Школа основ христианской веры «Творец и Его творение». Урок 18. Спаситель. Школа состоит из 22 уроков. Основатель школы – Христианский Библейский Институт.
I – Рождение Спасителя
Давайте вспомним, что мы знаем о Триединстве Бога. Что это такое?
Бог является Единым по Своей сущности и Его сущность проявляется в трёх лицах, которые во всём равнозначны. Эти три Личности Бога представляют собой Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.
Бог есть Дух, и у Него нет человеческого тела. Но Спаситель должен был быть похожим на нас, за исключением того, что Он должен быть безгрешен. Поэтому, чтобы Божий план был исполнен, Бог-Сын должен был родиться в человеческом теле. Как это произошло?
Бог избрал Марию стать матерью Спасителя. Сын должен был сойти с небес и родиться маленьким младенцем. Сын, который родился у Марии, был всецело Богом и человеком! Ему дали имя Иисус.
Лук.1:30 Ангел продолжал: – Не бойся, Мария, потому что Бог проявил к тебе милость! Лук.1:31 Ты забеременеешь и родишь Сына, и назовешь Его Иисусом. Лук.1:32 Он станет великим, и Его будут называть Сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Его предка Давида, Лук.1:33 и Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Его Царству не будет конца.
Бог исполнил Своё обещание, которое Он дал Давиду. Люди не могут понять, как Мария могла родить ребёнка, у которого не было земного отца. И Мария этого не понимала. Но ангел сказал, что Дух Святой сделает это чудо.
Лук.1:35 Ангел ответил: – Святой Дух сойдет на тебя, и тебя осенит сила Всевышнего. Поэтому Младенца, Который родится у тебя, будут называть «Святой», а также Сыном Бога.
Так как Иисус Христос родился без земного отца, то Он родился безгрешным. Ни один потомок Адама не может быть святым и праведным. Каждый человека в этом мире унаследовал грех Адама. Мы все являемся грешниками, потому что грех Адама перешёл на нас. Но Отцом Иисуса был Бог. Бог совершен, свят и безгрешен, поэтому рождённый от Него Спаситель был безгрешен.
1Иоан.3:5 Вы знаете, что Он был явлен для того, чтобы освободить нас от наших грехов. В Нем Самом греха нет.
Иисус не унаследовал греховности Адама! Он был святым и безгрешным сыном Божиим и сыном человеческим.
Бог сотворил первого человека из праха земного, и Бог даёт жизнь каждому человеку. Богу было нетрудно дать Марии ребёнка без земного отца, потому что Он может всё!
1Тим.3:16 Тайна нашей веры, несомненно, велика: Бог был явлен в теле…
Иоан.1:14 Слово стало Человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен единственный Сын Отца, полный благодати и истины.
И это Бог сделал, чтобы спасти уверовавших в Него людей от гибели.
Иоан.3:16 Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.
Теперь, давайте более внимательно посмотрим на то, как Библия раскрывает нам природу Иисуса Христа.
II – Природа Спасителя
Уникальность Иисуса Христа, прежде всего, заключается в Его природе. Никто другой не способен был бы стать Спасителем человечества, кроме того, кто является всецело Богом и человеком.
Христос является всецело Богом
Христос – источник жизни.
Абсолютная Божественность Иисуса Христа играет очень важную роль в вопросе нашего спасения. Для того чтобы избавить человека от смертельной хватки греха, Спаситель должен был быть свободным от действия грехопадения Адама и Евы. Он должен был иметь жизнь в Самом Себе, чтобы даровать её людям, мёртвым по их грехам и преступлениям. Поэтому начиная своё Евангелие, Иоанн сразу ясно говорит об Иисусе Христе как об источнике жизни:
Иоан.1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом. Иоан.1:2 Оно было в начале у Бога. Иоан.1:3 Все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничто из того, что есть, не начало существовать. Иоан.1:4 В Нем заключена жизнь, и эта жизнь – Свет человечеству. Иоан.1:14 Слово стало Человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен единственный Сын Отца, полный благодати и истины.
Очень важным условием того, что Иисус Христос имел в себе источник жизни, являлась его безгрешность. Христос не смог бы взять на себя грех мира, если бы Он имел свой грех и свою вину.
Христос – победитель дьявола
Кроме того, чтобы принести жизнь в человеческое царство смерти, перед Спасителем стояла ещё одна задача – Он должен был победить дьявола, который обманным путём захватил владычество над человеком и его миром. Только Божий Сын, Иисус Христос, обладал достаточной силой для победы того, кто считает себя «князем мира сего».
Еф.1:20 Этой же силой Бог произвел действие и во Христе, когда воскресил Его из мертвых и посадил по правую руку от Себя на небесах, Еф.1:21 выше всяких начальств, властей, сил и господств и выше всякого имени, упоминаемого не только в этом веке, но и в будущем. Еф.1:22 Бог все покорил под ноги Христа, поставил Его, владыку всего, главой Церкви,
Божественные деяния Христа
- Он сотворил и поддерживает всё. Кол. 1:16-17, Евр 1:2-3.
- Он прощает грехи. Кол 3:13; Mk 2:5-12 см. Ис. 43:25 и Пс. 51:4
- Он дарует вечную жизнь. Иоанн. 10:28
- Он принимает и отвечает на молитвы. Иоанн 14:14; Деян. 7:59
- Он воскресит мертвых в день воскресения. Иоанн 5:21, 28-29; 11:24-25
- Он – Последний судья мира. Деян. 10:42; 17:31; Откр. 20:11-15
- Он создал церковь и хранит ее. Еф. 4:7-16; Матф. 16:18
Уникальные взаимоотношения Христа с Отцом.
- Он имеет уникальное знание Отца. Матф. 11:27
- У Него равные отношения с Отцом. Иоанн 5:18
- Он – единственный путь, через который Отец открыт нам. Ин. 1:18,
- Ветхий Завет был дан через Сына. 1Петр. 1:11
- Новый Завет был дан через Сына. Гал. 1:12
- Знание Отца зависит от знания Сына. Иоанн. 1:14-18
- Знание Сына зависит от знания Отца. Лука 10:22, Матф. 16:17
Личное свидетельство Христа о Его Божественности
- Он заявлял о равенстве с Отцом. Иоанн 5:17-29
- Он заявлял, что у Него есть свидетельство, чтобы доказать равенство с Отцом. Ин. 5:33-47
- Он провозгласил Себя от вечности сущим Богом. Иоанн. 8:58. Сравните с Исх. 3:14.
Христос является всецело человеком
Он был непорочно зачат
Иисус Христос, был зачат при действии Духа Святого без участия земного отца.
Матф.1:20 Но когда он принял такое решение, ему во сне явился ангел Господень и сказал: – Иосиф, сын Давидов! Не бойся взять Марию в жены, потому что Младенец, что в ней, – от Святого Духа. Матф.1:21 Она родит Сына, и ты назовешь Его Иисус, потому что Он спасет народ Свой от грехов!
Таким образом, Бог решил одну из самых сложных проблем человечества – родившийся Сын Божий принадлежал к человеческому роду, но при этом, не имел в Себе греха поразившего человечество.
Он испытал все, что испытывает человек.
Живя на земле как человек, Христос продемонстрировал людям образец и возможность практической жизни послушания Богу.
Евр.4:14 У нас есть великий Первосвященник, прошедший небеса, – Иисус, Сын Божий. Поэтому давайте твердо держаться истины, которую мы и исповедуем. Евр.4:15 Наш Первосвященник не из тех, кто не может сочувствовать нам в наших слабостях. Он был искушен во всем, как и мы, за исключением греха.
Он способен взять на Себя грех человека
Будучи безгрешным человеком, Иисус Христос был способен взять на Себя человеческий грех и умереть за него, отдав при этом человеку Свою праведность.
2Кор.5:21 На безгрешного Бог возложил вину за грех людей, чтобы в Нем мы стали праведными перед Богом.
Свидетельство подлинных человеческих характеристик Христа.
- Человеческое рождение. Зачатие Христа было явно чудесным (Луки 1:26-35), но физически его рождение было нормальным в каждом аспекте после ожидаемого периода беременности. Пастухи пришли и увидели лежащего в яслях настоящего, новорожденного младенца.
- Человеческий рост и развитие. Иисус рос и развивался как другие дети (Луки 2:40,50), делая прогресс в физическом, умственном, социальном и духовном аспекте Своего Существования.
- Человеческое наследство. Родословие, записанное в Евангелиях Матфея и Луки, утвердило и возвратило Его законное право на трон Давида и Его подлинную связь с человеческим родом со времен Адама. У Него были братья и сестры, и он знал радости и переживания семьи.
- Человеческий опыт. Он был голодным и жаждал воды (Иоанна 4), утомлялся и спал, страдал и плакал. Он испытывал человеческую физическую слабость и нуждался в подкреплении (Лук. 22:43). У него была особая любовь к определённым людям, к примеру семья в Вифании (Иоанна 11:5). Когда столкнулся с борьбой в Гефсимании, Он боялся и просил человеческой поддержки (Мтф. 26:36-40) и сопротивлялся, как любой человек перед приходящими страданиями. Вопль «Почему Ты меня оставил?» – очевидность Его подлинной человечности – естественное выражение человека в ужасных страданиях.
- Человеческие взаимоотношения с Богом. Он возгласил «Люди должны всегда молиться и не ослабевать» и проявлял это явно и постоянно в Своей жизни». «Он молился, потому что он был полностью человеком и настоящим человеком».
- Человеческая смерть. Действительная физическая смерть Иисуса на кресте свидетельствует о целостности Иисуса как человека (см. Иоанна 19:35).
Портрет Иисуса из Назарета – единственный в своем роде; единственный не из-за Его подлинной человеческой сущности, но из-за Его совершенства!
Титул «Сын Человеческий» говорит об истинной человеческой природе.
Иоан.3:14 И как Моисей поднял змея в пустыне, так будет поднят и Сын Человеческий, Иоан.3:15 чтобы каждый, кто поверит, имел жизнь вечную в Нем.
Иоан.5:26 Потому что, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так Он дал иметь жизнь в Самом Себе и Сыну. Иоан.5:27 Он дал Ему власть судить, потому что Он – Сын Человеческий.
III – Подвиг Спасителя
Вторжение жизни в царство смерти
Человечество без Христа представляло собой царство смерти, в котором всё было подчинено тлению и смерти. Абсолютно все людские попытки освободиться от влияния смерти были напрасны, потому что люди были поражены грехом, являющимся причиной смерти и тления. Только вмешательство Жизни, существующей вне человеческого царства смерти, могло дать людям надежду на освобождение и вечную жизнь.
1Иоан.1:1 То, что существовало от начала, то, что мы слышали, что видели своими глазами, за чем мы наблюдали и к чему прикасались, то мы и возвещаем – Слово жизни. 1Иоан.1:2 Сама жизнь явилась, и мы видели ее, о чем и свидетельствуем. Мы возвещаем вам о вечной жизни, которая была у Отца и которую увидели и мы.
Добровольное ограничение своей Божественной силы
Будучи полноценным Богом, Иисус Христос всегда имел возможность прибегнуть к Своим сверхъестественным качествам, которые могли бы существенно облегчить Его земную жизнь. Но, будучи полноценным человеком, Иисус Христос добровольно ограничил Себя, не прибегая к Своим сверхъестественным возможностям для Своей защиты.
Фил.2:6 Он, имея ту же природу, что и Бог, не хотел во что бы то ни стало сохранить Свое равенство с Ним, Фил.2:7 а наоборот, унизил Себя, приняв природу раба; Он стал подобным людям. Став и по виду как человек, Фил.2:8 Он смирил Себя и был покорным до смерти, причем смерти на кресте!
Матф.26:53 Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов?
Реальная жизнь послушания Богу
В течение всей Своей земной жизни Иисус Христос демонстрировал постоянное подчинение Своему Отцу. Противление Богу является основой греха. Будучи безгрешным, Христос имел природу полного согласия с Небесным Отцом.
Иоан.5:30 Я не могу ничего делать Сам от Себя. Я сужу так, как Мне сказано, и Мой суд справедлив, потому что Я не по Своей воле поступаю, а по воле Пославшего Меня.
Источник: Христианский Библейский Институт