Урок 4. Послание Фиатирской церкви. Толкование семи посланий к церквям из книги апокалипсис (Откровение Иоанна). Учитель – Дмитрий Лео. Церковь Благословение Отца.
Школа «Откровение семи церквям». Оглавление
Урок 4. Послание Фиатирской церкви.
Фиатира – небольшой мусульманский город торговавший багряницей, то есть шерстью, выкрашенной в багряный, ярко-красный, пурпуровый цвет. Пурпур был в древности очень драгоценной краской багрового цвета, добывавшейся из так называемой «пурпуровой улитки». Из Фиатиры происходила Лидия, торговка багряницей (Деян. 16,14).
В городе Фиатире были знаменитые медеплавильные печи. Фиатира не имела никакого особого религиозного значения. Она не была ни центром культа кесаря, ни центром какого-либо греческого культа. Единственной религиозной достопримечательностью Фиатиры была святыня, в которой людям предсказывала будущее женщина – пророчица оракул Самбате.
Город со всех сторон окружен кладбищами, и вороны, привлекаемые запахом трупов, слетаются туда в таком множестве, что затмевают собою свет солнца. Зрелище печальное и возмутительное для путешественника! В настоящее время на его месте стоит селение в 7 тысяч жителей по имени «Ак-Гиссар», то есть «Белая крепость».
Откр. 2:18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
«Ангелу».
«у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану».
Слово [halkolivanon] означает – чистая медь, нечто подобное золотой руде. В городе Фиатире были знаменитые плавильные печи, и поэтому Господь применяет привычные для того города образы огня и раскаленной меди и бронзы. Господь говорит им понятно; «так говорит подобный огню плавильному и чьи ноги как чистейшая медь».
Откр. 2:19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
По словам Иисуса церковь имела и дела и веру и главное «любовь», которую оставила церковь в Ефессе и даже имела прогресс и рост в служении «дела твои больше первых». Из этого, по-видимому, можно сделать такое заключение: на первый взгляд Фиатирская церковь была сильной и процветающей.
Откр. 2:20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
«попускаешь ... учить».
Эта Иезавель пользовалась большим влиянием в Фиатирской церкви так, что церковь чему-то училась от нее. Именно церковь позволила (попустила) этому учению быть.
Каждая церковь несет ответственность за то, какому учению они следуют, что принимает, а что отвергает. Особенно опасно учиться чему-то у «мира» и применять это в церкви.
«Иезавели, называющей себя пророчицею».
Мы знаем, что Иезавель – поклонница языческих божеств Ваала и Астарты – употребила все свои силы, чтобы отвратить Израиля от веры в живого Бога и склонить его к служению мертвым богам. Может быть даже, что пророчица в Фиатире была еврейкой, потому что во времена античной древности многие иудеи занимались этим ремеслом – предсказывали будущее.
«Иезавель» в Фиатирской церкви, как и во всех других церквах, вводила в заблуждение детей Господних, проповедуя лжеучение и уводя верующих от живого Христа, к языческим понятиям и к языческому образу жизни.
Церковь должна быть столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15) Не церковь должна подражать этому языческому миру и использовать его понимания и учения, но приносить в этот мир истинное учение. Не мы должны строить наши учения по откровениям и книгам этого мира, но мир должен изменять свое мышление согласно написанному в Библии.
«Одной из достопримечательностей Фиатиры была оракул – предсказательница Самбате, женщина-пророчица. Именно от этой Самбате шло порочное влияние на Фиатирскую церковь» (Баркли)
«Должно быть она была связана с культом Сивиллы или иудейской магией и оказывала влияние на торговые объединения города. Очевидно она учила, что христиане должны вступать такие объединения и участвовать в праздниках города» («Thomas; Mounse»)
Из раскопанных надписей мы знаем, что там было много ремесленных гильдий, своего рода кооперативов, в которые объединялись для защиты своих коммерческих и бытовых интересов представители определенных ремесел; сукновальщики, кожевники, бронзовых дел мастера, прядильщики, красильщики, горшечники, пекари и работорговцы. В этом, по-видимому, и заключались трудности Фиатирской церкви.
Отказаться примкнуть к такой гильдии, это значило пожертвовать всяким уважением и поддержкой в деловых кругах. У них практиковались общественные трапезы, которые очень часто проводились в храме, а если даже и не в храме, они начинались и заканчивались формальным жертвоприношением богам, а мясо, шедшее в пищу, было тем самым идоложертвенным мясом.
Кроме того, такие общественные трапезы часто превращались в попойки и пьянки, разлагавшие нравственность.
«идоложертвенное».
Мясо, принесенное в жертву идолам было одной из больших проблем Церкви и христиане сталкивались с ней каждый день.
Когда в греческом храме приносили жертву, на алтаре сжигали лишь небольшую часть мяса; иногда это были, собственно, лишь пучок волос, взятых со лба животного. Часть мяса животного получали жрецы, как своего рода чаевые или случайный приработок, а остальное получал жертвующий. С этим мясом он мог устраивать пир с друзьями в стенах храма.
Приглашение в этом случае звучало так: «Приглашаю тебя обедать со мной у стола господа нашего Сераписа». Или же он мог забрать мясо домой и устроить пир у себя дома.
В этом была для христиан проблема: может ли христианин в храме, или вообще где-либо, вкушать мясо, принесенное в жертву идолам?
Еще проблема заключалась в том, что, что жрецы в храме не могли съесть все перепадавшее им мясо, и потому перепродавали добрую часть своей доли в мясные лавки, а это было лучшее мясо. Эту проблему обсуждает Павел в Первом послании Коринфянам. (Баркли)
Существовала сильная тенденция, направлявшаяся женщиной «Иезавель», которая защищала в интересах ремесла и коммерческого процветания, компромисс с мирскими нормами жизни,
утверждая, вне всякого сомнения, что Бог сможет защитить их от всякой порчи.
Запрет употребления в пищу идоложертвенного мяса имело одно далеко идущее последствие. Это лишало христианина возможностей общаться с не христианами, и потому он мог принимать совместно с язычниками участие лишь в немногих общественных мероприятиях и пирах.
Это значило, что христианин не мог стать членом какой-либо гильдии, потому что все гильдии устраивали такие общие трапезы, которые вполне могли проводиться и в стенах храмов и состоять из идоложертвенного мяса. А не вступление в гильдию было равнозначно профессиональному самоубийству. (Баркли)
Откр. 2:21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
«Я дал ей время покаяться».
Господь стучится в сердца к тем, кто разлагает общество, чтобы спасти их. И Он давал шанс этой женщине в духе «Иезавели» покаяться, но она не вразумилась и не покаялась. Это означает, что «Иезавель» уже знала, что она делает грех. Иисус говорит, что у нее была возможность покаяться, значит Он посылал в ее жизнь сны, праведников с словом истины или другие обстоятельства, когда обличал ее сердце в этом грехе.
«дал ей время» – говорит о том, что есть отведенное Господом время на покаяние грешника, в которое он должен успеть принять решение. Если это время вышло и он не вразумился и не раскаялся, то тогда события будут разворачиваться совсем по другому.
Некоторые люди отвечают нам, когда слышат евангелие, ... «мне еще рано» .... что они проживут жизнь в свое удовольствие и потом в старости покаются и придут к Богу. Церковь должна говорить правду грешникам, что сейчас Бог стучится к ним, но что так не будет всегда, каждому отведено время благодати, чтобы он успел покаяться. Иисус давал время Иезавели – значит есть отведенный и определенные промежуток.
Откр. 2:22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
«повергаю ее на одр».
Так как «Иезавель» не покаялась в отведенное ей время, теперь в ее жизнь приходит великая скорбь и вероятно это серьезная болезнь, которая положит ее на постель. «одр» [klinon] – постель, кровать, ложе. Слово повергаю [ballo] означает – швырнуть, взять и бросить. Словосочетание обозначает, что кто-то приложит усилие, чтобы взять и повергнуть ее на одр.
«и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются».
Теперь шанс покаяться дается тем, кто следует ее учению, и если они также не покаются, то они будут повержены в великую скорбь [flipsis] – притеснение, гнет, скорбь, мучение, бедствие.
Откр. 2:23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
«И детей ее поражу смертью».
В Фиатире «Иезавель», в виде полу языческого учения, приобрела себе последователей, которых Христос называет «её детьми», которых Он поразит.
«и уразумеют все церкви».
Это заблуждение или учение будет известным и заметным, потому что, когда придут суды, то все остальные церкви увидят это и тогда уразумеют, что это была ересь. Это пророческое слово Иисуса, говорит, что Он будет явно разбираться с теми, кто проповедует лжеучение и уводит верующих от живого Бога, к языческим понятиям и к языческому образу жизни, участвуя в их праздниках и пиршествах. Это есть любодейство и идоложертвенное.
«что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим».
Что же именно должны уразуметь церкви в будущем? Иисус испытывает сердца и внутренности и воздает согласно того, что человек делает.
У некоторых христиан образ Иисуса – только милующий, все позволяющий, добрый улыбающийся с овечкой на руках. И это так, но здесь сам Иисус говорит церкви, что ей, кое что предстоит узнать о Нем, то чего она не знала раньше. А именно то, что Он подвергает испытанию и проверке мысли и дела «каждому» каждого христианина и воздает соответственно ним.
Живущие в грехе христиане часто думают так, что в церкви их только осуждают и не любят, только один Иисус их любит и прощает. И это правда, но Иисус хочет, чтобы мы также не забывали, что Он испытает и воздаст согласно тому, что каждый делает. И вот этому еще одно подтверждение.
Откр. 22:11-12 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
И пусть уразумеют все церкви (Откр. 2:23) – Он Испытующий и Воздающий Господь.
Откр. 2:24-25 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.
«Вам же и прочим, находящимся в Фиатире».
Иисус дает четкое понимание, что это относится и к членам церкви «вам же» и остальным «прочим» в городе Фиатире. Это может означать, что Иезавель возможно не была в самой церкви в Фиатите, но была в городе.
В принципе так говорит и история, «Иезавель» – это была оракул Самбате, женщина-пророчица, которая имела влияние на церковь. Влияние сводилось к тому, что христиане должны вступать в торговые, промышленные и элитные ассоциации в городе и участвовать в праздниках города.
«не держат сего учения».
Как видно речь идет об «учении», а не только о личности оракула. Иисус более того, называет это учение «глубинами сатанинскими». Это учение так скрыто и замаскировано, что оно проникло в церковь и никто даже не заподозрил, что это от самого сатаны.
Откр. 2:26-27 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего;
Ввиду сложной символики обетований «побеждающему» касающихся будущего, мы можем только предполагать возможное значение этих символов. Итак, мы предполагаем, что Иисус имел в виду.
Возможно Господь здесь говорит об обетовании из (Пс. 2.9). Получилось так, что церковь в Фиатире оказалась под властью языческой пророчицы и ремесленных гильдий города. Но, не нас должны пасти язычники, но мы должны пасти народы жезлом железным. Кто кого победил, тот того и пасет.
Откр. 2:28 и дам ему звезду утреннюю.
«звезду утреннюю».
Давайте рассмотрим четыре известных толкования. Его принимают, как обетование первого воскресения. Как утренняя звезда восходит после ночи, так и христианин воскреснет после первой смерти. Его воспринимают в качестве победы над Люцифером.
Люцифер – это светоносный, но это же и название утренней звезды. Если это так, тогда это слово является обетованием полнейшей власти над сатаной и над грехом. Это связывали с Дан. 12,3, где обетование звучит так:
«И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во века, навсегда»
Если верно это толкование, то утренняя звезда – это слава, которая придет к тем, кто сам праведен и помог другим пойти и по стезе праведности. В Откровении Иисус назван «звезда светлая и утренняя» (Отк. 22,16). Обетование утренней звезды – это обетование Самого Христа. Если христианин верен, то, по окончании жизни он обретет Христа, с тем, чтобы уже никогда больше не потерять Его.
Откр. 2:29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».
Как мы видим теперь слово обращено каждому, кто это услышит (имеет уши, чтобы слышать) и это предназначается к многим церквям, а не только к этой.
Конец урока.
Источник: Церковь Благословение Отца
Учитель: Дмитрий Лео