Серия проповедей Кэтрин Кульман по 8 главе Евангелия от Матфея (о Блаженствах). Проповедь №7 «Чистые сердцем».
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Меня заинтересовало обещание, которое Иисус дает нам здесь – они Бога узрят. Давайте будем практичными. Используя слово «видеть» мы указываем, что чье-то зрение вовлечено, и никто не станет спорить, что зрение человеческого глаза – это что-то весьма чудесное. Так часто вы слышали, как я говорила вам: «Если у вас есть два здоровых глаза, вы богаты. У вас есть то, чего нельзя купить за деньги. Зрение человека – удивительно».
Но я уверенна, что вы вполне осознаете, что не все люди обладают одинаковой способностью видеть. В детстве я могу вспомнить свою бурную радость, когда мама звала меня и говорила: «Кэтрин, можешь, пожалуйста, продеть нитку в иголку для меня?» . Видите ли, практически каждый вечер, после мытья посуды, мама шила, штопала, вязала крючком, или пришивала кружево на новое платье. Мне нравилось, когда она просила моей помощи чтобы продеть нить в иглу, потому что я могла делать то, чего не могла мама. Кроме того, это убеждало меня, что мое зрение было немного лучше, чем мамино. В те дни, мне не нужно было совсем никакой сноровки, чтобы продеть нитку в самое маленькое ушко иголки.
Теперь, моя мысль следующая. Не у всех людей одинаковая способность видеть. Многие имеют искаженное или ограниченное видение из-за различных проблем с глазами. Некоторые – близорукие, некоторые – дальнозоркие. Поэтому, относительно этого мы и называем зрение, мы замечаем, что не все люди видят одно и то же одинаково, когда смотрят на какой-то объект.
Например, когда была в Вене, я хотела посмотреть на р. Дунай. Я ожидала, что это будет самая красивая река во всем мире, голубая, как Средиземное море, чистая, как Кратер Лейк в штате Орегон. Я признаюсь, что была разочарована, потому что она казалась такой же грязной и мутной, как р. Миссури дома! Однако, кто-то, смотря на нее, увидел прекрасный голубой Дунай. («На прекрасном голубом Дунае»– вальс Иоганна Штрауса-сына, написанный в 1866 году. – Прим. пер.). Мы смотрели на ту же самую реку, но он и я не увидели ее одинаково.
Другой пример – в последнее время происходит великое движение Божье среди молодежи. И я проявляю личный интерес к этим молодым людям. Были те, кто спрашивали: «Как вы можете терпеть некоторые их особенности?». Мой ответ буквально следующий: я не вижу их в свете того, какие они сейчас. Я вижу их в свете того, какими они могут быть в Боге, когда Он поместит Свою руку на них и преобразит их жизни. Я смотрю дальше их наркотической зависимости. Я смотрю дальше их нечистой жизни. Я смотрю дальше грязи и греха и вижу их в свете того, какими они могут быть во Христе. Верой я могу видеть новое творение в Иисусе. Я могу видеть жизнь, измененную Его силой. Я могу видеть молодого человека, являющегося силой для Бога.
Есть алкоголик, живущий на улице. Если бы я видела его только таким, каким он предстает передо мной, я бы не находила времени, чтобы поговорить с ним, или помолиться за него или с ним. Видя его, каким он есть, нельзя ничего сделать для него. Он в безнадежном положении. Но из-за того, что я вижу, каким он может быть, когда его жизнь будет изменена силой Всемогущего Бога, я терпелива к нему, молюсь с ним и за него и уделяю ему время.
Кто-то может назвать мое зрение дальнозорким. Но с другой стороны, я знаю много людей, которые очень близоруки, фактически, настолько близоруки , что, если только их зрение не будет исправлено, они никогда не смогут видеть дальше самих себя и того, что касается их жизней.
Послушайте меня очень внимательно сейчас. Существует, по крайней мере, три способа, которыми мы все видим. Павел совершенно описал их. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».(1 Кор. 2:9)
Три вида зрения, рассматриваемые здесь, это: естественное, умственное и духовное. Есть зрение естественных глаз, с помощью которого мы видим цветы, горы и предметы вокруг нас, включая отпечатанные страницы и человеческие лица. Это естественное зрение, с которым мы знакомы и обладаем в какой-либо степени.
Давайте пойдем несколько глубже. Учитель объясняет трудности математики, химии и т.д. – учитель объясняет, ученик слушает. Он может ничего не видеть естественным зрением, но он слушает, и его разум схватывает то, что он слушает, и понимает. Когда он понял, то может сказать: «Я вижу это». Однако, своим естественным зрением он мог не видеть ничего. Он слушал своими ушами, его разум схватил это, понял, и он увидел. Что это за вид зрения? Он отличается от естественного. Это умственное зрение. При изучении данного предмета на отпечатанной странице ученик видит и своим разумом, и глазами, потому что понимает то, что он читает.
Теперь мы рассмотрим сущность третьего вида зрения, которое я считаю наиболее важным из трех видов, какими человек может обладать. Я знаю, что физическое зрение – это очень дорогой и бесценный дар. Вы тоже согласитесь, что зрение с помощью глаз и разума чудесно. Но, я думаю, что этот третий вид зрения, зрение сердца, наиболее бесценен из всех.
Это то, о чем Павел говорит в своем послании к верующим в Коринфе, когда утверждает: «не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». У сердца тоже есть глаза, я молюсь, чтобы Бог не только хранил мое физическое и умственное зрение, но также хранил зрение моего сердца невредимым. Иисус смотрел на людей и сострадал им. И чем же было это чудесное сострадание? Было ли это зрение Его глаз? Конечно, Он видел их Своими глазами и разумом, но Он также смотрел Своим сердцем – вот чем является настоящее сострадание.
Человек видит Бога глазами своего сердца. Нет другого способа, как вы и я можем увидеть Бога, до тех пор, пока мы в этих телах из плоти. Когда человек говорит вам, что он видел Бога, что он действительно и буквально смотрел на личность Бога, этот человек не говорит правду, ибо Писание говорит, что никто не может увидеть Бога и остаться в живых (Исход 33:20). Вы и я находимся в телах из плоти, которые все еще разрушаются, и это то, почему смертное еще не может смотреть на личность Бога Всемогущего. Наши тела, в том состоянии, в котором они есть сегодня, не могут смотреть на абсолютное совершенство и святость Бога и жить.
Павел был великим духовным гигантом, но до тех пор, пока он находился в теле из плоти, он никогда не мог сказать, что смотрел на облик Всемогущего Бога своими физическими глазами. Почему? Потому что наши естественные тела не приспособлены для абсолютной святости и чистоты, и нашими смертными глазами мы не можем смотреть на лицо Божье.
Многие спрашивали меня, не видела ли я Бога. Нет, действительно, нет, и все же, глазами своего сердца я видела Того, Кто является моим небесным Отцом. Он так же реален для меня, как воздух, которым я дышу. Мои естественные глаза не видели Иисуса, но через глаза моего сердца, Он так же реален для меня, как если бы я видела Его и смотрела на Его лицо.
Поэтому, может казаться противоречием, когда мы читаем эту часть 8 стиха 5 главы Матфея, утверждающую: «они Бога узрят», ибо мы знаем, что не можем видеть Его, пока мы в этих смертных телах. О, конечно, приходит день, когда мы с вами будем стоять в Его чудесном присутствии. Мы будем смотреть на Его лицо. Мы будем радоваться в Его присутствии. Нет сомнения в моем разуме, что однажды я увижу моего небесного Отца. Никто не сможет никогда разубедить меня в этом. Я знаю Его. Моя уверенность в Нем. Он реален для моего сердца и я собираюсь увидеть Его.
Все же, проповедь, произнесенная Иисусом, имеет отношение к нашей жизни здесь и сейчас, и не имеет абсолютно никакого отношения к нашей жизни после смерти. Он говорит о том, что относится к нам, пока мы остаемся во плоти, пока мы живем в этом теле, разрушающемся и смертном.
Да, внешне это выглядит почти, как если бы слова Иисуса были противоречием, когда Он говорил: «они Бога узрят», и Он имел в виду, что мы можем видеть Его во время нашей жизни. Когда Филипп сказал Иисусу: «покажи нам Отца», Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).Филипп и другие ученики, которым Он говорил, не видели Бога Отца. Иисус, однако, говорил: смотрите на Меня, видьте Меня, и глазами своего сердца смотрите даже дальше Меня и видьте Отца. Чтобы видеть Бога во Христе, человек должен пережить Его в своем сердце; человек, никогда не имевший этого духовного опыта в своем сердце, не может обладать никаким духовным зрением, потому что никто не может видеть духовное физическими глазами.
Никогда не сможет разум понять аргументацию сердца. Вот почему человек с совершенным физическим зрением и острым умом может читать Библию, и однако, он закроет ее и скажет: «Это выше моего разумения. Я не могу понять ее». Все в порядке с его физическим зрением. Все в порядке с глазами его разума. Его разум ясен. Он понимает написанное философами и книги многих ученых, и все же, когда дело касается Библии, он читает ее только своими глазами. Несмотря на его острый ум у него нет никакого духовного восприятия или понимания, ибо его духовное зрение отсутствует. Чтобы видеть Бога во Христе, чтобы видеть духовные вещи, чтобы видеть самого Сына Живого Бога, видеть и понимать вещи Духа, человек должен иметь духовное переживание в своем сердце. Когда сердце видит Христа, тогда мы видим Бога.
Да, когда сердце становится правым – тогда вы увидите Бога. Вы увидите Его способом, превосходящим зрение разума и естественное зрение, которые делают для нас возможным читать о Нем. Вы будете знать, в Ком вы имеете уверенность. Тогда вы придете к Его престолу, уверенные, что вы услышаны, что под всеми неопределенностями сегодняшнего, завтрашнего и всех последующих дней вашей жизни находятся Его вечные мышцы (Втор. 33:27 «…под тобой мышцы вечные». Перевод короля Иакова). Вы будете знать Его как личность, и ощущать Его славное присутствие, окружающее вас.
То, как мы видим Бога, зависит от состояния нашего сердца. И Библия утверждает, что сердце человека крайне испорчено (Иер. 17:9). Так как же человек может вновь обрести чистоту сердца и очистить свою душу для того, чтобы видеть Бога?
Вот как! В восьмой главе Евангелия от Иоанна мы читаем о женщине, взятой в прелюбодеянии. Ее застали на месте преступления. У нее не было совершенно никаких аргументов. Они волочили ее по улицам в присутствие Иисуса Христа. В этот день она соприкоснулась с Ним, Кто есть чистейший из чистых. Она встретилась лицом к лицу с Иисусом и посмотрела в Его прекрасное лицо. Она не только видела Его физическими глазами, не только слышала Его слова физическими ушами, но Его слова соприкасались также и с ее разумом. И, в конце концов, впервые в ее жизни, она увидела своим сердцем. Иисус посмотрел на нее и увидел ее физическими глазами, но Он не остановился на этом. Он смотрел на нее глазами Своего сердца и имел сострадание. Она, в этот момент, настолько любила Его своим сердцем, что вся ее любовь излилась на Него. Она полностью приняла Его в сердце и ее злые желания были изгнаны. Будучи наполненной чистотой Христа – она стала чистой. Имело место замечательное переживание рождения свыше, и она стала новым творением во Христе Иисусе. Древнее прошло и все стало новым.
Некоторые называют это рождением свыше, другие определяют это как возрождение, но как бы его не называли, – это внутреннее переживание. В этом случае блудница стала снова девой в Божьих глазах, ибо чистота была обретена вновь, когда она стала новым творением во Христе Иисусе. В чем же разница? Я скажу вам. Она стала чистой сердцем через Кровь Иисуса Христа, и с чистотой сердца она была способна видеть Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Возлюбленные, вам не нужно ждать, пока ваше сердце перестанет биться, пока смерть не придет в ваше тленное тело, прежде чем вы увидите Бога. Вы можете видеть Бога сейчас – через духовные глаза вашего сердца.