Урок 7. Повторный брак и развод. Школа «Основы учений Христа» Цикл фундаментальных учений, которые Иисус Христос преподал ученикам на горе.
Матф.5:31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную [отпускную] .
Прежде всего, стоит заметить, что все вопросы развода и повторного брака касаются одинаково и мужчин и женщин. Изучая эту тему важно не забывать этого.
- разведется с женою своею – дословно в гр. тексте; «кто отпустит жену свою». Слово [аполЮсе] – в НЗ слово чаще всего переведено отпускать. Несмотря на то, что на современном языке слово развод более понятно, чтобы не нарушать чистоты перевода мы будем применять (в этом учении) слово отпускать.
- разводная – закон Моисея (Втор. 24:1-2) разрешал мужу развестись со своей женой, дав ей разводное письмо (отпускную). Это было письменное свидетельство, что она была его женой, и что он отпускает её от себя по такой-то причине.
Процедура развода была чрезвычайно простой. Разводное письмо гласило: «Пусть это будет тебе моё разводное письмо и отпускное свидетельство и акт освобождения, чтобы ты могла войти замуж за любого угодного тебе мужчину».
Всё что нужно было сделать – отдать женщине в руки этот документ в присутствии свидетелей, и она была свободна. Как показывает история, в эпоху Иисуса развод становился всё проще и проще.
У иудеев дошло до того, что муж мог дать жене развод даже за то, что она испортила ему обед, положив в него много соли; если она вышла на улицу с непокрытой головой; если она говорила на улице с мужчинами; если она сварливая женщина; если она при муже пренебрежительно говорила о его родителях.
Матф.5:32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния [порнЭйа], тот подает ей повод прелюбодействовать [мойхеутхЭнай]; и кто женится на разведенной [отпущеной], тот прелюбодействует.
- кто разводится с женою – дословно в гр. тексте; «кто отпускает жену»
- прелюбодеяние [порнЭйа] – разврат, продажная любовь, проституция, блуд. Это слово пошло от [пОрнэ] – развратная женщина, блудница. Современное слово порно скорее всего взято от этого слова.
Причина, по которой женщина может быть отпущена–это если она начала развратную жизнь, начала блудить. Слово [пОрнэ] говорит также об известном, доказанном факте блуда. Речь не идет о предположениях и догадках мужа.
Иисус говорит, что единственной причиной для того чтобы отпустить жену является тот факт, что она начала блудить, вести развратную жизнь. Муж может в таком случае отпустить её, как блудницу.
Если же муж отпускает жену и не хочет с ней жить по другой причине, то он делает её прелюбодейкой. То есть его жена, когда выйдет замуж за другого человека, станет прелюбодейкой по отношении к законному мужу.
- подает ей повод – [пойЭйаутЭн] дословно в гр. тексте; «делает её» прелюбодейкой, толкает её на прелюбодеяние.
- прелюбодеяние [мойхеутхЭнай] – прелюбодействовать, нарушать супружескую верность.
Если жена–не блудница, не развратная женщина, мужу нельзя её отпускать. Иисус имеет в виду, что жена потом не сможет устроить себе нормальную жизнь, потому что она будет являться прелюбодейкой. Муж также будет являться по отношению к своей жене прелюбодеем, если женится на другой.
Матф.19:9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею [отпустит жену свою] не за прелюбодеяние [порнЭйа] и женится на другой, [тот] прелюбодействует [мойхАтай]; и женившийся на разведенной прелюбодействует
Мар.10:11-12 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует [мойхАтай] от нее [против неё]; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует [мойхАтай].
Почему это произойдет? Прелюбодеяние будет происходить по причине того, что жена и муж связаны вместе «законом замужества» до момента смерти одного из супругов.
Рим.7:2-3 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
1Кор.7:39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
Существует «закон замужества» или «закон мужа», который Бог установил при сотворении семьи еще задолго до закона Моисея. Мужчина и женщина в браке буквально становятся одним телом. Писание говорит, что два тела становятся одним и поэтому им нельзя разделяться.
Мар.10:2-9 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает [разделять, разводить]
Выводы
- Муж и жена связаны друг с другом законом замужества до самой смерти (Мар.10:2-9, Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).
- Если один из супругов умрёт тогда другой свободен женится (выйти замуж) повторно (Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).
- Если один из супругов отпускает другого не по причине прелюбодеяния [порнЭйа], то он толкает его (её) на прелюбодеяние (Матф.5:32).
- Супруг, который уже отпустил другого не по причине прелюбодеяния [порнЭйа], должен оставаться один, иначе если он (она) снова женится (выйдет замуж) то совершит прелюбодеяние (Матф.19:9, Мар.10:11-12).
- Супруг, которого уже отпустили (не захотели с ним (ней) жить, выгнали) не может снова жениться (выйти замуж) потому что совершит прелюбодеяние (Матф.5:32, Матф.19:9, Мар.10:11-12).
- Супруг, который стал жертвой (ему (ей) изменили – произошло прелюбодеяние [порнЭйа]) становится свободным от закона замужества и может повторно вступать в брак (Матф.5:32, 1Кор.7:27-28).
Заключение
Заповеди Иисуса о разводе и повторном браке являются очень строгими. Даже Его ученики не смогли вместить этого учения. После проповеди о разводе ученики вместо того, чтобы сделать правильный вывод о супружеской верности, сделали неправильные вывод, что лучше вообще не жениться (а то потом уже невозможно развестись).
Матф.19:10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
В действительности же Иисус учил совсем другому. Он не хотел отбить охоту вступать в брак, но объяснил серьезность этого решения и дальнейшей жизни. Он учил о том насколько нужно хранить отношения в браке, потому что супруги привязаны друг к другу до самой смерти. Единственное исключение, это когда один из супругов начал вести развратную, блудную жизнь.
P.S. К сожалению, существуют такие запутанные ситуации в вопросах разводов и повторных браков, что сложно принять правильное решение. В таких особенно запутанных случаях, нужно поступить, опираясь на дополнительно полученное слово от Господа для конкретной ситуации.
Конец урока.
Источник: Церковь Благословение Отца
Учитель: Дмитрий Лео