Школа основ христианской веры «Творец и Его творение». Урок 21. Действие спасения. Школа состоит из 22 уроков. Основатель школы – Христианский Библейский Институт.
На прошлом уроке мы говорили о рождении свыше как об обязательном условии спасения человека. Сегодня мы узнаем о том, как спасение действует в жизни человека.
Мы начнём наш урок с истории иудейского царя Иосии, который правил страной с 609 по 640 годы до нашей эры. Эта история записана в Библии в 4-Царств 22-23.
За много лет до того, как Иосия стал царем, страной правил его дедушка Манассия, который был очень злым и не боящимся Бога человеком. Он царствовал 55 лет и причинил своему народу очень много горя. Он запретил читать Божий Закон в храме, потому что Библия осуждала его неправильную жизнь. Во время его царствования, люди забыли живого Бога и стали поклоняться идолам, солнцу, луне и звёздам. Так как у людей не было Бога в сердце, они начали делать очень много зла. Поэтому Бог разгневался на весь народ. После смерти Манассии, царем стал его сын Амон. Он, также как и его отец, не боялся Бога и делал много зла. Через два года, его слуги составили против него заговор и убили его. Его восьмилетний сын Иосия стал царём.
Иосия был удивительным мальчиком. В 16-летнем возрасте он начал искать Господа. Но у него не было Библии и поэтому он не знал, что требует от него Бог. Всё что он знал, это то, что люди раньше поклонялись живому Богу в храме. Поэтому, он решил восстановить храм. Во время восстановительных работ в храме, в тайном месте была обнаружена книга закона Божия. Почему книга закона была спрятана в тайнике? Потому что во дни нечестивого царя Манассии священники боялись учить народ закону Божьему. Они боялись рассердить царя и народ, которые поклонялись идолам и забыли о живом Боге. Книга закона изменила сердце царя Иосии. Он прочитал десять заповедей и все правила и запрещения которые Бог дал Израилю перед тем, как они вошли в обетованную землю. Царь Иосия воспринял книгу закона очень серьёзно. Он понял, что он грешник в глазах Бога, потому что не делал того, что требовал от него Господь.
Библия очень просто объясняет, что является добром и злом. То, что Бог назвал добром, то и является добром, а что Бог назвал злом, то и является злом. Библия открывает нам Божью праведность. И если мы хотим иметь Божью праведность, нам нужно серьёзно относиться к Библии и учиться жить по Библии.
Царь Иосия является для нас хорошим примером. Он услышал Слово Божие, воспринял его очень серьёзно и решил жить так, как учит Библия. Он покаялся перед Богом, затем собрал всех священников и старейшин и объявил, что весь народ должен покаяться и жить по заповедям Бога. По всей стране были проведены серьёзные реформы. Были уничтожены все алтари, на которых люди приносили жертвы идолам. Языческие жрецы были изгнаны из страны. Восстановилось служение и чтение закона в храме. Найденная книга закона изменила ход жизни всей страны. Но гнев Бога за нанесённое Ему оскорбление не прошёл. Почему? Потому что Бог видел сердца людей. Он видел, что у них не произошло настоящего покаяния. У них не было праведности.
Праведность начинается с изменения сердца человека
Бог сказал: 2Пар.7:14 тогда, если Мой народ, который называется Моим Именем, смирит себя, станет молиться и искать Моего лица и отвернется от своих злых путей, Я услышу с небес, прощу их грех и исцелю их землю.
К сожалению, мы не видим доказательств, что сердца людей сокрушились и смирились пред Богом в дни царствования Иосии. Большинство изменений произошли в результате действий самого царя. Он ездил по стране, под его присмотром уничтожались алтари и места поклонения идолам. Указания что делать исходили сверху и люди были вынуждены подчиняться власти, потому что так велел царь. (2-Парал. 34:32-33)
Когда же царь умер, всё вернулось к старому. Люди начали делать зло в глазах Бога и перестали жить по Его уставам.
Пророк Иеремия указывает на причину ограниченного успеха предпринятых Иосией реформ:
Иер.3:10 Несмотря на все это, Иудея, вероломная сестра Израиля, вернулась ко Мне не от всего сердца, а лишь притворно, – возвещает Господь.
Когда Иосия пытался произвести изменения в народе с помощью политической власти, люди подчинились ему под культурным и социальным давлением, но сердца не изменились. Поэтому, как только пришёл новый царь, люди сразу же начали подстраиваться под его мнение.
Обещание праведности
Через несколько лет после смерти Иосии, Бог опять обратился к народу через пророка Иеремию, который жил в Иудее во время правления царя Иосии и видел все происходящие в стране изменения. Через Иеремию, Бог даёт чудесное обещание установить новый порядок своих отношений с человеком. Этот новый порядок Он назвал Новым Заветом.
Иер.31:31 – Вот приходят дни, – возвещает Господь, – когда Я заключу Новый Завет с домом Израиля и с домом Иуды. Иер.31:32 Этот завет будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда Я за руку вывел их из Египта, потому что они нарушили Мой завет, хотя Я был им супругом, – возвещает Господь. – Иер.31:33 Поэтому Я в будущем заключу с домом Израиля такой завет, – возвещает Господь. – Я вложу в их разум Мой Закон и запишу в их сердцах. Я буду их Богом, а они будут Моим народом.
Это было начало чего-то нового, чего пророки не могли понять. Правители могут издавать законы, но не могут сделать их образом мышления людей. Они могут требовать исполнение Божьего закона, но не могут вписать его в сердца людей. Но сейчас Бог обещает вложить Божий закон в сердца и разум людей. Бог обещает изменить сознание людей до такой степени, что они будут мыслить стандартами Божьего закона. Бог изменит сердца людей так, что они будут желать делать то, что заповедует Бог. У них будет стремление к праведности Божией. Как это может произойти? Только через Иисуса Христа.
Спасение через Иисуса Христа
Иисус Христос пришёл в мир через 600 лет после царя Иосии. Он также, как и Иосия, был из дома и рода Давидова.
Незадолго до смерти, во время прощальной вечери с учениками, Иисус поднял чашу с вином и сказал:
Лук.22:20 Также взял и чашу после ужина и сказал: – Эта чаша – Новый Завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается.
Он говорил о Новом Завете, который Бог обещал через Иеремию. Он говорил о внутреннем изменении мышления и чувств. Затем, Он пошёл в Гефсиманский сад, где Его арестовали и на следующий день распяли. На третий день Он воскрес.
Воскресший Царь Иисус Христос приглашает нас придти к Нему такими, какие мы есть. Когда мы приходим к Нему, Он даёт нам Его праведность. Это обетования Нового Завета. Когда Дух Божий вселяется в вас, Он даёт вам новые желания и способности жить достойно Бога. Поэтому христиане любят Бога и ищут Его праведности. Это причина, почему рождённые от Бога люди не могут оставаться в грехе.
Действие спасения
Библия говорит, что спасение начинается с того, что Дух Святой обличает человека в его грехе. Вот что сказал о служении Духа Святого Иисус Христос незадолго до Своей смерти и воскресения:
Иоан.16:8 Когда Он придет, то обличит мир о грехе, о праведности и о суде: Иоан.16:9 о грехе, потому что они не верят в Меня, Иоан.16:10 о праведности, потому что Я возвращаюсь к Моему Отцу, и вы Меня уже не увидите, Иоан.16:11 о суде, потому что князь этого мира осужден.
В этом тексте Иисус ясно говорит, что одной из первых задач Святого Духа является обличение людей в их греховности перед Богом. Падшему человеку нужно действие свыше, чтобы увидеть себя виновным перед Богом. Хотя люди делают много разных грехов, Дух Святой обличает их, прежде всего, в самом главном грехе из которого исходят все остальные. Этот грех – неверие. Иисус Христос сказал, что Дух Святой обличает человека, прежде всего: «о грехе, что не веруют в Меня».
Рождение свыше возможно только тогда, когда человек в сокрушении признаёт себя восставшим против Бога грешником и обращается к Иисусу Христу как к личному Спасителю, признавая Его своим Господином.
Покаяние человека
Человеческая сторона покаяния может быть очень хорошо проиллюстрирована историей о блудном сыне, которую рассказал однажды Иисус Христос. Пожалуйста, прочитайте внимательно эту историю в Евангелии от Луки 15:12-24.
История начинается с того, что молодой человек, думая, что он может устроить свою жизнь лучше, если он будет независим от своего отца, забирает то, что, по его мнению, ему принадлежало, и уходит из дома искать счастья.
Осознание греха
Первой важной ступенью покаяния является осознание греха. Когда блудный сын оставил отца, он видел своё счастье не в доме отца, а в мире, куда он устремился со всей своей энергией.
В начале у него были деньги и друзья. И он думал, что найдёт в них счастье. Его воображение рисовало перед ним прекрасные картины наслаждения, которое он может получить в мире независимости от отца. Но, как это обычно случается, как только человек достигает того, к чему он так долго стремился – он разочаровывается в этом.
Путешествие блудного сына за счастьем закончилось тем, что он разочаровался в жизни. У него наступил кризис. Он потерял своё состояние. Когда не стало денег, все друзья исчезли. Потом он потерял работу. Экономический упадок в стране вынудил его искать пропитание, работая пастухом свиней. Так продолжалось до тех пор, пока блудный сын пришёл к полному разочарованию.
Однажды, сидя у корыта, блудный сын вдруг понял, что счастье, к которому он так стремился, в действительности находится в доме его отца. Он вдруг осознал своё полное поражение и свою вину перед отцом:
Лук.15:17 И, опомнившись, он сказал: «Сколько наемных работников в доме моего отца, и у них пища в избытке, а я здесь умираю от голода! Лук.15:18 Пойду, вернусь к моему отцу и скажу ему: “Отец! Согрешил я против Неба и против тебя. Лук.15:19 Я больше не достоин называться твоим сыном, обращайся со мной как с одним из своих батраков”».
Осознание своей вины перед Богом является очень важной ступенью с которой начинается возрождение. Покаяние означает разворот направления жизни на 180 градусов. Оно начинается с изменения внутреннего отношения к Богу.
До покаяния, человек бежит за призраком счастья, который он видит вне Бога. Во время покаяния человек разворачивается лицом к Богу и осознаёт, что всё его счастье находится только в Иисусе Христе. Он признает, что жизнь без Бога не имеет никакого смысла и делает конкретные действия, чтобы идти к Нему.
Покаяние – это самое важное событие в жизни человека. Через покаяние человек признаёт реальность того, что без Бога он движется к окончательной погибели. Апостол Павел, подчёркивая важность покаяния, просто умоляет каждого человека примириться с Богом.
2Кор.5:19 То есть Бог через Христа примирил с Собой мир, не вменяя людям их грехов, и Он поручил нам возвещать весть об этом примирении. 2Кор.5:20 Итак, мы – представители Христа, так как через нас с людьми говорит Бог. Поэтому мы умоляем вас от Имени Христа: примиритесь с Богом.
Исповедание греха
Осознание греха является первой ступенью покаяния. Тем не менее, истинное покаяние обязательно включает в себя не только внутреннее осознание своей вины перед Богом, но и открытое признание своей нужды в Спасителе и исповедание Его Господства.
Жизнь блудного сына не много бы изменилась, если бы он только поменял своё мнение об отце, но так никогда и не встал бы, и не пошёл к отцу, и не признал бы перед ним своей вины.
Для человека, переживающего покаяние, его отношения с Богом приобретают самое главное значение. Он не стесняется признать себя верующим перед другими людьми. Он больше не стыдиться признать свою нужду в Спасителе, а наоборот желает, чтобы все вокруг могли видеть, что он склоняется перед абсолютным величием Бога явившего ему спасение в Иисусе Христе.
Рим.10:9 Если ты исповедуешь своим языком, что Иисус есть Господь, и если ты веришь сердцем, что Бог воскресил Его из мертвых, то будешь спасен. Рим.10:10 Потому что вера сердца дает человеку праведность, а исповедание уст приносит спасение. Рим.10:11 Писание говорит: «Верующий в Него не будет постыжен».
Именно поэтому покаяние включает в себя открытое исповедание своего греха и признание нашей нужды в Спасителе.
Покаяться человек может где угодно (Иона покаялся во чреве кита), но, если покаяние действительно произошло, возрождённый человек никогда не будет стыдиться своего Спасителя, скрывая происшедшее от других. Он сообщит об этом своим родным, знакомым и друзьям. Он будет искать общения с подобными ему, рождёнными свыше людьми.
Признание Иисуса Христа Господином своей жизни
Ещё одним важным элементом покаяния является признание Иисуса Христа своим Господином. Когда Апостолам задавали вопрос: «Что нам делать, чтобы спастись?», Апостолы отвечали:
Деян.16:31 – Веруй в Господа Иисуса, – ответили они, – и ты будешь спасен, и твои домашние.
Спасение становиться доступным для человека только тогда, когда он признаёт своё полное банкротство и полное господство Христа.
Покаяние возвращает человека в состояние гармоничных взаимоотношений с Богом. А это значит, что человек признаёт абсолютное положение Бога как Творца Вселенной и примиряется с Богом, принимая верою спасительную жертву Иисуса Христа и доверяя Ему свою жизнь.
Практическое действие спасения
Спасение, ставшее возможным благодаря заместительной жертве Христа, практически проявляется в жизни человека, когда он в смирении принимает Евангелие своим сердцем.
Когда человек смиряется перед Богом, сознавая свою абсолютную греховность и нужду в Спасителе, доверяя своё сердце и свою жизнь Христу, принимая Его господство над собой, Дух Божий, оживляет мёртвый дух человека и соединяясь с ним создаёт нового человека, с новой природой.
Признание Иисуса Христа Господином жизни означает начало серьёзных изменений в нашей жизни.
Возрождённый человек приобретает внутреннее желание подчиняться Иисусу Христу всегда и во всём. Это желание является основой процесса освящения, о котором мы будем говорить позже.
Иер.31:31 – Вот приходят дни, – возвещает Господь, – когда Я заключу Новый Завет с домом Израиля и с домом Иуды. Иер.31:32 Этот завет будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда Я за руку вывел их из Египта, потому что они нарушили Мой завет, хотя Я был им супругом, – возвещает Господь. – Иер.31:33 Поэтому Я в будущем заключу с домом Израиля такой завет, – возвещает Господь. – Я вложу в их разум Мой Закон и запишу в их сердцах. Я буду их Богом, а они будут Моим народом.
Возрождённый человек признаёт абсолютное величие личности Христа и поэтому стремиться уподобляться своему Спасителю и Господину.
Фил.3:7 Но все, что я считал приобретением тогда, сейчас ради Христа считаю потерей. Фил.3:8 И не только это, но и все прочее я считаю потерей в сравнении с бесценным познанием моего Господа Иисуса Христа. Ради Него все остальное в мире я стал почитать за сор, и я все отбросил прочь ради приобретения Христа, Фил.3:9 ради того, чтобы быть с Ним не со своей уже праведностью по Закону, но с праведностью по вере в Христа, праведностью, приходящей от Бога через веру. Фил.3:10 Я хочу познать Христа и ту силу, что воскресила Его, я хочу разделить с Ним Его страдания и стать как Он в Его смерти.
Возрождённый человек признаёт, что Христос, и только Христос, является тем, кто имеет право определять, что правильно и что не правильно, что хорошо и что плохо. Поэтому он строит свою жизнь в соответствии с тем, что говорит Христос в Своём Слове, признавая абсолютный авторитет и истинность Его Слова.
Иоан.17:17 Освяти их Твоей истиной: Твое слово есть истина.
Признание Иисуса Христа Господином жизни означает, что возрождённый человек ненавидит грех. Живя на земле поражённой грехом, рождённый свыше человек иногда попадает в ситуации, когда он согрешает. Но во всех таких случаях настоящего христианина всегда отличает то, что он не может оставаться в грехе. Возрождённый человек обязательно будет каяться и вставать, чтобы снова идти за Христом.
1Иоан.3:9 Всякий рожденный от Бога не любит грех, потому что в нем заложено Божье семя. Он не может жить греховной жизнью, потому что рожден от Бога.
Контрольные вопросы:
- Многие люди во дни царя Иосии старались жить правильно. Почему же Бог продолжал гневаться на них?
- Что такое праведность Христа?
- С чего начинается спасение?
- Что изменяется в жизни человека после покаяния?
- Может ли рождённый от Бога человек жить постоянно в грехе?
Источник: Христианский Библейский Институт