Библия по настройке ударной установки. Настройка бас-барабана
Пластики для бас-барабана – ударная сторона
Покрытия и типы материалов – те же, что и в разделе «Пластики для томов – ударная сторона». У пластиков для бас-барабанов много общего с пластиками для томов, но бывают и существенные отличия, например серии EVANS EQ или Aquarian Regulator.
- Однослойные, без демпфирующих элементов. Любой пластик наподобие REMO Ambassador, серии Ebony, FiberSkyn 3FA, Aquarian Signature серии Jack DeJonnette, EVANS EQ 1, EVANS EQ 4
- Заглушенные однослойные пластики, типа REMO Ambassador, серии Ebony, FiberSkyn 3FA, Aquarian Classic, Aquarian Signature серий Carmine или Vinny Appice, Studio-X, Impact I, SuperKick I, EVANS EQ 1, EVANS EQ 4, и т.п.
- Заглушенные двухслойные: любые наподобие REMO PinStripe, EVANS EQ2, EVANS EQ3, или гидравлические, типа Aquarian SuperKick II. См. раздел «Звучание. Типичный подбор пар пластиков для бас-барабана.»
Бас-барабан. Пластики для резонансной стороны
- Однослойные, без демпфирующих элементов. Любой пластик наподобие REMO Ambassador, серии Ebony, FiberSkyn 3FA, Aquarian Classic Ported Bass Drum Head, EVANS EQ1, UNO 58 1000, и т.п.
- Заглушенные однослойные пластики, типа REMO PowerStroke 3, Aquarian Regulator, EVANS EQ 2, EVANS EQ 3, и т.п. Обратите внимание, что большинство этих пластиков выпускается в вариантах: без отверстия, с 4 1/2«, 5» и 7« отверстием.
Бас-барабан. Пластики с отверстием, или без?
- Если отверстие в пластике больше 7 дюймов диаметром – это все равно, что играть без пластика.
- 7 дюймовое отверстие создает впечатление звучания без резонансного пластика, отправляет больше атаки от колотушки в публику, и незначительно окрашивает звучание тембром резонансной стороны. Кроме того, легче ставить микрофоны и менять внутренние демпферы.
- 4,5 или 5-дюймовое, или даже два смещенных отверстия такого размера облегчают управление колотушкой (снижают вероятность нежелательной репетиции), барабан резонирует мощнее, и резонансная сторона сильнее влияет на настройку барабана. Через 4,5-дюймовое отверстие сложнее устанавливать микрофон внутри бочки, и изменять положение демпферов.
- Пластик без отверстия дает очень гулкое звучание и больший отскок колотушки. С помощью одного микрофона бывает затруднительно получить и хлопок колотушки, и резонанс барабана. Все демпферы остаются внутри. Резонансный пластик очень сильно влияет на общее звучание.
Бас-барабан. Подушки и/или прокладки
- Одна прокладка или подушка, прикрывающая 15-20% расчетной площади ударного пластика: атака подчеркнута, тон и послезвучание «повисают».
- Одна прокладка или подушка, прикрывающая 15-20% площади резонансного пластика: атака колотушки уменьшается, тон и послезвучание выглядят, как, за которым проявляются яркие обертоны.
- Одна прокладка или подушка, прикрывающая 15-20% площади ударного и резонансного пластиков: атака подчеркнута, общая громкость немного снижена, тон и послезвучание более собранные, обертоны приглушены.
- Одна прокладка или подушка, прикрывающая 25-30% площади ударного и 15-20% – резонансного пластиков: атака очень жесткая и подчеркнутая, общая громкость почти такая же, как в предыдущем варианте, тон и послезвучание еще более концентрированные, обертонов почти нет.
- Одна прокладка или подушка, прикрывающая 25-30% площади и ударного, и резонансного пластиков: очень собранный звук, идеальный для близко расположенного микрофона. Атака становится очень акцентированной, общая громкость почти такая же, как в предыдущем варианте, тон и послезвучание становятся короткими выбросами энергии, которые без микрофона кажутся безжизненными. Отчетливое «ударное» звучание.
Звучание. Типичный подбор пар пластиков для бас-барабана
Имейте в виду, что все характеристики описанных ниже заглушенных пластиков можно поменять с помощью подушек/прокладок, как описано в разделе «Бас-барабан. Подушки и/или прокладки», или подбором пластика с отверстием, как рассказывалось в разделе «Бас-барабан. Пластики с отверстием, или без?». Покрытия и типы материалов – те же, что и в разделе «Пластики для томов – ударная сторона.». У пластиков для бочек с пластиками для томов существует много общего, но есть существенно отличающиеся серии, например, EVANS EQ и Aquarian Regulator.
- Однослойные, без глушащих элементов с обеих сторон: – открытое, сильно резонирующее звенящее звучание, ощущение упругое.
- Однослойный заглушенный ударный, однослойный не заглушенный резонансный: атака колотушкой «выскакивает», звучание открытое, сильно резонирующее, в момент атаки обертоны приглушены, но «повисают» на послезвучании.
- Однослойные заглушенные с обеих сторон: атака слышна явственнее, плотное, но несколько расплывчатое звучание, обертоны пригашены, но слышны. Типичные комбинации: REMO PowerStroke 3 с обеих сторон, чтобы усилить низкие частоты можно поставить ударный пластик EVANS EQ 4, а резонансный – REMO PowerStroke 3, EVANS EQ 2 или Aquarian Regulator Resonant.
- Однослойный заглушенный ударный и двухслойный заглушенный резонансный: атака колотушкой «выскакивает», звучание широкое, сфокусированное, обертоны пригашены. Типичное сочетание: ударная сторона – REMO PowerStroke 3, резонансная – REMO PinStripe, EVANS EQ 3, или Aquarian SuperKick II Resonant.
- Двухслойные заглушенные с обеих сторон: очень сфокусированная и упругая атака, узкий сфокусированный звук, обертоны сильно приглушены (прокладки/подушки могут не понадобиться). Типичная комбинация с обеих сторон – REMO PinStripe, EVANS EQ 3, или Aquarian SuperKick II.
Бас-барабан. Настройка и хитрости
- Для бас-барабана – процедура та же самая. Выполните операции раздела «Настройка и посадка пластиков любых барабанов», но примите во внимание следующее:
- При типичной настройке ударный пластик управляет атакой, а резонансный – послезвучанием.
- Для более упругого звучания поднимите строй резонансного пластика на 1-2 ноты вверх, или перестройте выше весь барабан.
- Чтобы получить «пластмассовое» звучание, нужно поставить с ударной стороны однослойный пластик, настроенный на самую нижнюю ноту, и чуть-чуть распустить каждый винт. Хорошо звучит твердая войлочная колотушка без подкладки. Если воспользуетесь деревянной или пластмассовой, прокладку поставьте.
- «Жирное» звучание бас-барабане делается так же, как на томе. Нужно настроить резонансный пластик на самую низкую ноту, потом чуть (на 1/16 – 1/8 оборота) отпустить каждый винт. Получится «жирный», «свободный» или «темный» звук. В этом случае строй меняют с помощью ударного пластика. Имейте в виду, что при «жирном» звуке высотный диапазон настройки может быть несколько ограничен.
- Для того, чтобы получился короткий «открытый» резонансный взрыв звука, за которым идут приглушенные обертоны, попробуйте воспользоваться демпфером EQ. Слегка прижмите его к одному из пластиков, так, чтобы при ударе колотушки верхняя («шарнирная») часть отскакивала от пластика, но быстро возвращалась назад. На длительность звучания можно влиять, изменяя расположение демпфера. Этот прием срабатывает и с двумя демпферами, когда один из них прижат плотно, а другой, расположенный сверху на том же, или на противоположном пластике – дает «шарнирный» звук.
- Нет подушки или прокладки? Попробуйте воспользоваться полосами фетра или хлопчатобумажной ткани разной ширины. Подкладывайте их под пластик примерно по середине, туго натянув, так, чтобы пластик их прижал. В качестве ориентира – попробуйте сделать полосу шириной 4,5 дюйма на 20-дюймовой бочке, 5 дюймов на 22-дюймовой, 5,5 дюйма на 24-дюймовой. Полоса на одном из пластиков эквивалентна демпфированию 25-30% площади пластика, или двум демпферам EQ на пластик. Так же работает скатанное и приклеенное скотчем в нижней части пластика (или обоих) полотенце. Старая перьевая подушка или свернутое одеяло действуют так же хорошо. Импровизируйте! Все, что слегка касается поверхности пластика, будет работать, если соблюдать пропорции демпфирования, данные в разделе «Подушки и/или прокладки». Для «шарнирного» звука попробуйте приклеить скотчем полотенце или кусок ткани к верхней части пластика, чтобы он при ударе отскакивал и возвращался обратно.
- Для улучшения резонанса попробуйте поднять бас-барабан как можно выше над полом – насколько позволят упоры и конструкция педали.