Урок 1. Послание Ефесской церкви. Толкование семи посланий к церквям из книги апокалипсис (Откровение Иоанна). Учитель – Дмитрий Лео. Церковь Благословение Отца.
Школа «Откровение семи церквям». Оглавление
Урок 1. Послание Ефесской церкви
Жители Ефеса отличались суеверием, магией, любовью к роскоши, расточительностью и развратной жизнью. Ефес – означает «вожделенный», «желательный». Древнейший торговый город на берегу Эгейского моря с мощенными мрамором улицами, библиотеками, рыночной площадью и великолепным театром, вмещавшим более 25 000 зрителей.
Ефес был центром одного из восточных мистических культов Артемиды. Гордость Ефеса, храм Артемиды, считался одним из семи чудес света:150 метров длины и 70 метров ширины. Построен из красного дерева, голубого, желтого и белого мрамора. Золотые ступени и 127 колонн. В этом городе серебряник Димитрий спровоцировал мятеж, направленный против апостола Павла и его учеников, и жители города «около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!»
Откр. 2:1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
«Ангелу».
Слово [aggelos] означает посланник, что может относиться к человеку, направленному с определенной миссией, либо к ангелу – небесному созданию, посланцу Бога. Так как в библии, ангелы доносят до людей Божьи повеления, а не наоборот, то можно остановиться на точке зрения многих интерпретаторов, что ангелы семи церквей – это епископы этих церквей.
Также представляется странным, что ангелы «осуждаются за неправильные действия в своих церквях» (Гатри 1996:746).
Господь называет епископов (пасторов) церквей, своими [aggelos] посланниками. Пастора – это не профессия, это посланные Господом люди, в лице которых Он рассматривает всю церковь и дает через них направление, учение, вразумление. Господь не называл епископов по их земным именам «посланнику Андрею ...», но они значатся на небесах по территориальному служению в Теле Христа на земле «посланнику в Ефесе».
«Держащий семь звезд в деснице Своей».
Иисус предстает здесь, как Держащий в деснице Своей семь звезд, то есть пресвитеров семи церквей (Откр.1:20), которым адресованы послания. Держащий [krateu] переводится; держать, хватать, удерживать крепко.
То есть Иисус лично держит в Своих руках направляет и оберегает этих посланников. Иногда люди ошибочно думают, что пастор якобы сам взял в свои руки правление над церковью и это его работа «бизнес». Пасторы держатся крепко рукой Иисуса, под его наблюдением и руководством и это очень ответственное положение в отличие от обычного прихожанина.
«Ходящий посреди семи золотых светильников».
Далее Иисус представляет Себя, как ходящего посреди семи золотых светильников. В соответствии с текстом Писания (Откр. 1:20) семь светильников символизируют семь церквей.
Это означает, что Господь лично поддерживает духовную жизнь церкви, присутствуя посреди неё. Нам иногда кажется, что Иисус ходит только среди «нашей» церкви, так как она самая правильная. Он ходит среди всех церквей (и с преимуществами и с недостатками), так как это Его церкви. Ефесская, Лаодикийская, Пергамская ... все Его.
«светильников».
Церкви здесь представлены как золотые светильники. В ветхозаветной скинии светильник – «семисвечник» находился в непроницаемой темноте, чтобы освещать её. Его нужно было ежедневно очищать и пополнять маслом. Таково положение и современной церкви в этом мире, она окружена тьмой и должна ежедневно очищаться и быть наполнена елеем.
Великое назначение церкви в целом и каждого её члена – светить в этом мире. Мы также нуждаемся в ежедневном очищении и исполнении Духом Святым, как это было предписано для светильника в скинии. Это было Божьим условием, чтобы светильник светил ярко и не погасал.
Откр. 2:2-3 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
«не можешь сносить развратных».
Слово сносить [bastazo] означает – взять и понести, нести тяжесть, бремя. Развратных [kakous] означает – злой, плохой, вредный, преуспевающий в зле. Иисус похвалил церковь в Ефессе за то, что они не «тащат на себе» злых, испорченных людей и не взваливают на себя их бремена, которые они не смогут понести.
Сегодня эту церковь некоторые могли бы обвинить в отсутствии сострадания и любви к своим братьям и сестрам. Но, так как Иисус похвалил их за то действие, это означает, что далеко не всех людей мы должны нести на себе. Мы должны быть мудрыми и помнить слова Иисуса о том, что приходит враг и сеет среди пшеницы, плевелы – сынов лукавого. Не хочется думать о плохом, но нам все равно не избежать этого.
«испытал тех, которые называют себя апостолами».
Иисус хвалит эту церковь за то, что она умела отличить истинных апостолов от ложных и ненавидит развратных. Уже в 1-ом веке по Р.Х. появились люди, искажающее христианское учение. Их разделяют на еретиков иудействующих, пытавшихся подчинить христианство иудейству, и еретиков язычествующих (манихеи и гностики) – стремившихся смешать христианскую веру, с восточным религиозным миросозерцанием или с греческой философией. Они выдавали свои заблуждения за христианское мировоззрение, а также присваивали себе апостольское звание.
Церковь должна испытывать на подлинность тех, кто претендует на высокое звание апостолов. Конечно, нам не нужно излишне подозревать всех и во всём и впадать в крайности, но все же смотреть на плоды мы обязаны и признать дерево хорошим или плохом.
Откр. 2:4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
«оставил первую любовь твою».
Это ведь была ревностная церковь, трудящаяся, твердо держащаяся учения Библии, отвергающая лжеучения. И это всегда нормально и необходимо, но это не является доказательством того, что с церковью все в порядке.
Церковь в Эфесе оставила свою первую любовь. Вероятнее всего речь идет о любви к Господу. Что бы великого не сделала церковь за свою историю и как бы она не была тверда в учении, потеря любви к Господу является огромной утратой и проблемой для этой церкви. Потеря любви к Господу может стать крахом для церкви. Об этом и предупредил Господь в следующем стихе.
Откр. 2:5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
«вспомни, откуда ты ниспал».
Буквально говорится; «вспомни каким образом..., через что..., ты упал». Потерю первой любви Иисус прямо расценивает, как падение церкви. Церковь должна была найти причину, то место, где они свернули с правильного пути и оставили первую любовь. Возможно из-за того, что они были много заняты работой для Господа.
«... знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое», а также разоблачением всяких ересей и лжеучителей, они постепенно отвели внимание от личности Иисуса и близких отношений с Ним. Иисус говорил церкви о покаянии и возврате к первой пламенной любви.
«приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его».
Как мы помним светильник – это сама церковь. История показывает, что так и произошло. Эта угроза осуществилась. Из великого мирового центра Ефес обратился в груду развалин. В настоящее время на его месте существует маленькая мусульманская деревня. Христиан там совсем не осталось, а на месте бывшего храма св. Иоанна Богослова, ныне стоит мечеть. Великий светильник первого христианства угас безвозвратно.
Иисус предупреждает, что Он может сдвинуть церковь с её места если она не раскается в определенном грехе.
Разумеется, речь идет о серьезных вещах. Иисус не сказал, что Он уничтожит церковь, но Он говорит, сдвину, то, есть передвину в другое место и на этом место больше не будет церкви.
Как показывает история, Иисус просто выводит всех людей из церкви по разным другим общинам и таким образом церковь в данном месте (территории) уже не существует – она сдвинута.
Откр. 2:6 Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
«ненавидишь дела Николаитов».
По мнению некоторых историков, начало этой ереси положил Николай Антиохиец, обращенный из язычников, бывший в числе первых семи диаконов Иерусалимских (Деян. 6:3-6). Впоследствии он отпал от истинной веры и стал основателем секты антиномистов. Учение «николаитов» заключалось в учении о свободе плоти.
«Николаиты» проповедовали свободу плоти для умерщвления плоти. Цель была заманчивая, но путь к достижению этой цели, был весьма опасный – не бояться грехов плоти, потому что души они якобы запачкать не могут. «Николаиты» учили, что лучший путь умертвить плоть – это довести её до усталости и изнеможения от делания грехов плоти.
«Николаиты также отвергали закон о пище:
«Николаиты – гностическая секта (т. е. соединяющая в себе пункты христианской веры с преданиями язычества и иудейства) в древней христианской церкви, отвергавшая обязанность законов о пище и придерживавшаяся учения о законности удовлетворения всех требований человеческой природы» (Баркли)
Мы видим, что Иисус ненавидит лжеучение Николаитов и нам нужно быть на страже, чтобы не; угождать и потакать своей плоти для ее умерщвления удовлетворять все свои человеческие потребности и желания смешивание христианства с языческими преданиями и традициями
Откр. 2:7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».
Как мы видим, теперь слово обращено каждому, кто это услышит (имеет уши, чтобы слышать) и это предназначается к многим церквям, а не только Ефесской.
Иисус заканчивает послание, ободрением, что получат в качестве награды побеждающие.
Ввиду сложной символики обетований «побеждающему» касающихся будущего, мы можем только предполагать возможное значение этих символов. Итак, мы предполагаем, что Иисус имел в виду. То дерево посреди Рая, от которого в начале не вкусил Адам и Ева, станет в итоге доступно побеждающим.
Конец урока.
Источник: Церковь Благословение Отца
Учитель: Дмитрий Лео