Ян Гус – Шпионы в капюшонах

20:50 -- 02.03.2017

Какие хитрые игры велись между королями и верхушкой церкви, чтоб запретить распространение истины о Христе во времена Яна Гуса, поведал Робертс Леардон.

Если вы обнаружите ошибку, скажите мне!

В 1408 году Станислав столкнулся с жесточайшим преследованием из-за преподавания доктрин Уиклифа и заметно отошел в сторону от чешских реформаторов. Все больше и больше отдаляясь от них, он в конце концов оставил дело, за которое ранее боролся, и перешел к нему в оппозицию – стал ярым папистом. В скором времени Станислав уговорил Палеца присоединиться к нему. Таким образом, по странному стечению обстоятельств они стали прямыми врагами Гуса и прочих чешских реформаторов.

Узнав о расколе в среде чешских реформаторов, католическая церковь сделала свой ход в ответ на бескомпромиссное осуждение аморального образа жизни и еретических практик католических священников. Церковь организовала собрание синода, на котором официально запретила проповеди, содержащие нападки на образ жизни своего духовенства. Также она обвинила всех чешских реформаторов в распространении ереcи Уиклифа.

Збынек хотел показать себя с наилучшей стороны в глазах церковного руководства, поэтому приказал, чтобы к нему были принесены все книги Уиклифа для тщательного их изучения. Гус лично принес эти книги в суд и положил их перед Збынеком. Затем он улыбнулся и попросил архиепископа поставить его в известность, если тот найдет какую-либо ошибку.

Предательство движения Реформации Станиславом и Палецом не принесло им ничего хорошего. Преследование Станиславом других людей привело к тому, что у них обоих начались проблемы. Двум предателям приказали предстать перед судом синода в Италии. Сразу же после прибытия они были арестованы и брошены в тюрьму.

Гус был обвинен еще не в ереси, но в провоцировании расколов в церкви, поскольку он обвинял различных представителей духовенства в совершении грехов. Збынек опровергал все обвинения; он и Гус снова и снова писали в суд, причем последний придерживался твердой позиции и упорно защищал свои теологические взгляды.

Все эти споры сильно беспокоили короля Вацлава. Он боялся, что они повредят репутации Богемии, и поэтому приказал Збынеку написать признание, утверждающее, что после тщательного расследования он не обнаружил в Богемии ни ереси, ни еретиков. Збынек колебался, потому что он поспособствовал заключению Станислава и Палеца в тюрьму. Пражский архиепископ начал обижаться на короля и чешских реформаторов. Как после всего этого он посмотрит в глаза Папе Римскому? Как он сможет получить повышение по службе, выглядя таким непостоянным?

В 1409 году король Вацлав, благосклонно относившийся к чешским реформаторам и уставший от всех разногласий, отменил закон, что привело немцев в неописуемую ярость. Они толпами покинули Прагу. Должность ректора оказалась свободной, и чешские реформаторы единогласно избрали на нее Гуса.

Церковь с тремя головами

В 1409 году стремительно стал приближаться еще один конфликт. Католическим миром по-прежнему правили два Папы (один – в Риме, а другой – в Авиньоне), ни один из которых и не думал признавать соперника. Как только один из них умирал, на его место немедленно избирали другого. Бенедикт XIII был Папой в Авиньоне; Григорий XII – в Риме.

Не видя конца расколу, некоторые из кардиналов собрались в итальянском городе Пиза и объявили о созыве Генерального совета – Собора. Совет должен был избрать Папу, которого принял бы весь западный мир. Таким образом должно было ликвидироваться двоевластие.

Собор в Пизе был впечатляющим. В городе собралось множество кардиналов и епископов, одетых в прекрасные наряды и украшенных с ног до головы различными драгоценностями. Из-за того, что здесь собралось большое количество высокопоставленного духовенства, они объявили себя окончательной властью. Участники Собора избрали третьего Папу, Александра V, и приказали ему собрать второй Собор до 1412 года. Собор в Пизе призвал двух других Пап уйти в отставку.

Те же отказались подчиниться этому решению. Теперь церковь имела сразу трех Пап, и ни один из них не признавал остальных!

Гус согласился с необходимостью проведения Собора в Пизе, надеясь, что он приведет к концу папские разногласия. Когда же ни один из Пап не ушел с занимаемого поста, но все остались при власти, Гус испытал к ним отвращение. Он подверг их жесткой критике, заявив: «Ну что, апостольские наместники? Посмотрим, имеете ли вы в душе Святого Духа, являющегося Духом единства, мира и праведности. Ибо если бы вы его имели, то жили бы так, как апостолы. Но из-за того, что вы спорите о том, кто выше, исходя из уровня своего благосостояния, убиваете людей и сеете раздоры в христианском мире, своими делами показываете, что внутри у вас живет злой дух, дух раздоров и жадности, который с самого начала был убийцей».

Интересно, что Гус называл Пап убийцами. Из восьми Пап, правивших с 1378 по 1417 год, пять скоропостижно скончались. Их странная смерть намекала на то, что их убили.

«Папа здесь, Папа там»

Король Вацлав рассматривал избрание еще одного Папы, как блестящую возможность реализации своего плана. Вацлав надеялся, что если ему удастся стать союзником нового Папы, Александра V, и снискать его расположение, поддержав в стремлении прекратить раскол в католической церкви, он сможет получить право снова претендовать на титул императора Священной Римской Империи.

Таким образом, в 1409 году Вацлав нарушил свою верность Григорию XII и перешел на сторону Александра V, приказав Збынеку сделать то же самое. После этого король распорядился, чтобы Збынек полностью очистил Богемию от всякой ереси, чтобы ничто не мешало Вацлаву стать императором.

В результате из-за того, что Вацлав решил поддержать Александра V, Збынек затаил еще большую обиду на него. Сначала архиепископ отказался подчиниться королевскому приказу, что вывело Вацлава из себя. Но затем, вспомнив о жестоком характере короля, еще раз обдумал свое решение и согласился присягнуть на верность новоизбранному Папе, принявшись рьяно бороться с любыми проявлениями ереси в Богемии. Как следствие, Гус стал одним из главных врагов Збынека.

Александр V издал указ, осуждающий книги Уиклифа и запрещающий проповедовать везде, кроме католических соборов и монастырей. Этот указ был направлен прежде всего против Гуса, поскольку его церковь была единственным местом, не считавшимся Собором.

Сложилось впечатление, что король вместе со Збынеком решили добиться вместе с новым Папой определенных успехов. Но прежде чем Вацлав смог добиться расположения нового Папы, а Збынек – развернуть широкомасштабное наступление на Гуса, Александр V был найден мертвым. Он был отравлен!

Ограниченные умы зажигают огни

Иоанн XXIII был избран новым Папой вместо умершего Александра V. Изначально он проиграл Александру борьбу за папский трон. История утверждает, что именно Иоанн отравил своего предшественника.

Как вы, наверное, могли предположить, Иоанн XXIII был аморальным человеком. Будучи епископом Неаполя, как подтвердил личный секретарь будущего Папы Римского, тот совратил двести девственниц, замужних женщин, вдов и монашек. Он обложил налогами абсолютно все, включая проституцию. Теперь тот самый Иоанн стал новым Папой Римским!

Збынек продолжал выполнять приказ Александра, однако Гус изначально игнорировал его. Вы помните, что он думал о проповедовании; Гус был убежден, что Папа Римский не имеет права указывать, где можно, а где нельзя проповедовать. Гус говорил, что подобный приказ является недействительным, потому что Папа, издавший его, был уже мертв.

Поскольку Гус отказался прекратить проповедовать, Збынек организовал физическую атаку на Вифлеемскую церковь, пытаясь ее разрушить. Атака эта была организована в тот момент, когда церковь была переполнена, а сам Гус читал проповедь. Армия Збынека ворвалась в церковь, но оказалась не готовой к жесткому отпору со стороны чешских реформаторов!

Небольшая армия была вытеснена на улицы, окровавленная и помятая чехами. Во время стычки Гус с кафедры осудил действия Збынека. Для последнего предпринятая вылазка закончилась полным поражением.

После вышеупомянутой атаки в рядах чехов вспыхнуло пламя. Люди были возмущены поведением Збынека, которое лишь крепче сплотило их. Во время удивительной церковной службы, наполненной патриотическим пением и ощущением братства, Гус публично зачитал свой ответ Иоанну XXIII относительно приказа Александра V. Он также добавил, что в 1409 году было предсказано что появится человек, который будет преследовать Евангелие и веру во Христа. Когда после всего этого Гус обратился к переполненной церкви и спросил у прихожан, поддержат ли они его в борьбе против этого человека, крики, выражающие согласие, были подобны раскатам грома.

Гус не только обжаловал приказы Александра и Збынека, но также написал памфлет, защищающий его позицию.

Збынек был настолько сбит с толку и разъярен, что приказал прилюдно сжечь все книги Уиклифа. 16 июля 1410 года, в сопровождении звона колоколов и унылого пения священников, около двухсот копий манускриптов Уиклифа были сожжены дотла.

Гус ответил на это публичным заявлением: «Я называю это бесполезным делом. Подобные костры еще никогда не удалили из сердца человека ни малейшего греха. Огонь не пожирает истину. Он всегда является показателем ограниченного ума, вымещающего свою злобу на неодушевленных предметах».

Выступление Гуса подтолкнуло чехов к открытому восстанию. Они начали высмеивать Збынека, посвящая ему саркастические высказывания. Например:

Епископ Збынек

Сжег книги,

Не зная, что в них написано.

Взбешенный Збынек ответил на это тем, что отлучил Гуса от церкви. После этого он покинул Прагу, опасаясь за свою жизнь.

Шпионы в капюшонах

В католической церкви имеется несколько степеней отлучения. Являясь наказанием, отлучение запрещает человеку принимать участие в церковных обрядах и службах. В своей ранней форме отлучение обычно позволяло отлученному участвовать в некоторых частях богослужения, но лишь на одном уровне с некрещенными.

Иногда отлучение от церкви было временным. В таком случае отлученному запрещалось даже входить в здание церкви.

Наиболее серьезная форма отлучения заключалась в полном изгнании отлученного из церкви. Такое отлучение влияло даже на его положение в обществе. В подобных случаях церковное руководство решало, какие необходимо предпринять действия. Часто случалось, что если отлученный оказывался поблизости от здания церкви, службы не могли проводиться там на протяжении трех последующих дней.

Гус был отлучен от церкви по всем четырем уровням.

Гус проигнорировал первое свое отлучение и отправился проповедовать и проводить свое служение, как будто ничего и не произошло. Он получил огромную поддержку, причем не только в своей родной стране, но даже и в Англии. Английские дворяне направили королю Вацлаву просьбу и дальше поддерживать чешских реформаторов. Сам Гус получил письмо от английского сторонника Уиклифа, в котором было написано:

«Поэтому ты, Гус, мой любимый брат во Христе, хотя лично и не знаком мне, но я знаю тебя в вере и любви... Трудись, как добрый воин Иисуса Христа; проповедуй, пребывай твердо в Слове и будь хорошим примером; и призывай последовать путями истины всех, кого сможешь».

Гус зачитал это письмо прихожанам, которых собралось к тому времени больше десяти тысяч!

Збынек не мог вынести стремительно растущей популярности Гуса, поэтому начал посылать к нему в церковь шпионов, которые должны были внимательно слушать все, что он говорит, и искать слова, которые бы дискредитировали его.

Однако перехитрить Гуса было чрезвычайно сложно. Он сразу же замечал всех шпионов, указывая на некоторых из них и прилюдно тех унижая. Однажды Гус остановился посреди своей проповеди и закричал замеченному им шпиону: «Эй ты, в капюшоне, запиши это и беги скорее с доносом к своему хозяину», – указывая туда, где, как он считал, находился Збынек!

Никогда не следует недооценивать реформатора, преисполненного Святым Духом!

«Неявившийся»

Осенью 1410 года Гусу было приказано прибыть в Италию, чтобы объяснить, почему он не подчиняется папским приказам. Збынек воспользовался ситуацией и снова отлучил Гуса от церкви. Это отлучение стало для него вторым, именуемым «усугубленным отлучением». Однако Гус проигнорировал его точно так же, как и первое. Он продолжал проповедовать и вынолнять свои обязанности. В Праге он пользовался гораздо большей поддержкой, нежели Збынек.

Тем не менее Гус написал небольшое письмо Папе Римскому с просьбой разрешить ему проповедовать в Вифлеемской церкви, а также не сжигать больше манускриптов Уиклифа. Король Вацлав, раздраженный негативным вниманием, прикованным к Богемии, также написал письмо Папе, в котором заявил: «Если кто-либо хочет обвинить в чем-то его [Гуса], то пусть сделает это в нашем королевстве перед Пражским университетом или же перед иным компетентным судьей. Наше королевство не собирается подвергать такого нужного проповедника дискриминации со стороны его врагов и провоцировать тем самым волнения всего населения». Королева София также написала письмо Папе Римскому и кардиналам, призывая их перестать обвинять «нашего преданного священника».

Не получив никакого ответа, король и королева направили еще одно письмо Папе Римскому, сообщив ему о том, что они направляют к Гусу двух разведчиков.

Услышав о вмешательстве королевской четы, Збынек тут же отправил Папе Римскому и кардиналам шикарные и дорогие подарки – лошадей, дорогую посуду и кольца. Папским служителям были посланы также и деньги. Збынек просил, чтобы они приказали Гусу предстать перед Папой.

Дорогие дары выполнили свое предназначение. В феврале 1411 года Гус был в третий раз отлучен от церкви, на этот раз – старшим кардиналом в Италии, за то, что проигнорировал приказ явиться.

Наверное, смерть была справедливой

Возбужденный новоприобретенной при дворе Папы Римского властью, Збынек уже не знал, как ему остановиться. Он даже попытался отлучить от церкви Вацлава и весь королевский двор! Король был разъярен и пригрозил Збынеку.

Збынек ответил скандальным ходом – он отлучил сразу всю Прагу! Это означало прекращение всей церковной деятельности – похорон, бракосочетаний и проповедей.

В Богемии каждый магистрат встал на сторону короля и восстал против Збынека. После непродолжительных и бесплодных попыток завладеть властью Збынек понял, что силы слишком неравны. Это вынудило его, опасаясь за свою жизнь, безоговорочно подчиниться королю.

Желая сохранить репутацию своей страны, Вацлав первым делом приказал Збынеку объявить, что все его обвинения в адрес Гуса потеряли свою законную силу, это же касалось и отлучений от церкви. Также Збынек должен был отправить Папе Иоанну XXIII заверенное письмо, объясняющее все беспричинные нападки на Гуса и утверждающее, что он полностью чист от всякой ереси. Ему было приказано к тому же еще и заявить, что он и Гус полностью согласны в вопросах церковной доктрины! В довершение ко всему этому Збынек должен был выступить с публичным заявлением, утверждающим то же самое.

Вацлав распорядился, чтобы Гус написал письмо, выражающее его повиновение Папе Римскому и кардиналам, в котором он со смирением подтвердил бы свою веру и попросил об освобождении от всех предъявленных ему обвинений. Гус охотно согласился, и в течение двух дней письмо было готово.

Спустя две недели Гус продолжил делать то, к чему его призвал Бог, – публично защищать Уиклифа и большую часть его учений, а также пытался реформировать католическую церковь. Гус ничего не говорил об учениях, с которыми он был не согласен. Он говорил, что если человек не защищает истину, то он предает ее. По этой причине Гус не мог молчать о том, во что он верил.

Тем временем Збынек буквально кипел от гнева из-за уязвленного чувства собственного достоинства. Требование Вацпава казалось ему слишком унизительным. В письме, адресованном королю, Збынек перечислил все свои обиды, после чего заявил о том, что не пересмотрит своей позиции по отношению к Гусу и не будет писать письмо Папе Римскому. Он написал также, что отправляется в Венгрию, чтобы получить там убежище при дворе короля Сигизмунда (сводного брата и врага Вацлава).

Сигизмунд запланировал встретить Збынека на следующий день после того, как тот пересечет границу Венгрии, и сопроводить его в столицу. Но незадолго до встречи произошло странное событие. Збынек был найден мертвым – его отравил собственный повар.

Пожертвования
Ваши пожертвования помогают нам служить множеству людей. Спасибо за вашу щедрость!