Урок 7. Действия, соответствующие вере. Школа от «Вера и исповедание», которая закладывает удивительно глубокий фундамент на Слове Божьем. Чарльз Кэпс учит, как активировать силу Бога в вашей жизни.
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: 'идите с миром, грейтесь и питайтесь', но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Иакова 2:14-17
Вера требует действия. Но не попадите в ловушку с полуправдой относительно действия веры. То, что Иаков сказал в 17 стихе непреложная истина. Это утверждение является истиной в контексте этого места Писания. Но, если вырвать это место из контекста и перенести в другую обстановку, то эта истина может уже и не быть истиной в сложившейся ситуации.
Слово дела в данном месте иногда имеет значение «соответствующие действия» – другими словами, делать, значит, выражать свою веру. Определенно вам стоит подкреплять действиями свою веру. Проблемы начинаются, когда мы начинаем действовать за пределами своей веры, и принимать действия за пределами исполнения того, что получили.
Я верю, что вам необходимо исповедовать то, что говорит Слово в вашей финансовой сфере.
Но это вовсе не значит, что вам надо вести себя так, как будто у вас на банковском счету тысячи долларов. Некоторые именно так и поступали. Они говорили: «Я исповедую изобилие. Я верю, что Бог ответит на все мои нужды, поэтому я выписываю и подписываю все чески по счетам, и Богу придется положить на мой счет деньги прежде, чем эти чеки дойдут до банка».
Это не вера. Это безрассудство. Некоторые называют такие чеки «чеками веры», но они таковыми не являются. Их можно назвать мошенническими чеками, а это незаконно. Как Бог может благословить то, что незаконно? Не может и не будет этого делать. Нам надо придерживаться библейских принципов.
Соответствующее действие
Кто-то может возразить: «Но, ведь Иаков говорит, что вера без дел мертва. Поэтому, если я не буду вести себя так, как будто они есть, тогда моя вера мертва!»
Позвольте мне провести параллель с этим утверждением. Действовать так, как будто у вас есть вера, когда у вас ее нет, – это двойная мертвость. Говоря это, я имею в виду, что глупые поступки таких людей принесут печаль не только им самим, но и другим.
Многие люди совершенно не понимают слова Иакова и действуют безрассудно. Придерживайтесь контекста Библии. У вас не будет соответствующих действий по отношению к чему-то до тех пор, пока вы не будете иметь его полного исполнения. У вас могут быть какие-то частичные соответствующие действия. Но по Писанию, вы не сможете иметь дел веры до тех пор, пока не исполнится то, во что вы верите или что просите.
Некоторые люди выписывают чеки, зная, что у них недостаточно денег в банке, но при этом говоря: «Богу придется положить денег на мой счет прежде, чем в банк придут мои чеки».
Нет. Скорее всего, они будут в тюрьме до того, как Бог так поступит. Бог не печатает денег, Он не фальшивомонетчик. Класть деньги в банк – это обязанность людей, а не Бога.
Правильно, по библейски, надо поступить так: выписать чеки за счета и положить их в ящик стола и не отправлять их до тех пор, пока у вас не будет достаточно денег на банковском счету. Это и будет вашим делом веры на данном этапе, до дальнейшего исполнения того, во что вы верите.
Вера не безрассудна, а люди иногда поступают безрассудно из-за недостатка ведения.
Существует подобный пример перегрузки веры и в сфере физического исцеления. Бывало, люди умирали прежде времени только из-за того, что думали, что, если они верят в исцеление, то им надо отказаться от лекарств. Но уровня их веры не было достаточно для такого поступка. Лекарства не исцелят вас, но они же и не отдалят вас от исцеления. Они помогут вам сдерживать симптомы до тех пор, пока вы поверите Богу.
Многие люди пытаются действовать на более высоком уровне веры, чем они находятся. Они совершают попытки верить, что Бог исцелит их от рака, в то
время как их вера недостаточно развита для того, чтобы избавиться от головной боли. Многие умерли напрасно, в то время как медицина могла им помочь не умереть и прожить полноценную жизнь. Это не очень хорошее свидетельство, когда кто-то говорит, что верит в Бога и умирает. Нет, они всего лишь пытались верить Богу за пределами их уровня развития веры, и умерли.
Вам надо использовать здравый смысл в применении веры и исповедания. Если вы еще не достигли необходимого уровня веры, делайте все необходимое, чтобы овладеть ситуацией, взять ее под контроль, особенно, если это вопрос жизни и смерти. Затем возьмите Слово и развивайте вашу веру в Божьем провидении.
В Евреям 11:6 сказано: …а без веры угодить Богу невозможно…. Когда люди принимают решение жить по вере, они хотят угодить Богу. И они, слыша проповеди о вере и делах, безусловно, не хотят разочаровать Бога. Они говорят:
«Если я действительно верю, что Бог восполняет все мои нужды, тогда поступки у меня должны быть соответствующими моей вере». И такие люди выписывают чеки, зная, что на счету у них недостаточно денег, чтобы покрыть все расходы.
Но такие поступки нельзя назвать делами веры. Это безрассудные, глупые действия. Конечно, люди не хотят поступать безрассудно, потому что они на самом деле хотят угодить Богу. Они просто не понимают что такое дела веры.
Писание очень сбалансировано и секрет такого равновесия состоит в том, чтобы придерживаться истины в контексте всего того, что сказано по поводу сложившейся ситуации.
Иаков не говорит про нужду, о которой вы молились, он не говорит о долгах по вашему дому или о неуплаченной квартплате, когда упоминает, что вера без дел мертва.
Иаков рассказывает о человеке, который пришел и сказал: «У меня недостаточно еды и одежды. Можешь мне помочь?» Апостол говорит, что вера, которая не готова помочь,- мертвая вера. Другими словами, вы бы совсем не помогли такому человеку в нужде, если бы сказали: «Ступай, брат, согрейся и наешься. У меня есть вера, что ты будешь накормлен и одет. Я верю, что твои нужды будут восполнены. Пусть Бог благословит тебя».
Иаков говорит, что вера без каких-либо действий, например, дать одежду человеку в нужде или накормить его, – это мертвая вера. Требуются соответствующие действия, чтобы восполнить нужды этого человека. Ему вовсе не надо, чтобы кто-то сказал: «Я верю», ему надо услышать: «Я помогу!» Иаков дальше говорит:
Но скажет кто-нибудь: 'ты имеешь веру, а я имею дела': покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Иакова 2:18
Помните, что здесь все еще идет речь о нуждающемся человеке. Кто-то может ответить человеку в нужде: «Я покажу тебе свою веру. Я буду верить Богу и за тебя тоже, брат, и Бог ответит на твои нужды».
Иаков говорит: «Если вы хотите показать мне вашу веру, не делая ничего, а просто веруя, то я покажу вам свою веру, помогая нуждающемуся. Я просто дам этому человеку поесть и одежды, чтобы согреться и буду верить, что Бог восполнит мою нужду».
Вера, которая скажет: «Брат, я верю, что твои нужды восполнятся и все будет хорошо» и не будет сопровождаться делами – это мертвая вера. Человек, который пришел за помощью, уйдет ни с чем и вера ваша никак ему не поможет, если вы не совершили каких-то дел, чтобы помочь.
Иаков говорит: «Если бы вы могли показать мне веру вашу без дел, то я покажу вас веру мою из дел моих». Затем он вдохновляет нас быть делателями, а не слушателями только.
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Иакова 1:22-24
Так поступает человек, который только слушает Слово. Он слышит, что говорит Слово о нем, он видит себя таким, каким его видит Бог. Зеркало, о котором говорит Иаков – это Слово Божье, так как Слово в точности отображает нам то, что Бог говорит нам, какие мы есть на самом деле.
Слушатель Слова подобен человеку, который посмотрел в Слово Божье и говорит: «Спасибо, Господи, что я освобожден от проклятия закона. Я свободен от власти тьмы и имею веру, пребывающую во мне. Тот, кто во мне – больше того, кто в мире!»
Но когда все идет не так, как хотелось бы, человек забывает все это и становится только слышателем.
Он видел, что у него была власть и вера, которой он мог двигать горы. Но когда он сталкивается с повседневными обстоятельствами жизни, такой человек быстро забывает то, что слышал, и у него нет дел, подтверждающих то, что Слово говорит о нем. Он попадает в негативную среду и говорит все, что говорят люди этого мира. «Я знал, что мне никогда не везет. Дьявол всегда подбрасывает мне какие-то неприятности. У меня ничего не работает. Вот так обстоят дела». И человек поражен своей позицией слышателя.
Но если человек – исполнитель Слова, то когда он сталкивается с трудностями и все выглядит так, будто дьявол взял над ним верх, он начинает цитировать Божье Слово и говорит то, что Бог сказал о нем. Он говорит: «Я провозглашаю, что я освобожден от власти тьмы. Во имя Иисуса, я – победитель! Я побеждаю зло добром. Слава Богу, что никакое оружие, сделанное против меня, не будет успешно. Чтобы не случилось, я буду успешен!»
Это и будут дела веры в сложившейся ситуации. Так и надо противостоять дьяволу, Божьим Словом.
Кто-то может сказать: «О да, я верю Слову, когда я вижу, как оно исполняется».
У Иакова есть, что сказать таким людям.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Иакова 2:19-21
Авраам не доказал свою веру тем, что сказал: «Я верю Тебе, Бог». Но доказал он ее тем, что действовал так, как Бог ему повелел. У него вера сопровождалась делами.
Подобно и Раав, блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Иакова 2:25-26
Иаков говорит, что у нас должны быть дела и что вера без дел – мертва. Раав была проституткой, далеко не праведным человеком. Но она поверила, что если она поможет соглядатаям, они сохранят ей жизнь. Она бы могла занять другую позицию и сказать: «Если я защищу их, то меня точно потом убьют». Но, посмотрите, ее вера сопровождалась делами.
Она содействовала соглядатаям и помогла им убежать. Даже, будучи неправедным человеком, у нее была вера, что она и ее дом будут спасены.
И как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Но помните, что надо придерживаться контекста. Когда люди неправильно понимают что такое дела веры, они совершают глупые поступки.
Я слышал, как некто говорил: «Ответы (или деньги, которые мне нужны) я получу в четверг, к 4 часам».
Так как они исповедовали, что это произойдет в четверг, к 4 часам, они действовали на свое усмотрение и послали чеки во вторник. Не устанавливайте время для исполнения исповедуемого. Не пытайтесь поместить Бога в коробочку.
Есть кое-что, что исповедание не в силах изменить. Верите вы или нет, но Иисус придет обратно. И ваше исповедание не изменит этого. И в то же время, требуется время, чтобы осуществилось что-то, что можно изменить. Поэтому когда люди пытаются установить времена и сроки, они обычно попадают в неприятности.
Нет ничего плохого в том, чтобы иметь цели. Но, если вы говорите, что это должно произойти в определенный день, и когда этот день проходит и ничего не происходит, то ваша вера обычно пройдет вместе с этим днем. Позвольте мне показать вам баланс такой ситуации. Давайте обратимся к 4 главе Марка. Вся эта глава очень важна в сфере того, о чем мы сейчас говорим. Но мы начнем с 26 стиха. Обратите внимание, что в этой главе Иисус уже говорил, что почва – это сердце человека, а семя – это Слово Божье.
И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Марка 4:26-28
Это откровение о том, как работает Царство Божье внутри вас. Царство Божье подобно человеку, сеющему семя в почву. Вы и есть тот, кто сеет семя в царство, которое внутри вас есть.
Итак, почва – это сердце человека, его дух. Иисус сказал, что царство работает следующим образом – вы сеете семя в почву. Исповедание Божьего Слова сеет сем. Очень важно сочетать веру со Словом Божьим. Тысячи Божьих людей не попали в обетованную землю, умерли в пустыне и никогда не получили то, что Бог приготовил для них. Воля Божья была в том, чтобы все они вошли в землю обетованную. Эта земля была предназначена для них. Бог уже даровал ее им. Обращаясь к ним, Павел говорит:
Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. Евреям 4:2
Дети Израиля слышали, что Бог говорил им, но они не растворили верою то, что слышали.
Многие слышали то, что Бог говорил им, но очень сложно растворить верой то, что Он пообещал или произнести вслух и согласиться с тем, что сказал Бог. Они говорят: «Но то, что я вижу совсем не так».
Я знаю, что это не так, но Бог сказал, что будет так, поэтому и вы говорите. Вы называете вещи, которые еще не исполнились. Божественная энергия Бога наполняет это Слово, и она же будет наполнять вас, когда вы будете провозглашать Божье Слово. Слово – источник силы. Оно же есть семя. И только верой Бога вы сможете получить все обещанное Богом.
Исповедание или ложь
Но некоторым людям приходит мысль, что вы лжете, когда исповедуете обетования Бога, хотя они еще не исполнились. Существует различие между исповеданием и ложью. Исповедание – это произношение того, что говорит Слово Божье. Исповедание – это своего рода согласие с Богом. Ложью была бы попытка убедить кого-то, что у вас есть это прямо сейчас в то время, когда у вас этого нет. Если люди слышат, как вы исповедуете: «Бог мой да восполнит всякую нужду мою, по богатству Своему в славе», они слышат как вы цитируете то, что сказал Бог. Они могут подумать, что у вас и нужды-то нет, но вы и не пытались убедить их в этом. Вы просто согласились с тем, что Бог сказал для того, чтобы приобрести Божественную силу, которая бы наполнила вас. В самом Слове сокрыта сила, которая поможет вам получить обетованное.
Семя само в себе
Закон Бытия, о котором повествуется в первой главе книги Бытия, в 11,12 стихах, говорит: «Семя находится само в себе» и все производит по роду своему. Когда Бог пообещал восполнить все твои нужды или исцелить твое тело, семя находилось в самом обетовании. Если вы будете сохранять Слово на своих устах и произносить его, то вы сеете семя в царство. Таков есть принцип царства. Иисус дает хорошее объяснение этого момента в Луки 17.
И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Луки 17:5,6
Если бы в вас была вера как зерно, вы бы сказали. Вы бы сказали смоковнице – проблемам и ситуациям вашей жизни. Дерево, о котором говорил Иисус, вероятнее всего повстречалось им по пути. И Иисус сказал, что оно повинуется вам, а не Богу.
Вы бы могли получить из Слова Божьего такого рода веру. Иисус сказал, что оно бы обязательно повиновалось бы вам, потому что сила того, что мы свяжем или разрешим, совершается на земле, а не на небесах. Эта сила должна прийти через вас. Вам необходимо растворить Слово верою. Иисус сказал, что если бы у вас была вера ка зерно, то вы бы сказали (повелели).
Урожай требует посева
Иисус раскрывает нам два секрета веры: 1) Вера действует как зерно и 2) чтобы посеять его, надо сказать его.
Люди, которые хотят сказать что-то сегодня и собрать урожай завтра, не понимают закон сеяния и жатвы. Любой земледелец знает, что, если хочешь иметь урожай, необходимо посеять семя за несколько месяцев до того, как будут собирать урожай.
Задумайтесь о ваших нуждах и планируйте ваше исповедание
Необходимо иметь план урожая. Проблема многих людей в том, что они, пытаясь действовать верой, никогда ничего не планируют. В такой момент он всегда цитируют место Писания, где Иисус сказал, чтобы мы не заботились о завтрашнем дне. Они говорят: «Иисус же сказал, что не надо думать про завтра, вот я и не строю никаких планов».
Такие люди упускают всю суть. Иисус говорил, чтобы мы не были обеспокоены, но вам наверняка следует планировать. Подумайте о том, какая нужда у вас может появиться, и начните исповедовать обетование за неделю или даже месяцы до того, как эта нужда появится. Начните так, как фермеры, когда они готовят почву, затем сажают и удобряют. Как видите, они имеют соответствующие дела задолго до того, как у них будет урожай. Это длительный процесс. Все не случится в одно мгновение.
Вы не можете просто сказать это сегодня и получить завтра утром. Это не будет происходить так. Когда ваша вера достигнет высокого уровня, некоторые вещи будут приходить в вашу жизнь быстрее. Но это происходит не на первом уровне веры. Нормальный обычный путь веры и исповедания – это начать сеять за несколько недель или месяцев до того, как придет время собирать урожай.
Встречаются люди, у которых к концу года назревает задолженность, и они начинают усердно исповедовать Слово Божье в декабре, числа 25-го. Они слишком долго ждали. Им бы начать исповедание в первых числах начавшегося года.
В 4 главе Марка Иисус рассказывает нам об уровнях проявления. Иисус сказал, что мы сеем семя, сказав его, произнеся его вслух. И помните также Евреям 4:2, где сказано, что Слово не принесло им пользы, потому что они не растворили его верой. У них было обетование, и они знали, что Бог сказал им про землю обетованную, но они не растворили его своей верой. Вам надо научиться смешивать (растворять) слово верой и ваш язык – своего рода смешивающий аппарат.
Вера работает как семя. Если ваша вера не как семя, она не будет действовать в вашей жизни. Иисус говорит об этом в Матфея 17:20.
…Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: 'перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.
Если вера ваша размером с горчичное зерно, то вы скажете.… Иногда мы так увлекаемся горчичным зерном, что упускаем то, о чем здесь говорится. Иисус говорил не о размере горчичного зерна, а о том, что вера – зерно (семя). Жизнь обетования заключена в самом семени, а семя есть в обетовании, и посеять его вы можете, произнеся его вслух.
Давайте вернемся к 4 главе Марка.
И сказал (Иисус): Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. Марка 4:26-27
Некоторые могут сказать: «Я не понимаю как то, что я говорю, поможет этому исполниться?»
Библия говорит нам, что мы не будем знать, как это происходит. Есть вероятность того, что мы поймем, как это работает, но в этом нет никакой необходимости, ведь оно все равно сработает. Если у вас достаточно веры, чтобы поверить тому, что сказал Бог и сделать так, как Он сказал, то это обязательно сработает.
Однако знание того как это работает, может помочь вам, если у вас достаточно здравого ума, чтобы посеять семя и пойти спать, затем встать, а семя растет и всходит.
Иисус не говорит, чтобы мы бросали работу. Он говорит о том, чтобы мы делали то, что обычно делаем. Фермер, посеяв семя, идет дальше заниматься другими делами. Когда оно всходит, он не знает, как это происходит, но он точно знает, что это случится. Фермер не знает, как прорастает семя. Жизнь семени содержится в самом семени. Если вы посеяли обетование Божье, в этом обетовании находится жизнь. Вы посеяли его в свое сердце, и оно обязательно прорастет по прошествии времени.
Как только появится росток вашего семени вам необходимо совершить соответствующие действия. Но вы ведь не сможете совершить с ним все те действия, которые вы бы совершили с полноценным растением, так как это всего лишь росток. Сказали бы вы: «Смотри, росток уже взошел. Я уверен, что у меня будет урожай, я исповедую обильный урожай. Так как я исповедовал и верю, что так и будет, и я уже имею его в своем духе, у меня должны быть соответствующие дела веры. Пойдем и соберем урожай сегодня»?
Поступив так, вы уничтожите ваше семя. Так и в жизни, люди разрушают росток, слишком рано приступив к сбору урожая. Они пытаются иметь дела веры.
Многие вырывают из контекста то, о чем говорил Иаков – «вера без дел мертва» – они пытаются иметь соответствующие дела веры до того, как увидят полное исполнение того, что исповедуют.
Они пытаются пожать ростки. У многих возникают проблемы с этим, когда люди забывают использовать здравый смысл в своей вере. Бывает даже, что очень образованные люди не имеют здравого ума, и когда они обращаются к вере, они отбрасывают все свои знания. Они говорят, что будут жить «по вере», но идут и совершают глупые поступки. Они говорят: «Если я верю, что мое зрение восстановлено, то я растопчу свои очки, ведь вера моя должна сопровождаться делами. Этим поступком я докажу свою веру».
Таким поступком они докажут, что не смогут вести машину, так как не могут видеть хорошо.
Конечно, у них должны быть дела веры. Им стоило говорить в соответствии с их верой. А действовать так, как будто они видят хорошо, когда на самом деле это не так – это очень опасно, особенно, если они хотят сесть за руль автомобиля. Им бы следовало говорить Господу спасибо за их полное выздоровление до тех пор, пока это не произойдет, прямо как фермер, увидевший взошедшее зерно. Он будет продолжать поливать и удобрять его. Никто из фермеров не перестанет поливать свои зерна и не скажет: «Вот оно взошло, и нет более нужды поливать и удобрять его. Я буду действовать так, как будто колос уже полностью налился».
Если бы он поступил так, он бы не собрал урожая.
Итак, для роста и развития требуется время. Не пытайтесь собрать урожай, пока ваш плод еще не созрел, дождитесь полного колоса.
Конец урока.
Автор: Чарльз Кэппс
Источник: Книга «Вера и исповедание».