Урок 11. Милостыня, молитва и пост. Школа «Основы учений Христа» Цикл фундаментальных учений, которые Иисус Христос преподал ученикам на горе.
Милостыня
Матф.6:1-4 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
- [элеимосИни] – милостыня, подаяние. Это слово означает не только подаяние бедным, но и вообще даяние кому-то, кто нуждается.
Например.
Деян.10:1-2 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни [элеимосИни] народу и всегда молившийся Богу.
Милостыня – это когда один человек, видя нужду другого, дает ему. Это может выражаться в деньгах, вещах, пище. Но чаще всего речь идет о материальной милостыне.
Матф.6:1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Иисус начинает учение о милостыне не с того, насколько это важно или, что мы получим за это, но Он начинает с того, как НЕ нужно делать это. Иисус сказал: «Смотрите, чтобы не было никакой показухи. Если вы будете давать милостыню, чтобы вас увидели люди, вы не получите награды».
Небеса наблюдают не только за тем, «что» мы даем, но и за тем, «как» мы даем. Иисус упоминает о награде, которая предназначена для тех, кто даёт милостыню. За милостыней следует награда от Отца, но небеса наблюдают за нами, как именно давалась милостыня.
Иисус не просто начинает учение с предупреждения, но с первого же слова Он дает и ответ, как давать милостыню правильно.
- Слово «смотрите», греческое [просЭхо] – обращать внимание, прилагать старания, беречься, остерегаться.
Иисус учит нас прилагать старание, чтобы не сделать милостыню перед людьми. То есть, держа в руке то, что хочу пожертвовать, я должен следить за тем, чтобы сделать это так, чтобы не привлекать к этому внимания людей. Сделать это незаметно для других.
Матф.6:2-4 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Нам вовсе не нужно заявлять перед другими, что мы хотим кому-то помочь финансами, нам просто нужно сделать это, не привлекая внимания других. Нам не нужно, чтобы нас прославили люди за то, какие мы хорошие, иначе это и будет нашей наградой за наш благородный поступок.
Итак, чему Иисус учит нас о подаянии нуждающемуся.
- Прилагать старание, чтобы не сделать милостыню перед людьми. То есть, держа в руке то, что хочу пожертвовать, я должен следить за тем, чтобы сделать это так, чтобы не привлекать к этому внимания людей.
- Не нужно заявлять перед другими, что я хочу кому-то помочь финансами.
- Не нужно, чтобы меня прославили люди за то, какой я хороший даятель, иначе это и будет моей единственной наградой.
- Отец, увидев, что вы делаете это втайне, наградит вас за это.
Молитва
Матф.6:5-6 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Снова Иисус повторяет то же самое. «Когда вы молитесь не устраивайте показухи перед людьми». Небеса наблюдают за нами, как мы молимся. Делаем ли мы это для того, чтобы выглядеть духовно перед людьми или мы действительно сейчас находимся в молитвенном состоянии перед Господом. Это разные вещи.
На первый взгляд, кажется, что Иисус против публичных молитв, но если посмотреть на 6 стих, то видно, что Иисус имеет в виду другое.
Матф.6:6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне [в тайном 'месте'] ; и Отец твой, видящий тайное [в тайном 'месте'] , воздаст тебе явно.
- комната [tameion] – хранилище, склад, кладовая комната, казнохранилище; потаенная или внутренняя комната. Некоторые толкователи говорят, что тогда это была самая отдаленная (глухая) комната дома.
- тайное – прилагательное, дательный падеж, единственное число, средний род. Поэтому переводится как – «тайном» (месте), а не «тайное».
- явно [faneros] – видимый, явный, открытый, известный, очевидный.
В одном случае человек молится для людей в синагогах и на углах улиц, это и есть его награда. В другом случае человек молится в тайном месте Богу, и получает видимое воздаяние. То есть, если мы хотим явных ответов на молитвы, нам нужно иметь молитвенное время в тайном месте с Богом.
Не наши слова играют главную роль в молитве.
Матф.6:7-8 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Итак, чему Иисус учит нас о молитве.
(Матф.6:6) Ты же, когда молишься,
… войди в комнату твою и, затворив дверь твою,
… помолись Отцу твоему, Который втайне (в тайном 'месте');
… и Отец твой, видящий (тебя) тайное (в тайном 'месте')
… воздаст тебе явно.
Иисус говорит, что Отец воздает, не потому что мы молились, но потому что мы были в тайном месте с Ним.
… и Отец твой, видящий (тебя) тайное (в тайном 'месте') воздаст тебе явно.
Образец правильного содержания личной молитвы
1. Обращение к Небесному Отцу
Матф.6:9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах
Дословно переводится: «Отец мой, в небесах». Необязательно повторять буквосочетания «Отче наш …». Некоторые стараются точно повторять слово в слово эту молитву, но нам нужно понимать смысл этой молитвы, а не повторять набор слов. Смысл же в этом такой: молитва должна быть адресована к Богу Отцу, который в небесах, а не направлена в никуда. Пример: «Отец мой, который в Небесах, я молюсь …»
2. Прославление Его Имени
Матф.6:9 …да святится имя Твое
«Да святится» – это одна из форм греческого глагола [хагиадзесфай], и значит «относиться к человеку как к святому, или к вещи как священной». «Пусть будет почтенно Имя Твое», чтобы люди чтили и благоговели перед Его именем.
Пример: «Да будет Имя Твое свято для всех людей, да чтят и прославляют все люди и словами, и делами Имя Твое. Да прославится Твое имя и возвеличится через всё дышащее на земле».
3. Молитва о распространении Его Царства
Матф.6:10 да приидет Царствие Твое;
Иисус учил людей молиться о пришествии Царствия. Как же может это Царствие быть одновременно в прошлом, в настоящем и в будущем? Как может это Царствие быть чем-то существовавшим, существующим и о пришествии которого нужно молиться? Ответ есть.
Царствие Божье – это цари и священники, через которых Бог правит на земле. Это Его правление через церковь Иисуса Христа.
Греческое слово «придет» [Эрхомэ] имеет широкое значение и в общем может означать: пусть Твое Царство продолжает приходить, основываться, и расширяется. Молитесь о том, чтобы грешники приходили к Богу, чтобы росли церкви, а бары закрывались. Молитесь, чтобы города переживали возрождение.
4. Молитва об осуществлении Его воли
… да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
В греческом слово «будет» означает: «происходить, совершаться, сбываться». То есть пусть все свершается по совершенной и премудрой воле Божьей, и пусть мы, люди, так же охотно исполняем волю Божью на земле, как исполняют её ангелы на небе.
В этой просьбе мы признаем: что Бог знает, что лучше для нас, и мы подчиняем свою волю Его воле. Когда мы молимся такой молитвой, Бог имеет законное основание изменять наши пути, планы и поступки.
Пример: «Отец, путь свершается Твоя воля в моем доме, моей семье и служении. Я принимаю Твою волю в отношении моей работы и денег. Я полностью соглашаюсь с Твоими планами и намерениями для меня и т.д.»
5. Молитва о личных нуждах
Матф.6:11 хлеб наш насущный дай нам на сей день
Эта просьба выражает нашу зависимость от Бога в дневном пропитании как физическом, так и духовном.
Недавно был обнаружен кусок папируса с этим словом, и этот папирус оказался списком ежедневных покупок, составленных женщиной! Там стояло слово «епиоусиос»; оно должно было напомнить ей, что нужно купить запас определенной еды на этот день.
Это простая молитва о том, чтобы Бог снабдил нас всем, что нам нужно на этот день. «Дай мне все, что нужно на сегодня. Дай мне пищу, чтобы стол не был пуст, когда мы все вместе сядем есть. Пошли финансы для оплаты счетов. Дай духовную пищу, накорми меня Твоим Словом и напои водой Духа».
6. Исповедание и прощение
Матф.6:12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим
Следующая вещь, о которой нам говорит Иисус – просите у Отца прощение за сделанные грехи и неправедные поступки. Мы должны просить о прощении для себя на основании того, что мы простили других. Прощение других – это гарантия того, что Бог прощает и наши беззакония.
7. Молитва о защите и ограде
Матф.6:13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого
Греческое слово «искушение» также имеет значение «испытание». Первая часть стиха точнее переводится: «не дай нам попасть в искушение, не дай нам быть искушенными, огради нас от испытаний». То есть, смысл не в том, что Бог даёт нам испытания, а в том, что мы просим Его помочь нам не попадать в них.
Иисус учит нас просить Отца о том, чтобы Он хранил нас от искушений и испытаний. Часто мы пренебрегаем молиться за себя и за свою безопасность, от чего иногда и попадаем в искушения или испытания, которые потом героически преодолеваем.
Вторая часть стиха говорит о защите: «… но избавь нас от лукавого». Избавь - избавлять, освобождать, спасать. Лукавого - плохой, дурной, скверный, негодный, злой, лукавый. Это просьба: освободи и спаси нас от атак зла, от всего плохого, нечистого и скверного, что пытается прийти в нашу жизнь.
Пример: «Отец мой небесный, я прошу Тебя, продолжай очищать меня от всего нечистого и греховного, что еще есть в моей жизни. Выгони и удали от меня всякое зло. Отец, я прошу Тебя о моей ограде. Сохрани и защити меня от ловушек врага, от всякого зла, которое пытается причинить мне вред. Спаси меня от гибели и разрушений. Удали от меня все зло»
8. Провозглашение истины о том, Кто Он
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Иисус учит нас заканчивать наше молитвенное время, провозглашением истины о том, Кто есть Бог, и у Кого вся власть, сила и царство. Познание того, Кем является Бог, дает нам истинную веру и власть.
Иисус учит нас говорить: «О, Отец, Ты самый сильный, Ты больше всех, Вся сила у Тебя. Все Царства принадлежат Тебе. Вся слава только для Тебя Отец». Аминь!
Предостережение Иисуса о прощении.
Матф.6:14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Иисус дополняет, что Отец простит нам в том случае, если и мы простим другим их грехи.
Пост
Матф.6:16-18 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Пост – это пост для Бога, а не для людей, поэтому человек не должен подавать вида, что он постится. За пост также обещана награда, но небеса будут наблюдать не за количеством дней поста, а за тем, как этот пост проходил. Если этот пост будет втайне от других, то Отец воздаст за такой пост явно.
Нам не нужно быть унылыми в посте, чтобы нас пожалели и сострадали нам. Иисус учит умыться, быть свежим, привести себя в порядок, чтобы никто и не заметил твоего поста, кроме Бога.
Конец урока.
Источник: Церковь Благословение Отца
Учитель: Дмитрий Лео