Диковинка в Англии женщина-проповедник тысячи сходились чтобы посмотреть, и тысячи были приобретены для Христа. Служения этой пары были необычными для того времени.
«Моя дорогая жена желает выступить»
До этого момента Кэтрин, являясь горячей сторонницей женщин, наставляющих и проповедующих в церкви, все же сама стеснялась это делать. Муж всегда ободрял и поддерживал ее, но женщине нравилось оставаться в тени, прячась за своей скромностью. Однажды в воскресенье, 27 мая 1860 года, участникам массового собрания под открытым небом пришлось в срочном порядке перебраться под крышу церкви в связи с ненастной погодой. В итоге в церкви собралось около тысячи человек, жаждавших услышать проповедь Уильяма. Когда Кэтрин заняла свое место в зале, держа на руках маленького Брамуэлла, Святой Дух обратился к ее сердцу: «Если ты сейчас выйдешь вперед и произнесешь свидетельство, знай, что Я благословлю не только твою собственную душу, но также души всех собравшихся здесь людей». – «Да, Господь, – ответила она, – я верю, что Ты так и сделаешь, но я не могу сделать этого».
В тот же момент ее посетила другая мысль, но женщина моментально распознала ее коварный источник: «Кроме того, ты ведь не готова к выступлению. Ты будешь выглядеть глупо, не зная, что следует говорить».
Кэтрин крайне возмутило это язвительное замечание. «Ах вот оно что! Я никогда не хотела выглядеть глупо ради Христа. Но сейчас пусть будет именно так». Кэтрин вскочила со своего места и поднялась на сцену как раз в тот момент, когда ее муж заканчивал свое выступление. Уильям быстро подбежал к жене, чтобы помочь ей, полагая, что с ней что-то случилось, но Кэтрин просто сказала ему: «Я хочу поделиться словом».
Ее муж оказался застигнутым врасплох этой просьбой, но внутри его переполняла радость. Повернувшись к собравшимся, он произнес:
«Моя дорогая жена желает выступить», – и освободил для нее сцену. Сам же он присел в зале, желая услышать, что она собиралась сказать. Собравшись с мыслями, Кэтрин обратилась к слушателям:
Полагаю, многие из вас считают меня очень преданной Богу женщиной, верой и правдой служащей Ему, но мне открылось то, что я живу в непокорности, причем до такой степени, что тьма и теснота начали мучить мою душу. Однако три или четыре месяца назад, я дала Господу обещание и не посмею ослушаться Его. Я вышла, чтобы рассказать вам об этом и пообещать Господу, что буду покорна Его Небесному видению.
С величайшим смирением женщина призналась в своем грехе непокорности Богу, Который уже неоднократно побуждал ее выступить на публике, и призвала каждого обязательно отвечать на Божий призыв. Когда Кэтрин закончила, Уильям, заручившись ее согласием, объявил: «Сегодня проповедовать будет моя жена!».
Тридцать минут спустя в доме Бутов Боллингтон и Кейти Бут, еще слишком маленькие для того, чтобы посещать собрания, бегали за горничной вокруг кухонного стола и радостно повторяли за ней: «Госпожа сказала слово! Госпожа сказала слово!». Важность этого события была очевидна всем членам семьи. В тот вечер церковь была переполнена прихожанами. Свою проповедь Кэтрин построила на стихе из Послания к ефесянам 5:18: «...исполняйтесь Духом...». Слава о женщине-проповеднике стремительно распространялась, и спустя несколько месяцев число желающих услышать ее превышало даже количество желающих услышать ее мужа!
Начало самостоятельного плавания
Во время конференции Нового объединения, проходившей в 1861 году, Уильям наконец почувствовал готовность поступать по велению собственного сердца – вернуться к полноценной евангелизационной работе. Однако руководители Объединения так и не сочли нужным с глазу на глаз обсудить с ним этот вопрос, поэтому после нескольких недель молитвы и тщательного взвешивания всех «за» и «против», а также, несмотря на полное отсутствие какого-либо альтернативного дохода, Бут отнес в Новое объединение прошение об отставке. Этот шаг был весьма непростым для отца четырех маленьких детей, которых он должен был содержать. Кроме того, это решение раз и навсегда разрывало связь четы Бут со всем, что касалось методизма.
Лишившись жилья, Уильям и Кэтрин перевезли свое имущество и детей в дом родителей Кэтрин в Брикстоне. Когда один из корнуоллских служителей, когда-то обратившийся к Богу через служение Уильяма, попросил его возглавить духовное пробуждение в их городе, он согласился, несмотря на то, что у служителя не было денег, чтобы их поддержать. Они решили приехать в Корнуолл на полтора месяца.
Но у Бога были другие планы. Когда у Бутов были за плечами полтора года и семь тысяч новообращенных, они все еще находились в Корнуолле. Некоторые рыбаки преодолевали по десять миль по бушующему морю лишь для того, чтобы побывать на собрании. «Деловая жизнь замерла, – отметил один из местных жителей. – Владельцы магазинов и их покупатели только и делают, что бегают на собрания Бута». Поскольку, конца работы еще не было видно, Уильям и Кэтрин перевезли своих детей в Корнуолл. Именно там 26 августа 1862 года появился на свет их пятый ребенок Герберт Ховард.
В начале 1863 года Бутов пригласили выступить в Кардиффе-Уэльс, но они не могли найти помещение, которое было бы достаточно большим, чтобы вместить всех желающих попасть на собрания. Большинство церквей закрывало перед ними двери, словно они были изгоями, но Кэтрин удалось договориться об аренде циркового шатра, и собрания состоялись вовремя. Это был первый случай за годы их служения, когда они использовали не церковное помещение, но далеко не последний. На протяжении последующих двух лет Уильям и Кэтрин продолжали путешествовать и проводить служения по всей стране. После того как 4 мая 1864 года родился их шестой ребенок, Мэриан, Кэтрин начала проводить собственные евангелизационные служения, которые имели колоссальный успех. Новизна женщины-проповедника привлекала массы людей, и вскоре она начала получать приглашения даже из более консервативных церквей, чем те, которые закрывали перед Уильямом двери.
Разлука, однако, оказалась для супругов очень тяжелой, и в 1865 году они перебрались в Лондон, где поселились в Хаммерсмите. После того как перед Уильямом были закрыты двери практически всех – даже самых маленьких – церквей, некоторое время семья выживала, в первую очередь, благодаря деньгам, которые получала за свои выступления Кэтрин.
Лондон, куда вернулись Уильям и Кэтрин, отличался от того Лондона, который они когда-то покинули. Он был гораздо темнее и мрачнее, чем раньше. Уильяма снова охватило сострадание к беднякам. Увидев измученные лица, он бросился в ломбард и заложил фамильные драгоценности. На полученные деньги нищая семья могла питаться несколько недель. Один из авторов описывал Восточный Лондон, как «грязный лабиринт, в котором обитало около полумиллиона человек, или 290 на один акр... Каждый пятый дом был пивной, и в большинстве из них имелись специальные ступеньки, чтобы даже самые маленькие дети могли дотянуться до прилавка».
Однажды вечером, в начале июля того же года, возвращаясь с собрания, Уильям неожиданно наткнулся на небольшую группу людей, собравшихся на улице у паба «Слепой нищий». Там проповедовал какой-то мужчина, который, закончив, спросил, не желает ли кто-либо из собравшихся поделиться свидетельством или словом из Писания. Уильяма не нужно было просить дважды. В считанные минуты его проповедь увлекла всех, кто находился рядом, и Уильям снова почувствовал себя так, словно вернулся в юные годы, когда он, стоя на стуле, проповедовал перед домом Джека Метлы. Организаторы этого собрания из Комитета специальных служб Восточного Лондона находились под таким впечатлением от работы Уильяма со своими слушателями, что в течение нескольких дней предложили ему временную должность руководителя своего служения. Несмотря на первоначальное нежелание, Уильям согласился и 2 июля 1865 года положил начало серии собраний в ветхом шатре, расположенном рядом с трущобами при Уайтчепел-роуд. Эти собрания продолжались шесть недель.
Несмотря на то, что Уильям обратил к Господу множество сердец, вскоре он почувствовал, что свое собственное сердце он оставил в Восточном Лондоне. У него не было стабильного дохода, однако вид множества безработных, крутившихся у паба «Слепой нищий», красноречивее любых слов говорил ему о том, что без работы он не останется. Эти люди должны были стать его работой! Они нуждались в спасении – не только от духовной греховности, но и от физической. Хотя Уильям не имел ни малейшего представления о том, где найти необходимые средства, он написал следующее заявление о своей миссии и обращение к фондам:
У нас нет четких и определенных планов. Мы будем следовать туда, куда нам укажет Святой Дух. В настоящее время мы хотим иметь возможность проводить регулярные и непрерывно следующие друг за другом служения, конечной целью которых является приведение душ к Христу в различных районах Восточного Лондона каждый вечер в течение целого года. Мы предлагаем проводить эти собрания в больших залах, театрах, шатрах, под открытым небом и в любых других местах, которые могут быть доступны нам или же наилучшим образом послужить достижению нашей конечной цели. Мы планируем заботиться о тех, кто пришел к Христу, и лично посещать их, направляя в близлежащие благожелательно настроенные церкви либо же самостоятельно наставляя их и подготавливая к активному труду. Для наиболее эффективного проведения этой работы мы предлагаем основать Ассоциацию христианского возрождения... Нам также потребуется центральное здание, в котором мы могли бы проводить наши более частные собрания и проповедовать Евангелие в те времена, когда мы не будем заняты работой в других местах.
На следующей неделе богатый промышленник отправил Уильяму первый чек на сто фунтов для поддержки его работы. За ним последовало еще больше денег. Бог, как всегда, явил Свою верность. Так было положено начало работе, которая позже привела к появлению Армии Спасения, изначально известной под названием Христианской миссии Восточного Лондона.
Христианская миссия Восточного Лондона
В течение последующих нескольких лет работа Бутов постоянно менялась. В первый год большинство людей, начавших служить вместе с ними, по разным причинам покинули миссию – чаще всего, это так или иначе было связано с тем, что этим людям не нравился проповеднический стиль Уильяма, его бескомпромиссность, спонтанный характер его служений или же тяжелые условия работы. Поскольку у Бутов не было постоянного здания, для своих собраний они снимали самые разнообразные помещения – от танцзалов до конюшен. Однажды они даже проводили служение за голубятней. Их аудитория чаще всего состояла из низов общества, поэтому некоторые люди покидали собрания, не в силах выносить резкий запах джина и табака. Но к лету 1866 года Уильяму удалось собрать команду из приблизительно пяти десятков верных сотрудников, которые горели желанием делать все, что в их силах, для продолжения и расширения работы миссии.
Каким бы твердым и бескомпромиссным ни был Бут в вопросах, связанных с доктриной, когда дело касалось методов, он действовал зачастую прямо противоположно. Обуреваемый горячим желанием спасать человеческие души, он был готов практически на все ради достижения этой цели. На одном собрании, когда люди, казалось, не проявляли особого интереса к его проповеди, Уильям пригласил на сцену цыганского разносчика, который лишь недавно обрел спасение. И, как только этот человек начал свидетельствовать, слушатели преобразились и стали жадно ловить каждое его слово. С того дня Уильям начал передавать новообращенным некоторые полномочия, так что их свидетельства звучали практически на каждом собрании. Их энтузиазм он считал заразительным, и благодаря их участию в служениях потенциальные верующие становились более открытыми к Благой Вести. Позже в Армии Спасения любили говорить, что одни из своих лучших проповедей Уильям произнес устами других людей. «Он никогда не монополизировал собрания. Он стремился к тому, чтобы задействовать и других верующих – эти служения принадлежали им не меньше, чем ему. Такой прием помогал ему делать собрания не только эффективными, но и привлекательными».