Урок 7. Послание Лаодикийской церкви. Толкование семи посланий к церквям из книги апокалипсис (Откровение Иоанна). Учитель – Дмитрий Лео. Церковь Благословение Отца.
Школа «Откровение семи церквям». Оглавление
Урок 7. Послание Лаодикийской церкви.
Город Лаодикия был основан Антиохом II в 261–296 г. до р. Хр., назван так в честь Его жены Лаодикии. Город Лаодикия лежал по обе стороны великой дороги, ведшей на восток; она входила в город у Ефесских ворот и выходила у Сирийских ворот. Это обеспечило городу финансовое процветание и превратило его в один из центров банковского дела.
Ликийская долина приносила лощеную черную шерсть, из которой выделывалась черная одежда и ковры, за счет чего город стал известен. Лаодикия была также центром медицинской школы и выработки коллирия известной целебной мази для глаз.
Город был известен источниками теплой воды, содержащей соду; из соседнего Хиераполя теплые источники текли в реку Меандер. Город Лаодикия существует сегодня только в виде грандиозных развалин, нося название Эски-Исар, свидетельствующих о его былом величии.
Первоначально Лаодикия была крепостью, но у нее было одно очень уязвимое место – вода в нее поступала из источников по подземному водопроводу длиной в десять километров – опасное положение для осажденного города. В 1009 году город подвергся полному разорению и опустошению турками. Он был разрушен знаменитым завоевателем Тамерланом.
К тому времени, как была написана книга Откровение, Лаодикийской церкви было уже примерно 40 лет.
Откр. 3:14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
«Ангелу». см. предыдущие послания.
«Аминь»
В Ис. 65:16 Бог назван Богом истины, что на древнееврейском языке звучит как [Бог Аминь]. Слово аминь часто ставится в конце серьезного высказывания для того, чтобы гарантировать его истинность. Если Бог – это Бог Аминь, то на Него можно полагаться всегда и во всем. Иисус сказал, что Он сейчас будет говорить им истину.
«свидетель верный и истинный».
Он – свидетель верный и истинный. В одном комментарии говорится по этому поводу, что свидетель должен удовлетворять двум важным требованиям:
- Он должен был видеть своими глазами то, о чем он говорит.
- Он должен быть совершенно честным и точно повторять то, что он слышал и видел.
Иисус обращаясь к этой церкви говорит: «Я буду говорить только то, что вижу и знаю и ничего больше. Я буду говорить тебе правду.»
Откр. 3:15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
«ни холоден, ни горяч».
Это фигуральное выражение было особенным образом понятным для верующих Лаодикии. В окрестностях этого города был водопад, в который впадали горячие источники, текущие в Иераполе. Протекая через Ликусскую долину к Лаодикии, примерно расстояние 6 миль, эти горячие воды заметно охлаждались, и достигая окрестностей Лаодикии, становились приторно тёплыми.
Таким образом, эта редкая географическая особенность была известна всем, и как нельзя лучше характеризовала духовное состояние верующих Лаодикийской церкви.
«о, если бы ты был холоден, или горяч».
В Лаодикии был один из самых знаменитых курортов Римской империи, возникший там благодаря наличию прекрасных целебных источников. Горячая вода из источников приносила людям пользу, укрепляя их тела.
Поэтому горячая вода была очень ценна и лечебна. Климат в Асии весьма теплый (нынешняя Турция), и тогда еще не было холодильников, и поэтому холодная вода была одним из основных источников утоления жажды и освежения людей в домах и купальнях.
Иисус зная особенности горячей и холодной воды этого города, возможно и выбрал эти образы для того, чтобы показать, что Лаодикийская церковь не приносит людям ни какой пользы – ни холодны не горячи.
«о, если бы…».
Иисус считает, что холодное и горячее состояние это лучшее в этом случае. Из этого видно, что Он говорил именно на примере этих особенностей воды.
И скорее всего Он не говорил о духовном состоянии христианина (как принято считать), потому что Иисус не мог признать холодного христианина, нормальным духовным состоянием. Этому нет подтверждения в писании. Тем более что причина была в другом, как мы увидим ниже в стихе 17. Следующий стих также подтверждает, что речь шла именно о свойствах воды
Откр. 3:16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
«извергну» – изрыгать, выплевывать.
Это не ошибка в тексте, именно такое слово применяет Иисус в этом месте, поэтому мы не думаем, что речь идет о каких-то таинственных духовных образах. Первое значение. Иисус приводит простой пример на воде, что когда она теплая ее не хочется пить.
Второе значение. Вода горячих минеральных источников часто имеет тошнотворный вкус и действительно иногда вызывает у людей рвоту. Именно такое воздействие оказывала лаодикийская церковь на Воскресшего Христа. Над этим стоит задуматься. (Баркли)
Откр. 3:17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
«Ибо ты говоришь».
Слово «ибо» чаще переводится – «так как, потому что». Это слово также имеет связь с предыдущим выражением « … извергну тебя из уст Моих, потому что ты говоришь, что … ».
Это и была их большая проблема, потому что, богатство было их главной ценностью – о чем они говорили, чем жили и гордились. Лаодикийцы говорили о себе, и считали что они … «я богат, разбогател». Буквально «я стал богатым», «я преуспеваю».
Не было в Малой Азии более процветающего города чем Лаодикия. Благодаря наличию в Лаодикии банков и курортов, привлекавших внимание богатейших людей страны, в городе царило высокомерие, самодовольство и разврат. Жители его, в том числе и христиане, пользовались весьма высоким материальным благополучием.
Лаодикийская церковь не только претендует на то, что она богата, но она совершает ещё одну роковую ошибку утверждая, что эти богатства являются результатом её личных трудов – «я разбогател»,«я преуспеваю».
Город находился в области, в которую эмигрировало много иудеев. Раввины поносили своих прихожан, ищущих вин и бань Фригии. В 62 г. до Р.Х. губернатор провинции Флакк был так встревожен денежными суммами, которые вывозили иудеи для уплаты храмового налога, который платили все иудеи мужского пола, что запретил вывозить деньги. В результате в Лаодикии было изъято двадцать фунтов золота, а в Апамейе, во Фригии, сто фунтов золота, которое пытались вывезти контрабандой. Это золото стоило 15 000 серебряных драхм. Храмовый налог иудеев составлял полсикля или две драхмы. Это значит, что в районе проживало минимум семь с половиной тысячи иудеев мужского пола. (Баркли)Лаодикия была настолько богата, что когда в 60-м году х. э. город постигло большое землетрясение, Лаодикия отказалась от предложенной ей сенатской помощи.
«и ни в чем не имею нужды».
Или ... Я больше ни в чем не нуждаюсь. У меня все есть и мне больше ничего не нужно.
Это и есть «теплость» по словам Иисуса, когда ты удовлетворен материальным и тебе уже больше ничего не нужно. Лаодикиянин – это человек, который доволен своим состоянием и гордится теми небольшими успехами, каких ему удалось достигнуть. Почти невозможно его убедить в том, как во многом он нуждается, и как далеко он находится от цели совершенства.
Церковь или человек, которые удовлетворяют только себя, даже несмотря на видимое материальное благополучие, относятся к «теплому состоянию».
Материальное благополучие, это не фактор Божьего ободрения и это не признак духовности. В таком месте, как Лаодикия большинство людей города и без помощи церкви были богатыми и это не было признаком их духовности.
Откр. 3:18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
«Советую тебе купить у Меня».
Иисус не отверг их, но дает им совет купить у Него настоящие сокровища, которыми можно по-настоящему обогатиться. Иисус не был против их обогащения, но Он показывал им путь – у Кого нужно покупать то, что есть настоящее богатство. Богат не тот, кто имеет земные богатства, но богат тот, кто имеет богатства, которые дает Иисус.
«золото, огнем очищенное».
Буквально – «золото, вытащенное из огня», «раскаленное в огне». Сложное место для интерпретации, но возможно речь идет о вере.
«и белую одежду».
Это был крупный центр текстильной мануфактуры. Пасшиеся вокруг Лаодикии овцы славились своей мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью. Эта шерсть применялась для изготовления особого рода туники, называвшейся тримита, которая настолько ассоциировалась с городом, что его иногда даже называли – Тримитария.
Изготовлявшиеся там одежды славились во всем мире, а шерсть лаодикийских овец была известным всем предметом роскоши. Лаодикия так гордилась изготовлявшимися в ней одеждами, что не замечала, что была нага в глазах Бога. Воскресший Христос убеждает Лаодикию купить у Него белые одежды. Возможно речь идет о праведности.
«и глазною мазью помажь глаза».
В Лаодикии был один из самых знаменитых курортов Римской империи, возникший там благодаря наличию прекрасных целебных источников. Также знаменитость курорта обеспечивалась и тем, что в Лаодикии существовала знаменитая на весь мир медицинская школа, занимавшаяся в первую очередь излечением болезни глаз с помощью производства коллирия – знаменитой глазной мази.
Иисус буквально говорит Лаодикийцам – вы ослеплены богатством и поэтому советую вам воспользоваться мазью для слепых, которую делают в вашем городе, чтобы вам прозреть. Возможно Иисус говорил о слове Божьем, которое открывает глаза.
Откр. 3:19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
Греческое слово наказываю, часто понимается только в жесткой форме, типа; «я люблю вас, поэтому я накажу вас ...», «... нам не избежать наказания, так как этим к нам проявляется любовь Бога ...и т.д.»
Это не совсем так, потому что греческое слово наказываю [paideo] имеет значение – обучения, исправления и воспитания.
Господь учит нас, как сыновей и дочерей, потому что любит нас. Как ни печально духовное состояние Лаодикийской церкви, Христос не отказывается от нее. Он любит ее, обличает и хочет все исправить. Он призывает ее к покаянию и ревности. Им нужно раскаяться в этом грехе и ревновать о настоящих богатствах.
Откр. 3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
«стою у двери и стучу».
Дверь, о которой здесь идёт речь находится во власти человека, и каждый из людей может её открыть и закрыть по своему желанию. «если кто услышит голос Мой и отворит дверь» – это предложении имеет два смысла, потому что слово [akouse] «услышит» – имеет два значения; «слышать» и «послушать».
Первое значение, «кто услышит Его голос, и дверь отворит», второе значение, «кто послушается Его голоса и дверь отворит». В одном случае речь идет о Его голосе, в другом случае речь идет о Его послании.
«буду вечерять с ним».
Греческое слово [deipon] означает – ужин, главная трапеза дня.
Греки принимали пищу три раза в день. У них были:
- акратисма, завтрак – кусок сухого хлеба, обмакнутого в вино.
- аристон – обед; на обед домой не ходили, перекусывали прямо у дороги, взятым с собой куском, или где-то под колоннадой или в городском сквере; и, наконец.
- дейпнон – ужин, главная трапеза дня.
Он длился довольно долго; люди не спешили – дневная работа была закончена. И вот именно дейпнон Христос разделит с человеком, который отзовется на Его стук; не какую-то закуску на бегу, а трапезу, во время которой люди ведут дружеские беседы. (Баркли)
Откр. 3:21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
Ввиду сложной символики обетований «побеждающему» касающихся будущего, мы можем только предполагать возможное значение этих символов. Итак, мы предполагаем, что Иисус имел в виду. «дам сесть со Мною на престоле».
Христос призывает Лаодикийскую церковь к победе над своим «теплым» духовным состоянием и обещает ей, в случае победы, место с Собою на Своем престоле. Другими словами, Христос призывает охладевшую духовно Лаодикийскую церковь встать, и из глубины своего падения подняться до высочайших вершин небесной славы.
Возможно ли это? Да, возможно, ибо обетование Христа гласит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем».
Это значит, разделить со Христом славу Его Царства. (Баркли)
Откр. 3:22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Как мы видим теперь слово обращено каждому, кто это услышит (имеет уши, чтобы слышать) и это предназначается к многим церквям, а не только к этой.
Вывод
Сокровища города Лаодикии – деньги, шерстяные ткани и целебные мази – завладели сердцами лаодикийцев и охладили их любовь ко Христу. Но они не заметили утраты небесных сокровищ и смотрели на себя с довольством. Они были духовно слепы и не видели своей духовной нищеты и наготы.
Вот почему Христос предлагает церкви в Лаодикии Свои небесные сокровища: «Золото, огнем очищенное», «белую одежду» и «глазную мазь».
Конец урока.
Источник: Церковь Благословение Отца
Учитель: Дмитрий Лео