковь, существует ещё один уровень объединения детей Божьих – поместная церковь.
Поместная церковь создана Богом в качестве необходимой среды для практического проявления духовного единства христиан.
В Новом Завете упоминаются многие поместные церкви:
- Церковь в Иерусалиме (Деян. 2:42)
- Церковь в Коринфе (Послания к коринфянам)
- Церковь в Риме (Послания к римлянам)
- И др.
Поместная церковь необходима по следующим причинам:
- Место для взаимного служения
Еф 4:16 «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».
- Место для взаимной подотчетности
Мф 18:15 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».
- Место для взаимной помощи
Гал 6:2 «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Рим 15:1 «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».
Принадлежность к церкви
Церковь Иисуса Христа является духовным организмом, поэтому принадлежность к ней определяется, прежде всего, определёнными духовными условиями, находящими своё выражение в определённых видимых факторах.
Мф 7:21 «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!«, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
- Условия
Для того чтобы принадлежать к церкви Иисуса Христа нужно, прежде всего, быть рождённым свыше Христианином.
Рим 8:9 «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его».
1 Кор 12:13 «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».
- Рождение свыше представляет собой:
- Признание себя грешником, нуждающимся в спасении,
- Понимание сущности Евангелия,
- Принятие Иисуса Христа как Господа и Спасителя.
- Рождение свыше обязательно выражается в изменении жизни.
Лук 9:23 «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Иоан 10:27 «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною».
- Рождение свыше представляет собой:
- Видимые знаки
Кроме внутреннего перерождения Господь оставил ещё два видимых знака принадлежности к церкви, которые подтверждают или свидетельствуют о происшедших внутренних переменах. Эти два видимых знака: Водное Крещение и Вечеря Господня
- Крещение
Иисус Христос заповедал, чтобы все, уверовавшие в Него, принимали водное крещение.
Мф 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Водное крещение это внешнее подтверждение, или свидетельство, о духовных переменах, происшедших с человеком. Оно осуществляется посредством полного погружения в воду. Когда крещаемого погружают в воду, это означает, что он свидетельствует о своём отречении от жизни греха. Когда крещаемого поднимают из воды, это означает, что он восстаёт для новой жизни, посвящённой новому Господину – Иисусу Христу.
Рим 6:3 «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения»
Следует отметить, что крещение не несёт в себе какого-то мистического действия. Оно представляет собой внешнее свидетельство того, что уже произошло в рождённом свыше человеке.
- Вечеря Господня
Вторым видимым знаком, связанным с принадлежностью к церкви является Вечеря Господня.
- Вечеря Господня была заповедана самим Иисусом Христом для совершения на протяжении всего времени земной истории церкви.
1 Кор 11:23 «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».
- Установление Вечери Господней было связано с воспоминанием выхода народа Израильского из Египта – еврейской пасхой.
Лук 22:15 «и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божьем. 17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божье. 19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.»
- Смысл Вечери Господней – воспоминание причины нашего спасения – заместительной жертвы Иисуса Христа, принесённой за нас.
- Вечеря Господня была заповедана самим Иисусом Христом для совершения на протяжении всего времени земной истории церкви.
Некоторые церкви (например, Православная и Католическая) учат, что при благословении хлеба и вина во время Вечери, эти элементы превращаются в тело и кровь Иисуса Христа, принимая которые, человек получает особую благодать от Бога. На самом деле никакого мистического действия в момент Вечери Господней не происходит. Хлеб остаётся хлебом и вино остаётся вином. Мы в благоговении принимаем хлеб и сок, вспоминая о жертве Христа, как о причине нашего спасения, и этим свидетельствуя о Его смерти другим.
1 Кор 11:23 «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».
- Крещение
Практика церкви
Сегодня различные церкви имеют различные формы служения. Говоря о разных формах служения в первых церквях, Писание не предписывает какого-то одного, специального порядка богослужения. В то же время, Библия учит о некоторых неотъемлемых принципах, которые обязательно должны присутствовать в церкви и без которых церковь не состоится.
Основные элементы церковной жизни перечислены в описании жизни первой церкви в Иерусалиме:
Деян 2:42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Деян.2:46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
Деян.4:33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
- Во-первых, основным делом церкви должна быть ясная проповедь Библии. Без этого невозможна правильная жизнь членов церкви и правильное функционирование самой церкви.
- Во-вторых, члены церкви обязательно должны иметь общение между собой. Именно в общении они могут поддерживать друг друга, исправлять друг друга, служить друг другу и совместно служить Богу.
- Церковь собиралась вместе.
- Церковь собиралась по домам.
- В-третьих, в церкви должна совершаться Вечеря Господня (преломление хлеба). Это неотъемлемая часть христианской жизни. Люди способны забывать причину своего спасения и поэтому нам необходимо регулярно участвовать в Вечере Господней.
- В-четвёртых, Церковь это место где молятся Богу. Собираясь вместе, мы прославляем Бога, благодарим Его, приносим Ему свои нужды, а также просим Его о других. Молитва очень важная часть церковной жизни. Она позволяет нам иметь близкое общение с Богом и друг с другом.
- В-пятых, церковь должна свидетельствовать – нести евангелие погибающим.
Структура управления церкви
Представляя собой духовных организм, Церковь Иисуса Христа, тем не менее, имеет ясную структуру руководства, установленную Богом.
- Христос
Прежде всего, единым главою церкви является Иисус Христос
Еф. 1:22 «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви»,
Стать христианином означает признать полное Господство Иисуса Христа в жизни. Воля Иисуса Христа выражается в Его Слове – Библии. Таким образом, каждый христианин подотчётен Божьему Слову.
- Пастор (епископ, пресвитер)
Далее, в поместной церкви Бог установил людей, которым Он дал специальные духовные дарования и качества, которыми они могут служить Ему и всей церкви.
1 Петра 5:1 «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду»;
Благодаря тому, что Бог дал этим людям больше опыта и духовных дарований, они являются духовными лидерами для всех остальных членов церкви.
В руководстве церкви может быть только тот, кто отражает в своей жизни особые качества, перечисленные в 1 Тим. 3:1-7 и в послании к Титу 1:6-9.
Титу 1:6 «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать».
Члены церкви должны повиноваться руководству, почитать их и материально забоится о них.
Евр 13:17 «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».
1 Фес 5:12 «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою».
Гал.6:6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
- Служителя (диакона)
Кроме пасторов и пресвитеров в церквях ещё избираются диаконы (служителя), задача которых заключается в оказании всяческой помощи служению пасторов. К диаконам также относятся специальные требования, описанные в 1 Тим. 3:8-9
1 Тим 3:8 «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9 хранящие таинство веры в чистой совести».
Пресвитеры и диаконы избираются церковью. Церковь выражает своё доверие служению каждого отдельного служителя посредством рукоположения, на котором служители благословляются Богом и церковью на предстоящий труд.
Домашнее задание: Выучить Мф 28:19-20
Источник: Христианский Библейский Институт