Урок 9. Не противься злому. Школа «Основы учений Христа» Цикл фундаментальных учений, которые Иисус Христос преподал ученикам на горе.
Матф.5:38-42 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Ключевая заповедь Иисуса в этом отрывке нагорной проповеди – не противься злому. Иисус учит о злых людях, которые вступают с нами в конфликт, кто судятся с нами, принуждают нас к чему-то или требуют от нас что-либо, что им не принадлежит.
Матф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб
Иисус напоминает, что раньше в законе предписывалось отвечать противнику тем же самым. Однако теперь Он заповедует жить совсем по-другому.
Матф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому...
- противься [антистЭнай] – противиться, восставать против, сопротивляться, противостоять, противоборствовать.
Говоря – не противься злому, Иисус говорит – не воздавайте в ответ злом.
Матф.5:39 … Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Иисус не призывал это делать буквально, но привёл это как понятный пример. Он мог просто сказать: «если кто ударит тебя», но Он упомянул именно щеку. Почему? Удар в правую щеку (тыльной стороной руки) был по иудейскому раввинскому закону вдвое оскорбительнее для человека, чем удар открытой ладонью.
Таким образом, Иисус говорит: «Даже если человек наносит вам унизительное или намеренное оскорбление, ни в коем случае не мстите, и не отвечайте тем же».
Заповедь Иисуса, чтобы подставить другую щеку, смущает многих, но очевидно, что лучше остаться оскорбленным и униженным, чем ввязываться в ещё большие проблемы.
Матф.5:40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду
- рубашка ( хитон – нательная одежда) по стоимости была меньше чем верхняя одежда (гиматий – накидка, платье носившееся поверх хитона).
Речь идет о злом человеке, который хочет судиться с вами, чтобы забрать что-то ваше. Иисус учит избегать судов и если для этого потребуется отдать что-то большее, то лучше сделать это.
Иисус вовсе не против суда и законов страны, которые могут защитить нас, Он говорит здесь о ситуации, когда враг провоцирует нас на борьбу и на ответную реакцию. Дело ведь не в рубашке, она и так была нашей, и суд нас оправдает. Дело в желании врага вовлечь нас в более глубокое противостояние и причинить нам больше вреда.
Лучше не давать злу никакой возможности вовлечь нас в ещё большее зло.
Матф.5:41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
- поприще [мИлион] – миля. Это слово обозначает определенное расстояние пути, равное примерно 2 км (римская миля – тысяча двойных шагов).
- принудить [аггарЭисей]. Это слово происходит от персидского [аггареус], что значит курьер . У древних персов была удивительная для того времени почтовая система. Все дороги были разделены на отрезки длиною в дневной путь. В конце каждого отрезка были свежие лошади, корм и вода, а также пища для курьера. Но, если на станции чего-нибудь не было или недоставало, могли принудить любое лицо дать пищу, приют, помощь, лошадей и даже самому везти почтовое сообщение до следующей станции. Вот такое принуждение и называлось [аггарЭисей].
В оккупированной стране население могли принудить поставлять пищу, давать постой, перевозить грузы. Палестина была завоеванной и оккупированной страной, и любой иудей мог в любой момент ощутить на плече прикосновение копья римского воина и услышать, что он призван служить римлянам, может быть для выполнения самой тяжелой и черной работы. Именно так случилось с Симоном Киринеянином, когда его принудили [аггарЭисей] нести Крест Иисуса.
Иисус учит нас о тех, кто имеет над нами силу или власть. Если таковые заставят нас совершить какую-то работу, то нам лучше не противостоять им, но сделать это.
Матф.5:42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Чтобы лучше понять этот стих, нужно посмотреть в Евангелии от Луки, где эта заповедь повторяется и описана с большими деталями.
Лук.6:27-30 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. Лук.6:35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
- просящему – просить, молить, требовать, добиваться. В данном контексте – требующему.
- взявшего – удалять, уносить, забирать, снимать, отнимать, захватить.
Как мы видим понятие «просящему у тебя дай», относится к ВРАГУ, кто требуюет у вас и отнимает.
Как часто враги пытаются у вас занять деньги? Нечасто. Очевидно, что здесь продолжается мысль о противоборстве против вас. Иисус снова говорит о том, чтобы вы любым способом расстались с врагом в мире и не начинали с ним никакой борьбы.
Но почему мы должны поступать так?
Есть причина, почему Иисус учит нас именно так поступать со злом, а не иначе. Неужели Иисус дал эти заповеди, чтобы нам было плохо? Неужели Он не понимал, о чем говорил? Неужели Он не понимал, что так мы теряем, что-то?
Складывается такое впечатление, что Иисус учит нас проигрывать злу;
- ударяющему тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
- хотящему судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
- принуждающему тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
- просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Но в реальности Иисус не учит нас проигрывать злу, но учит, как победить зло. Иисус не разоружает нас этими заповедями перед злом, напротив Иисус дает нам сильное Божье оружие, которым можно победить зло.
Зло – это оружие врага. Добро и любовь – это оружие Бога. Зло невозможно победить злом, но победить его можно только добром. Апостол Павел в послании к римлянам объясняет эту тему очень понятно.
Рим.12:17-21 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
То есть, если мы отвечаем злом на зло (17 стих), мы побеждаемся этим злом (21 стих). Если мы отвечаем злом на зло, мы только умножаем зло! Если мы отвечаем на зло добром, тогда мы побеждаем это зло и разрушаем его укрепления.
Иисус не отвечал на зло, оскорбления, клевету и унижения. Этим Он показал нам пример, как и нам нужно поступать. Когда побивали камнями Стефана, он не просил отмщения, но просил о прощении тех людей.
Итак, Иисус учит нас поступать с нашими врагами совершенно противоположно тому, как они поступают с нами.
Лук.6:35-36 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
За это смирение нам обещаны, два больших благословения:
- будет вам награда великая.
- будете сынами Всевышнего.
Конец урока.
Источник: Церковь Благословение Отца
Учитель: Дмитрий Лео