Самая большая ошибка: позволили Мартину Лютеру читать Библию!

20:38 -- 14.03.2017

Самой же большой ошибкой католической церкви стало то, что она позволила Лютеру проводить много времени, изучая Библию. Знайте: больше всего проблем мертвой религии доставляют люди, читающие Библию.

Путь к откровению

Казалось, что надежды больше нет. Что можно было сделать с этим измученным монахом? Но Штаупиц знал, что ему нужно. Он отказался от своей должности в Виттенбургском университете и передал ее Лютеру. Конечно, если принять во внимание внутреннее состояние Лютера, это могло показаться нелепым. Как мы знаем, тогда он был неподготовленным и, что самое главное, недостойным заменить Штаупица. Тем не менее в 1512 году он получил степень доктора теологии. Тогда Лютеру было двадцать девять лет.

Для того чтобы преподавать Библию, Лютеру необходимо было хорошо изучить ее. Штаупиц думал, что, возможно, Лютер в процессе изучения Библии сам сможет найти ответы на мучившие его вопросы. Библия была для Лютера малознакомой книгой. Он, конечно же, как и любой другой представитель духовенства, имел к ней доступ, но читать ее никто никогда Лютера не заставлял. В то время другие материалы являлись более важной составляющей теологического образования монахов и священников.

Самой же большой ошибкой католической церкви стало то, что она позволила Лютеру проводить много времени, изучая Библию. Знайте: больше всего проблем мертвой религии доставляют люди, читающие Библию. Почему? Религия хорошо приживается в области невежества и в области души. Она основывает свои факты на размышлениях, легендах, а также на том, о чем мечтают люди, вместо написанного в Слове Божьем.

В 1513 году Лютер приступил к изучению Псалтири, и именно здесь он начал свой путь откровения, который в конце концов его освободил. Двадцать первый псалом приоткрыл дверь его души и впустил в нее свет. В нем написано:

«Боже мой! Боже мой! [Внемли мне!] Почему Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! Я вопию днем – и Ты не внемлешь мне, ночью – и нет мне успокоения » (стихи 2,3).

Лютер был изумлен прочитанным. Иисус также чувствовал Себя покинутым и оставленным Богом. Представления Лютера об Иисусе, сидящем над всем человечеством и направляющим людей в ад, изменились. Теперь Лютер видел Христа не на троне, но на кресте. Он даже уже был почти способен увидеть сердце Бога. В нем Лютер видел мягкий свет Его сострадания к людям, которое и отправило Иисуса на крест.

Лютер, однако, ничего не мог поделать с образом праведного Бога, судящего неправедных людей, которые не могли быть никем другим. Он знал, что Бог нуждается в справедливости, и поэтому, даже начиная все больше понимать Божью любовь, Лютер продолжал дрожать, думая об этой справедливости.

Лишь только вера

Только принявшись за изучение Посланий Павла, Лютер начал понимать истинное значение праведности и справедливости Бога. Он бился над письмами Павла, пытаясь постичь их основную концепцию. Здесь мне хотелось бы упомянуть одну достойную внимания вещь, касающуюся Мартина Лютера: он использовал Писание для исследования каждой области, в которой испытывал терзания. Ответы на свои вопросы Лютер искал в Посланиях к римлянам и галатам. Между 1515 и 1517 годами, читая лекции, посвященные этим двум книгам Библии, он начал понимать, что в действительности означает Божья справедливость.

Читая Послание к римлянам 5:1, где говорилось об оправдании верою, Лютер пришел в ярость! Это не укладывалось у него в голове! Пытаясь во что бы то ни стало понять прочитанное, Лютер стал искать значение слова «справедливость» в греческом языке. Справедливость определялась как строгое следование закону и вынесение приговора, точно также, как он всегда считал. Как ему казалось, все осталось без изменений – человек был по-прежнему обречен.

Освободило же Лютера греческое определение слова оправдание. Оправдание отличалось от справедливости. Оправдание имело отношение к процессу, который случается, когда приговор подлежит отмене. Оправдание является именно тем процессом, посредством которого человек может снова вернуться к Богу и духовно возродиться.

Теперь Лютер наконец-то смог это увидеть! Бог стремился не проклясть, но духовно возродить человечество и дать каждому человеку еще один шанс.

Однако Лютер заметил, что даже этот процесс духовного возрождения, или надежды на духовное возрождение, являлся недостаточным для того, чтобы Бог принял человека. Достаточным его делала вера. Вера являлась даром, и по своей вере человек получал оправдание. Простая вера в искупительную жертву Христа делает Его праведность доступной нам. Только через Иисуса человек может примириться с Богом. Вера в жертву Иисуса на кресте является достаточной! Бог является Другом всего человечества!

Вера являлась даром, и по своей вере человек получал оправдание. Вера в жертву Иисуса на кресте является достаточной! Бог является Другом всего человечества!

Объединение этих понятий о Божьей справедливости и библейского «Праведный верой жив будет»(Римлянам 1:17) породило новую теологию, которая, однако, не пришла внезапно. Четырехлетние размышления и изучение придали этому откровению необходимую силу. Лютер говорил:

«Наконец, после продолжительных размышлений и по милости Божьей я... начал понимать, что праведные живут по Божьему дару, а именно – по вере... Я почувствовал себя заново рожденным, а также то, как будто я вошел в широко раскрытые врата рая”.

В отхожем месте?

Где-то между 1518 и 1521 годами к Лютеру пришло его окончательное откровение – и оно положило начало революции.

Изучая жизнь преданных христианских лидеров и истины, принесенные ими в мир, или же совершенные ими чудеса, я обнаружил, что полученные ими откровения или обретенная сила часто исходили из глубокого отчаяния. В качестве примера вы можете взять Лютера или же какого-нибудь другого знаменитого проповедника. Многие из них находились при смерти, прежде чем обрести яркое и восхитительное служение. Этими словами я не хочу сказать, что так должно быть всегда. Однако я хочу ободрить вас и сказать, что дьявол всегда атакует человека особенно сильно перед самым прорывом того в сторону Бога.

Лютер описывал дни, непосредственно предшествовавшие его прорыву, как наполненные сильной депрессией. Говоря его собственными словами, он находился «в клоаке». Буквально это означает, что он находился в отхожем месте. Хотя некоторые историки и понимают Лютера слишком дословно, но этими словами он пытался описать свое внутреннее состояние.«

Историки называют вышеупомянутый переход Лютера от депрессии к свободе его «евангелическим прорывом» или же его «высшим переживанием». С этого момента фраза «Божья справедливость» наполняла его разум приятными чувствами, а не ненавистью.

Вы можете почувствовать Божий мир, воцарившийся в сердце Лютера, прочитав следующие его слова, посвященные обретенному откровению:

«Если вы по-настоящему верите в то, что Христос является вашим Спасителем, тотчас же вы обретаете милосердного Бога, ибо вера ведет вас и открывает перед вами Божье сердце и Его волю, в которых вы можете видеть исключительную милость и льющуюся через край любовь. Чтобы в вере видеть Бога, вы должны смотреть на Его отцовское, любящее сердце, в котором нет места ни гневу, ни недоброжелательности. Тот, кто считает Бога гневающимся, не видит Его в истине, но смотрит лишь на завесу, подобную тому, как если бы лицо Бога было закрыто темным облаком».

Новое откровение Лютера в отношении Библии освободило его от всех беспокойств, связанных с демонами, которые глубоко укоренились в его душе с самого раннего детства. Все его внутренние битвы прекратились с появлением креста. На этом кресте он видел не только Божье милосердие, но и победу Христа над сатаной и его демонами.

Написанный Лютером гимн прекрасно раскрывает его убеждения:

Так Сын сказал: «Держись Меня

И впредь уже не бойся.

Я жизнь Свою дал за тебя,

Возьми ее – она твоя.

Я – твой, ты – Мой,

И там, где Я,

Там наши жизни так сплелись,

Что дьявол будет локти грызть.

Лютер прибивает свое откровение к дверям церкви

Когда Лютер увидел откровение и истину Божьего искупления, он тут же заметил все те злоупотребления, которые процветали в католической церкви. Потрясенный царившим там лицемерием, он стал пытаться принести в церковь свет и отвратить людей от неверного пути, по которому они следовали.

Ранее я сравнивал индульгенции с подтверждением покупки или квитанцией о продаже. Обладать индульгенцией означало иметь письменный документ, который указывал на приобретение определенного уровня прощения, в зависимости от того, что для этого было сделано. Исторически, для того чтобы получить индульгенцию, человеку необходимо было совершить определенное количество добрых дел. Когда же церковь испытывала значительную потребность в деньгах, как, например, во время крестовых походов, индульгенции продавались людям сразу же за определенную денежную сумму и не требовали какой-либо религиозной деятельности, такой как паломничество в Рим. В конце концов Папа Лев X поднял подобное злоупотребление на новый уровень, для того чтобы закончить строительство величайшего собора всех времен – базилики Святого Петра. Лев буквально истекал слюной от одной лишь мысли, что он может стать Папой Римским, закончившим это строительство. Стоимость работ была чрезвычайно высока и могла погрузить Ватикан в долговую яму. Чтобы подобного не произошло, Папа пожаловал новому архиепископу Бранденбургскому право продавать индульгенции.

Для того чтобы ускорить процедуру и обеспечить оптимальность продаж, архиепископ нанял священника, который обладал талантом продавца индульгенций. Его звали Йохан Тетцель. Он с большой помпой проехал через весь город на его окраину, встретился там с представителями местных властей, а затем торжественно направился в сторону главной площади, сопровождаемый толпой людей. Там Тетцель поставил большой крест с изображенным на нем папским гербом и начал проповедовать, что, заплатив лишь один раз, люди могут вызволить из чистилища своих родственников. Он очень ловко манипулировал людьми:

«Бог и святой Петр призывают вас. Подумайте о спасении своих душ, а также душ ваших умерших близких людей. Вы уверены, что, принимая в расчет все жизненные искушения, попадете на Небеса? Ваша исповедь и плата за индульгенцию обеспечат вам полное прощение – прислушайтесь к голосам своих умерших родственников: Сжальтесь над нами, сжальтесь над нами... Мы вас родили, вырастили, поставили на ноги, оставили наследство, а вы настолько черствы и жестоки, что не хотите освободить нас».

По всей Германии распространилась поэтическая фраза Тетцеля: «Лишь только в ящике зазвенит монета, душа из чистилища вырвется к свету». В результате в ящиках для пожертвований зазвенело столько монет, что в срочном порядке пришлось чеканить новые.

Услышав об этом, Лютер чрезвычайно обеспокоился. Обман, преподносившийся под видом индульгенций, сильно расстроил его. Хотя Лютер познал истину еще недостаточно для того, чтобы полностью отбросить даже саму мысль о продаже индульгенций, он все равно был не согласен с подобным злоупотреблением.

Таким образом, оставаясь верным ордену августинцев, а также своим первоначальным убеждениям, Лютер считал, что любой епитимье, индульгенции или исповеди обязательно должно предшествовать раскаяние человека в своих грехах. Грешник должен был истинно сожалеть о содеянном. С выходом новой папской буллы (папского распоряжения), позволявшей Тетцелю продавать индульгенции без епитимьи, люди теряли важную составляющую процесса примирения с Богом – раскаяние.

Все это подтолкнуло Лютера, обеспокоенного манипуляциями Тетцеля и злоупотреблениями Папы Римского, начать работу над списком беспокойств, вопросов и проблем, касавшихся продажи индульгенций. Когда Лютер закончил, его список содержал девяносто пять пунктов. Не будучи до конца уверенным в соответствии некоторых своих комментариев с Библией, Лютер тем не менее повесил их на двери Замковой церкви в Виттенбурге.

Сам по себе этот поступок не представлял собой ничего экстраординарного. Так мог поступить каждый желающий собрать группу людей для дебатов или дискуссии. Лютер не был особо обеспокоен собственной неуверенностью в истинности некоторых своих комментариев, поскольку он был движим стремлением прежде всего обсудить их. Лютер знал, что все точки над «i« могут быть расставлены лишь в процессе обстоятельного обсуждения.

В ожидании ответа Лютер продолжал заниматься своими делами, даже и не подозревая, что написанное им войдет в историю, как одно из величайших и наиболее конфронтационных событий, произошедших в христианском мире со времен Иисуса и Его апостолов.

Что было предметом дискуссии?

Основные пункты тезисов Лютера были следующими: (1) возражение против продажи индульгенций для финансирования строительства базилики Святого Петра; (2) отрицание власти Папы Римского над чистилищем; (3) рассмотрение истинных путей помощи грешнику.

Лютер подверг критике представления о том, что Папа Римский может уменьшить страдания в чистилище. Он также подверг сомнению и то, обладают ли святые кредитом добродетели. Очевидно, что им обладал один лишь Христос. То же, что имел Христос, давалось людям совершенно свободно, без использования каких-либо папских ключей. Лютер выразил недовольство продажей индульгенций, которые, как он считал, вытеснили собой истинное раскаяние и искренние дела милосердия. Кроме этого, Лютер был уверен, что продажа индульгенций давала людям ложное ощущение безопасности и способствовала появлению в их душах излишней самоуспокоенности.

Подвергнув сомнению существование чистилища, Лютер сделал подкоп под само основание католической церкви. Что если чистилище было не чем иным, как страданиями людей во время своей жизни на земле? Лютер писал:

«Индульгенции являются наиболее разрушительными, потому что они наполняют сердца людей излишней самоуспокоенностью и, таким образом, подвергают опасности спасение. Прокляты те, кто думает, что индульгенции обеспечивают им спасение. Бог являет Себя в противоположностях; человек может чувствовать себя потерянным в тот самый момент, когда он уже стоит на пути к спасению. Когда кажется, что Бог оправдает человека, Он проклинает его. Того, кого Бог хочет оживить, Он должен сначала убить. Благоволение Божье настолько часто описывается в форме гнева, что кажется чрезвычайно далеко как раз в тот момент, когда оно уже находится в руках. Человек должен сначала возопить о своей полной немощи. Он должен испытать страх, пронизывающий его до мозга костей. Эти мучения являются мучениями чистилища. Я не знаю, где оно расположено, но уверен, что его можно почувствовать в этой жизни. Я знаю человека, который прошел через такие страдания, что, если бы они продолжались еще пятью минутами дольше, он обратился бы в пепел. В подобных беспокойствах и лежит начало спасения. Когда человек считает себя чрезвычайно греховным... даже если он миллион раз прощен Папой Римским, он может пожелать остаться в чистилище, ибо истинное раскаяние жаждет наказания. Христиане не должны бояться нести свой крест. Крещенный во имя Христово должен быть подобным овце, приготовленной к закланию. Добродетели Христовы гораздо более действенны тогда, когда несут крест, а не отпущение грехов».

В то время как Лютер продолжал заниматься своими исследованиями, вывешенные им «Девяносто пять тезисов» без его ведома были переведены с латинского на немецкий язык и уже во всю циркулировали не только среди представителей церкви, но и среди простых людей. Они совершали свою работу в области духа. Вызывая гнев религиозных властей, тезисы в то же время открывали истину простым людям. Подобное положение дел представляло реальную угрозу врагу, который правил людьми, опираясь на их невежество.

Лютер сидел в своем рабочем кабинете, даже и не подозревая о том, что за его дверями все пришло в необыкновенно интенсивное движение. Предпосылки к нему создавались на протяжении сотен лет. Все началось с Джона Уиклифа и его перевода Библии на родной язык, чтобы сделать ее доступной простому человеку. Затем пришло время Яна Гуса, озарившего тьму средневековья некоторыми из откровений, которые позже понесет людям Лютер. Уиклиф и Гус умерли, так и не увидев плодов своей деятельности; их увидел Лютер. Более того, он поспособствовал тому, что плоды эти распространились по всему миру. Легенды говорят, что Гус, сгорая на костре за свою «ересь», предсказал пришествие Лютера. Как сообщают, он из пламени обратился к церковным лидерам и сказал им, что через сто лет придет человек, которого они не смогут убить.

Гус не назвал Лютера по имени, тем не менее, Лютер мог быть единственным человеком, которого имел в виду чешский реформатор. Лютер вышел на сцену спустя примерно сто лет после казни Гуса, и, несмотря на то, что на его жизнь неоднократно покушались, никто так и не смог достичь поставленной цели.

Некоторые историки любят поспорить о том, прибил Лютер свои тезисы к дверям церкви или же просто распространил их копии. Они говорят, что если бы Лютер распространил копии своей работы, то начало Реформации не было бы таким сильным. Подобные споры просто смешны и уводят фокус в сторону от содержания тезисов, которое представляет основную ценность. Попытка преуменьшить влияние, оказанное «Девяноста пятью тезисами», неважно, каким образом они распространялись, говорит о невежестве ученых. Вне всякого сомнения, мы до сих пор ощущаем влияние работы, проделанной Лютером пятьсот лет назад. Независимо от того, как все это происходило, значение Реформации останется неизменным.

Да, Лютер прибил свои убеждения и мысли к церковным дверям, приглашая всех заинтересованных принять участие в их обсуждении. Также он разослал копии своих тезисов тем, кто не мог прочитать их на дверях церкви. Здесь я хочу обратить ваше внимание на то, что отправка тезисов по почте стала еще одной составляющей смелой позиции Лютера, стремившегося защитить истину. Действительно, одним из адресатов стал архиепископ, оказывавший Льву X помощь в учреждении и распространении индульгенций. Как Лютер, мог поступить лишь исключительно сильный человек!

«Девяносто пять тезисов» Лютера распространились по всей Германии в течение нескольких недель, что само по себе является достойным внимания. Практически каждый человек, читавший их, восхищался смелостью Лютера. Лютер немного испугался произведенного его работой эффекта, но люди были настолько рады первому пробившемуся сквозь темные тучи лучу света, что движение стало быстро набирать обороты. Рим пришел в беспокойство, и Папа распорядился как можно пристальнее изучить ситуацию.

Следующие четыре года дело, заведенное против Лютера, пребывало в подвешенном состоянии, и этого времени реформатору оказалось достаточно для того, чтобы вопросы, имевшиеся в его сердце, обратились в твердое откровение в духе. Теперь он уже не нуждался в дискуссиях. Как Лютер заявил позже, во время разбирательства, касавшегося его тезисов, «моя совесть пленена Божьим Словом».

Как я уже говорил, католическая церковь допустила огромную ошибку, оставив Лютера наедине с Библией. Реформатор становился все сильнее и сильнее в своих убеждениях и подвергал сомнению все больше общераспространенных практик папской церкви.

Вскоре Лютер заявил, что Писание, а не Папа Римский, является окончательной инстанцией, потому что Папа, как, впрочем, и церковные Соборы, мог ошибаться. Лютер отрицал власть Папы над чистилищем – а вскоре он полностью отбросил и все остальные представления об этом месте.

Лютеру угрожали отлучением от церкви, но это его не остановило. Почувствовав наконец уверенность в Библии и своих отношениях с Богом, реформатор наверняка знал, что даже если католическая церковь исключит его из своих рядов, ничто не сможет забрать у него Божью любовь. Лютера не пугали и мысли о возможной казни. Он был готов умереть за свою веру. Как следствие, Лютер смело заявлял, что епископам, отлучающим прихожан от церкви по финансовым соображениям, люди подчиняться не должны. Лютер стал понимать, что новое вино, которое было у него внутри, невозможно уже поместить в старые меха. Его дни в лоне католической церкви были сочтены.

Писание является последней инстанцией, не Папа Римский. Даже находясь под угрозой отлучения от церкви, Лютер знал, что ничто не сможет лишить его Божьей любви

Пожертвования
Ваши пожертвования помогают нам служить множеству людей. Спасибо за вашу щедрость!