Урок 5. Божий план спасения. Часть 1. Школа основ христианской веры, которые должен знать каждый христианин. Школа состоит из двенадцати уроков. Основатель школы – Христианский Библейский Институт.
Как мы уже говорили в прошлом уроке, для спасения человека от греха и его последствий была необходима уникальная Личность, которая совмещала бы в Себе Бога и человека. Именно поэтому Бог в Своей любви и мудрости предпринял уникальный шаг: Его единородный Сын, будучи неотъемлемой частью Триединого Бога, стал частью человеческого рода, приняв человеческую плоть и отдав Свою жизнь в качестве платы за человеческий грех.
1 Тим. 3: 16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»,
Иоанна 1: 14 «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Иоанна 3: 16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Природа Христа
Уникальность Иисуса Христа, прежде всего, заключается в Его природе. Никто другой не способен был бы исполнить функцию Спасителя человечества, как только тот, кто был бы стопроцентным Богом и в тоже время стопроцентным человеком.
1. Стопроцентный Бог
- Христос – источник жизни
Абсолютная Божественность Иисуса Христа играет очень важную роль в вопросе нашего спасения. Для того чтобы избавить человека от смертельной хватки греха, Спаситель должен был быть свободным от действия грехопадения Адама и Евы. Он должен был иметь жизнь в Самом Себе, чтобы даровать её людям мёртвым по грехам и преступлениям. Поэтому начиная своё Евангелие, Иоанн сразу ясно говорит об Иисусе Христе:
Иоанна 1: 1 «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков … 14 и Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины».
Очень важным условием того, что Иисус Христос имел в себе источник жизни, являлась его безгрешность. Христос не смог бы взять на себя грех мира, если бы Он имел свой грех и свою вину.
1 Иоанна 3: 5 «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха».
1 Петра 2: 21 «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его»
- Христос – победитель дьявола
Кроме того, чтобы принести жизнь в человеческое царство смерти, перед Спасителем стояла ещё одна задача – Он должен был победить дьявола, обманным путём захватившего владычество над человеком и его миром. Только Божий Сын, Иисус Христос, обладал достаточной силой для победы над тем, кто считает себя «князем мира сего».
Кол. 2: 9 «ибо в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно, 10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти».
Еф. 1: 20 «которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви»,
2. Стопроцентный человек
Иисус Христос был стопроцентным Богом; если бы Он представлял Собой что-то меньшее, – Он не способен бы быть Спасителем человечества. Но, кроме Своей абсолютной Божественности, Христос ещё должен был быть и абсолютным человеком. Иначе Он не смог бы заплатить цену за человеческий грех и не смог бы стать родоначальником новой семьи рождённых свыше людей.
- Непорочное рождение от человека
Для решения проблемы человеческого греха, Бог совершил одно из самых великих чудес, когда-либо имевших место во Вселенной, – воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос, родился от девы Марии при действии Духа Святого, без участия мужчины.
Мф. 1: 20 «…Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Таким образом, Бог решил одну из самых сложных проблем человечества – родившийся Сын Божий принадлежал к человеческому роду, но, при этом, не имел в Себе греха поразившего человечество.
- Испытавший все, что испытывает человек.
Другой причиной, почему Христос должен был быть полноценным человеком, является Его роль в освобождении человека от греха. Освобождая человека от греха, Христос не забирает его из грешного мира сразу. Живя на земле как человек, Христос продемонстрировал людям образец и возможность практической жизни богопочитания в противовес богоборчеству.
Евр. 4: 14 «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».
- Способный взять на Себя грех человека
Будучи безгрешным человеком, Иисус Христос был способен взять на Себя человеческий грех и умереть за него, отдав при этом человеку Свою праведность.
2 Кор. 5: 21 «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
Подвиг Христа
Без воплощения Иисуса Христа, без Его земной жизни и без смерти на Голгофском Кресте спасение человека было бы невозможным.
1. Интервенция жизни в царство смерти
Человечество без Христа представляло собой царство смерти, в котором всё было подчинено тлению. Абсолютно все людские попытки освободиться от влияния смерти были напрасны, потому что они были поражены грехом, являющимся причиной смерти и тления. Только вмешательство Жизни, существующей вне человеческого царства смерти, могло дать людям надежду на освобождение и вечную жизнь.
1 Иоанна 1: 1 «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,»
2. Безупречная жизнь
Живя на земле, Иисус Христос провёл безупречную, безгрешную жизнь, показав людям и ангелам возможность и преимущества жизни подчинения себя Богу.
- Добровольное ограничение своей Божественной силы
Будучи полноценным Богом, Иисус Христос всегда имел возможность прибегнуть к Своим сверхъестественным качествам, которые могли бы существенно облегчить Его земную жизнь. Но, будучи полноценным человеком, Иисус Христос добровольно ограничил Себя, не прибегая к Своим сверхъестественным возможностям для защиты Себя.
Фил. 2: 6 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»
Мф. 26: 51 «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?»
- Реальная жизнь богопочитания и преданности Богу
В течение всей Своей земной жизни Иисус Христос демонстрировал постоянное подчинение Своему Отцу. Противление Богу является основной составляющей частью греха. Будучи безгрешным, Христос имел природу полного согласия с Небесным Отцом.
Иоанна 5: 30 «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
Даже тогда, когда, с земной точки зрения, подчинение воле Отца приносило страдания, Христос выбирал волю Отца, потому что это было естественное состояние Его внутренней природы.
Лук. 22: 41 «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».
- Заместительная смерть на кресте.
Пожалуй, наиболее значительную роль в подвиге Иисуса Христа сыграла Его смерть на кресте. Будучи праведным, Иисус Христос не должен быть умереть. Он умер только потому, что Он умер вместо нас.
- Добровольная жертва – уплата цены греха.
Христос добровольно отдал Себя на смерть для того, чтобы заплатить цену за твои и мои грехи. Он сделал это только из любви к нам, погибающим людям.
1 Петра 3: 18 «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,»
Иоанна 3: 16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Титу 2:13 «Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам».
- Вменяемая праведность.
Жертва Иисуса Христа на Голгофе не только явилась ценой за наши грехи, она ещё и сделала праведность Иисуса Христа доступной для каждого верующего в Него. Взяв на Себя человеческий грех, Иисус Христос подарил верующим в Него Свою праведность. Как только человек обращается к Богу в покаянии, Христос облекает его в Свою праведность. Эта праведность не заработана самим человеком, это праведность Христова, которая вменяется человеку тогда, когда Он рождается свыше.
1 Кор. 1: 30 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом».
Фил. 3: 8 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере»;
- Победа воскресения
Иисус Христос не только заплатил цену за наш грех на Голгофском Кресте, не только подарил нам Свою праведность, Он ещё и победил дьявола Своим воскресением. Так как Иисус Христос был абсолютно послушен Своему Небесному Отцу во всём, Бог воскресил Его из мёртвых, даровав грандиозную победу над дьяволом. Поэтому все верующие в Иисуса Христа, сегодня не являются рабами греха и дьявола, но, вместо этого, их природа находит полное удовлетворение в подчинённости и служении Богу.
Еф. 1: 19 «и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,»
Своей смертью и воскресением Иисус Христос даровал человеку победу над грехом и над смертью.
1 Кор. 15: 22 «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои».
Домашнее задание: Выучить 1 Кор. 1:30-31
Источник: Христианский Библейский Институт