Урок 5. Школа «Начала учений Христа» построена на основании послания к Евреям 6 главе. Это семь начальных учений, в которых ранняя христианская церковь видела основу христианской веры.
Возложение рук и благословения
Благословения можно передавать не только через уста, но и через возложение рук.
Быт.48:14-15: Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа…
Мк.10:13-16: Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
Люди «приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним», потому что они знали принципы благословения. Если мы хотим благословить людей, то можем также возлагать на них руки.
Возложение рук и крещение Духом Святым
Изучая Писание, мы видим, что Святой Дух сходил на людей разными способами. После крещения в воде (Деян.8:39), после молитвы (Деян.4:31), во время проповеди (Деян.10:44), а также при возложении рук.
Некоторые люди сразу получают крещение Духом Святым, но другим требуется, чтобы кто-то наполненный Духом пришел к ним и возложил на них руки.
Деян.8:14-17: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.
Нам нужно возлагать руки на людей и молиться о том, чтобы Бог крестил их в Святом Духе. Нам следует учить людей этому, потому что многие из них ничего не знают о Святом Духе или многого не понимают.
Деян.19:1-2,6: Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. (6 стих) и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.
Некоторые люди просто не научены относительно Святого Духа. Им нужно проповедовать на эту тему и затем молиться за них (Деян.6:6) с возложением рук, чтобы они также могли принять Святой Дух.
Возложение рук и исцеление
В Писании мы видим, что Иисус возлагал руки на больных, имевших нечистых духов, прокаженных и мертвых. Это означает, что мы можем возлагать руки на всех, кто нуждается в исцелении, освобождении или воскрешении.
В большинстве записанных в Писании случаев, когда Иисус творил чудеса, Он прикасался к людям или возлагал на них руки.
Лк.6:19: И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от (из) Него исходила сила и исцеляла всех
Мк.6:56: И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
Лк.4:40: При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
Иисус возлагал на больных руки или прикасался к ним, чтобы исцеляющая сила сходила на тела этих людей. Иисус также учил Своих последователей тому, чтобы они возлагали руки, когда молятся за больных.
Мк.16:17: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Иаков также не забывает об этом, когда учит, как молиться о больных:
Иак.5:14: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
Когда мы мажем маслом больного, мы прикасаемся к нему своими руками. Это позволяет Божьей исцеляющей силе течь через нас.
Возложение рук и отделение на служение
Как назначались служители в первоапостольской церкви? Если мы внимательно прочитаем Писание, то заметим, что это происходило с молитвой и возложением рук. (Часто это сопровождалось постом.)
Деян.6:5-6: И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки.
Деян.14:23: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
Деян.13:2-3: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
В Деян.13:2-3 мы видим следующее: Святой Дух ясно сказал, что Он призывает на служение Варнаву и Савла, поэтому их нужно было отделить на это служение. Греческое слово «отделить» имеет значение «выделять, обособлять, избирать». То есть речь идет об избрании, назначении человека на служение и делегирование ему власти.
Каждому служителю важно получить такое благословение. Святой Дух призвал Варнаву и Савла на служение, поэтому Он сказал руководителям церкви, чтобы они отделили их на служение (Деян.13:1). Святой Дух использует для этого «большего» служителя, чтобы благословить «меньшего».
Евр.7:7: Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
Такое благословение с возложением рук очень важно, потому что так происходит высвобождение даров Духа, необходимых для служения.
Втор.34:9: И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.
1Тим.4:14: Не неради (пренебрегай) о пребывающем в тебе Даровании (даре), которое дано тебе по (через) пророчеству с возложением рук священства (presbuterou – пресвитеров).
2Тим.1:6: По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение.
Мы видим, что Тимофея рукоположили, и через это он получил дар от Бога.
По поводу «опасности» возложения рук
Есть необоснованная теория, что через возложение рук на человека могут перейти бесы. Единственное место из Писания, где дается пояснение и предостережение о возложении рук, это 1Тим.5:19-22. Павел дает указания относительно согрешающих служителей церкви, предупреждая Тимофея, чтобы он не поступал по пристрастию и не спешил рукополагать их на служение.
1Тим.5:19-22: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником (не сообщайся, не имей ничего общего) в чужих грехах (с чужими грехами). Храни себя чистым.
Это означает, что пасторы церквей должны не спешить с рукоположением тех служителей, которые согрешают. Больше мы не находим в Писании указаний на то, что возложение рук может быть хоть как-то опасно.
Заключение
- Возлагая руки на других, мы высвобождаем на них благословения.
- Возлагая руки на других, мы способствуем их крещению в Святом Духе.
- Возлагая руки на других, мы высвобождаем в них исцеляющую силу.
- Мы можем возлагать руки на больных, имеющих нечистых духов, прокаженных и мертвых.
- Пасторы, возлагая руки на других, отделяют людей на служение.
- Пасторы, возлагая руки на других, высвобождают дары Святого Духа для служения.
- Когда на нас возлагают руки, нам не может быть причинен вред.
- Пасторы, руководители церкви не должны возлагать руки и ставить на служение согрешающих пасторов, служителей.
Источник: Библия, 6 глава Послания к Евреям.
Учитель: Дмитрий Лео