Урок 5. Послание Сардийской церкви. Толкование семи посланий к церквям из книги апокалипсис (Откровение Иоанна). Учитель – Дмитрий Лео. Церковь Благословение Отца.
Школа «Откровение семи церквям». Оглавление
Урок 5. Послание Сардийской церкви.
Сардис возник в 1150 году до Р. X. и был большим и богатым городом и столицею Лидийского царства. Сардис был сказочно богат. Через нижний город протекала река Пактол, когда-то очень богатая золотом, откуда и истекала большая часть богатства города. Сардис был известен искусством и ремеслом, и был первым центром чеканки золотых и серебряных монет.
Большое землетрясение в 17 году по Р.Х., которое произошло внезапно ночью, разрушило Сардис физически и финансово. Римляне дали 10 000 000 сестерций для помощи пострадавшему городу. Это показывает на масштаб разрушения, но город никогда не был отстроен. Его слава отошла в прошлое. Сардис, бывший некогда живым, теперь стал мертвым городом.
Теперь здесь ничтожная деревенька Сарт, и только развалины кругом, груды стен, карнизов, капителей, колонн, свидетельствуют о древнем, цветущем некогда городе.
Откр. 3:1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
« Ангелу». см.предыдущие послания.
«Имеющий семь духов Божиих и семь звезд».
Он держит семь звезд, что говорит о Его высшей власти над Церковью. Он имеет семь духов, в полноте совершенства которых Он будет править землей. К тебе говорит тот, Кто имеет всю полноту силы и власти над церковью.
«знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв».
«Сардис» означает «избежавшие смерти» или «остаток». Иисус говорит, что название города, в котором ты находишься, не соответствует твоему духовному состоянию. Город много раз был уничтожаем, но он до сих пор жив, а ты среди него духовно мертв. Иисус обращает внимание на то, что церковь носит название живой, но на самом деле мертва.
Иногда мы думаем, что как церковь назовешь, такая она и будет жить. Но, в каком бы городе церковь сегодня не находилась и как бы она себя не называла – это не говорит о ее весе и зрелости в глазах Иисуса.
По примеру Сардийской церкви мы можем называть себя как угодно перед другими (по телевидению, в газетах, у кафедры), но Иисус знает настоящее духовное положение церкви в естественном и духовном мире. Поэтому лучше не думать о себе много и не говорить лишнего, но быть скромнее. Это справедливо и относится и лично к каждому христианину и об этом говорится в писании. (Рим. 12:3, Мар. 9:35, 1 Пет. 5:5.)
Откр. 3:2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
«Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти».
Дословно написано; «Бодрствуй и утверди тех, которые близки к смерти». Из-за буквального толкования этого места не вдаваясь в язык оригинала, некоторые толковали это место неверно. Иисус не мог сказать Своей церкви, бодрствуйте «ребята» и продолжайте умирать. Слово [sterison] утверждай – не относятся к речи, но к укреплению, поддержке, утверждению человека. Иисус призывает их бодрствовать и утвердить (спасти) тех, кто уже почти духовно мертв. Он говорит, что-то вроде; «Сардис, не спите и спасайте церковь пока не поздно»
«Совершенны».
Слово вовсе не означает совершенство, но слово [pepleromena] переводится точнее – совершены, выполнены, сделаны, исполнены. Похоже, церковь в Сардисе, только говорила о том что она живая, но она ничего не делала из того, что должна была сделать. Иисус говорит о чем-то, что должно было быть исполнено церковью, но не было исполнено. Сардис – ты не сделал то, что нужно было сделать.
Откр. 3:3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Перед тем, как мы подробнее поговорим о начале этого стиха, давайте увидим, что Иисус подразумевал под выражением; «Я найду на тебя, как тать». Иисус говорит церкви на понятном для них в то время языке.
Казавшаяся неприступной Сардисская крепость во время войн, дважды под покровом ночи подверглась внезапному захвату противником. Они расслабились и даже не помышляли о смертельной опасности.
Сардис стоял посреди ровной долины реки Герм. С севера тянулся горный кряж Тмол, от которого расходились, подобно отрогам, холмы, образуя узкое плоскогорье. На одном из этих отрогов, высотой около 500 метров, стоял первоначально город Сардис. Такое положение делало его почти недоступным.Склоны горного кряжа были обрывисты и гладки и подойти к городу можно было лишь там, где эти отроги сходились к горному кряжу Тмолу, но и здесь склоны были крытые и трудные. Сардис называли гигантской сторожевой башней, охраняющей долину Герма.
Крез начал войну с персидским царем Киром, которая и положила конец величию Сардиса. Кир начал осаду Сардиса, прождал две недели и предложил особое вознаграждение тому, кто найдет вход в крепость. Скала, на которой стоял Сардис, была рыхлой; это была скорее спрессованная и высохшая грязь, чем скала. В ней образовывались трещины.
И вот один воин из персидской армии по имени Иеросад случайно увидел, как сардинский воин уронил свой шлем через крепостную стену, а потом спустился по обрыву и достал его. Иеросад понимал, что в скале должна быть трещина, по которой может взобраться проворный человек, и в ту же ночь повел персидский отряд вверх по разлому в скале. Добравшись наверх, они нашли крепостную стену совершенно незащищенной.
Сардийцы считали себя в такой безопасности, что полагали, что им вовсе не нужна охрана, и так Сардис пал.
Но потом история повторилась. После смерти Александра Македонского было много претендентов на власть. Антиох, ставший правителем области, в которую входил Сардис, вел борьбу с соперником по имени Ахай и осадил его в Сардисе. Осада длилась уже около года, когда один воин по имени Лагор повторил подвиг Иеросада; он взобрался ночью с отрядом смельчаков по крутому обрыву. Сардийцы забыли прошлый урок; на стенах не было охраны, и, таким образом, Сардис снова пал, потому что не был бдительным. (Баркли)
Иисус Христос предупреждает; Сардис «бодрствуй и покайся», или тебя постигнет участь твоего города.
«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни».
Точно переводится это место так: «итак, помни, как ты это получил и как услышал». Возможно речь идет о каких-то обстоятельствах, при которых они что-то получили и должны были сделать, но не сделали. Это сложное выражение, так как речь идет о неизвестных истории событиях.
«покайся»
Иисус снова предлагает церкви покаяться и сделать то, что им нужно было сделать. Значит, выход был, значит еще не все было потеряно, все еще можно было привести в порядок. Церкви нужно было с чем-то разобраться.
Откр. 3:4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.
«будут ходить»
Иисус говорит, как об уже осуществившемся факте. Интересно то, что впереди еще долгая жизнь этих людей и вероятнее всего, что они совершат еще ошибки и прегрешения. Но Иисус говорит, что это право им уже гарантированно.
Возможно это указывает на людей рожденных свыше, одетых в одежды праведности и чьи имена уже записаны в книгу жизни. Хорошо, а как насчет остальных в церкви в Сардисе, кто не достоин, ходить с Иисусом в белых одеждах? Иисус назвал их мертвыми по причине того, что они что-то не сделали, что требовалось сделать.
Как я писал немного выше, не известно о чем именно идет речь. Но это нечто большее и серьезнее, чем даже дела Николаитов, идоложертвенное, любодействово, обольщение Изавелью. В Сардисе было что-то намного хуже, что привело к осквернению одежд (праведности), и что церковь привело к мертвости.
Так как не сохранилось исторических сведений по этому поводу, мы хотим предложить вам четыре теории касательно проблемы в Сардисе. Какая из них верная решайте сами.
Вот эти теории.
Церковь полностью погрузилась в мир, и оставила христианские принципы и учение, заменив их человеческими мудрствованиями, разговорами или баснями. В конце концов христианские ценности ушли в небытие. Через что она стала мертвой церковью и в ней лишь осталось несколько верных, которые продолжали оставаться настоящими последователями и учениками Христа.
Есть предположение, что церковь могла участвовать в поклонении Кибеле. В Сардисе находился огромный и великолепный храм Кибеллы. Кибеле и Аттису поклонялись посредством ритуала, во время которого человек омолаживался за счет принятия жизненной силы жертвенного быка. Быка забивали над ним, и человек купался в его крови. Ты не мог утверждать, что ты жив, если ты не принял жизненную силу быка.
Церковь по каким-то причинам перестала проводить людей, через молитву покаяния и принятие Иисуса личным Господом и Спасителем, и заменила эти истины какой-то ересью, которая принесла осквернение. Таким образом, церковь состояла в большинстве из мертвых, не рожденных свыше христиан, чьи имена не были записаны в книге жизни, вот почему Иисус и назвал их мертвой церковью, и там было лишь несколько живых, кто не осквернили своих одежд и достойны, ходить в белых одеждах с Иисусом.
«не осквернили одежд своих».
Слово осквернить [miaino] употребляется в Новом Завете только 4 раза. И в послании к Евреям объясняется, что может осквернить церковь.
Евр. 12:15-16 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
Слово нечестивец [bebilos] – также переводится; оскверненный, негодный, непотребный. Итак, горький корень способен осквернить многих в церкви. Блудники и нечестивцы (оскверненные) не должны быть в церкви.
Возможно церковь осквернилась и стала мертвой из-за того, что она разрешила (узаконила) блуд и другие незаконные половые отношения в церкви. Возможно лидеры церкви допускали это или сами участвовали в этом. История подтверждает это. Понятие любви часто извращалось и некоторые «христиане» считали, что проявлять любовь нужно на деле. На этой почве образовались «секты» в конце собрания которых тушили свет и занимались блудом.
Откр. 3:5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
Откр. 3:6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».
Как мы видим теперь слово обращено каждому, кто это услышит (имеет уши, чтобы слышать) и это предназначается к многим церквям, а не только к этой.
Несмотря на то, что это самое короткое послание, оно наиболее трудное в вопросах толкования, так как содержит очень мало деталей. Но даже из того, что мы узнали выше можно сделать некоторые выводы.
Не нужно много о себе думать и заявлять, что «я жив», «я лучше...» или «я духовнее....» других. Лучше и безопаснее быть смиреннее и скромнее в высказываниях. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Есть истины, которые имеют важнейшее значение в жизни человека и церковь должна следовать им и исполнять их. Покаяние и принятие Иисуса своим личным Господом и спасителем.
Крещение в воде и Духе. Причастие и др. Церковь должна быть похожа на церковь. Там должно говориться Слово Божье, обличаться грех, прославляться Имя Господа, совершаться молитвы за людей и т.д.
Если церковь перерастает в организацию, где уже не молятся за больных, не учат из Слова Божьего, не прославляют Иисуса и др., но занимаются какими-то проектами, бизнесом, социальными программами, распространением какой-либо продукции, то она не имеет права называться христианской церковью.
Если в церкви поощряется или не пресекается блуд и блудники, и в этом находятся и живут спокойно члены церкви или лидеры, то это согласно Евреям 12:15-16 – это осквернение для многих. Это есть мертвая церковь.
Конец урока.
Источник: Церковь Благословение Отца
Учитель: Дмитрий Лео