Многие так описывали служения в Кейн-Ридж во время хлебопреломления. Святой Дух сходил на огромные толпы, меняя их жизни.
Святой Дух сходит на Кейн-Ридж
Когда Бартон Стоун услышал о том, как Бог действует во время проводимых Джеймсом служений хлебопреломления, он решил посетить одно из них весной 1801 года. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление. К этому времени стечение людей стало слишком большим для одного служения, и потому несколько служителей выступали параллельно в различных местах. В автобиографии Стоун описывал собственные впечатления:
Там, на границе прерии в округе Логан, штат Кентукки, множество людей собралось вместе, разбив прямо на земле многодневный лагерь. Там и проходило служение поклонения Богу. Увиденное было для меня новым и даже каким-то странным, не поддаваясь никакому описанию. Многие, очень многие люди падали на землю, словно воины, которые полегли в битве, и оставались, как казалось, бездыханными и неподвижными долгие часы – иногда буквально на несколько секунд они пробуждались, чтобы глубоко вздохнуть, или душераздирающе вскрикнуть, или возопить в молитве к милости Божьей. Проведя в таком положении много часов, они получали избавление. Мрачные тучи, покрывавшие их лица, постепенно исчезали, а надежда в их взглядах превращалась в неописуемую радость – они легко вскакивали с земли, весело восклицая, затем обращались к окружавшим их людям по-настоящему выразительным и ярким языком. С изумлением я слушал, как мужчины, женщины и дети говорили об удивительных делах Божьих и восхитительных тайнах Евангелия. Они казались мне величественными, смелыми и свободными. При виде этого многие из присутствующих падали, погружаясь в такое же состояние, из которого только что вышли говорившие.
На землю рухнули также двое или трое моих знакомых. Несколько часов я терпеливо сидел возле одного из них, беспечного грешника, и внимательно наблюдал за всем, что происходило с ним с начала и до конца. Я видел его кратковременные, резкие, словно от смертельного сна, пробуждения; смиренное покаяние в совершенных грехах; горячую молитву и, наконец, освобождение. Затем благодарность и хвалу, адресованные Богу; исполненное искренней любви и заботы увещевание друзей и окружающих людей покаяться и прийти к Иисусу. Я был до глубины души изумлен демонстрируемым ими знанием евангельских истин. В результате всего этого еще несколько людей упали на землю, словно замертво. После внимательного наблюдения за многими подобными случаями я пришел к выводу, что все видимое мною было добрым действием Самого Бога; – и с тех пор я больше ни секунды в этом не сомневался. Тогда и с тех пор я видел многое, что казалось мне фанатизмом; но это ни в коем случае не обесценивает совершаемую Богом работу. Дьявол постоянно пытается имитировать дела Божьи, создавая им сомнительную репутацию. Но то, что я видел, не было сатанинскими проявлениями, ибо смиряло людей, вынуждало их оставить грех, побуждало горячо хвалить и благодарить Бога, а также искренне и с любовью призывать грешников раскаяться и прийти к Иисусу Спасителю.
Когда Стоун вернулся в родные для него конгрегации Кейн-Ридж и Конкорд и рассказал обо всем, что ему довелось увидеть, прихожане были потрясены до глубины души. В Кейн-Ридж «благоговейная торжественность произвела такое впечатление на людей, что многие из них вернулись к себе домой в слезах». В Конкорде «две маленькие девочки во время проповеди Слова упали на землю и во всех отношениях вели себя так же, как люди на юге Кентукки, о чем шла речь выше. Их слова произвели глубокое впечатление на все собрание». Вернувшись в Кейн-Ридж, он обнаружил, что многие люди с новой силой начали искать спасение. Хороший друг Стоуна, Натаниэль Ровере, поприветствовал его, восславив при этом Господа, ибо незадолго до этого приобрел в своем сердце уверенность в спасении. Затем произошло нечто еще более интересное:
Как только он увидел меня, то тут же громко восславил Бога. Мы поспешили обняться, при этом он продолжал славить Господа. Люди [искавшие Господа в ожидании возвращения преподобного Стоуна] покинули дом и поспешили увидеть эту новую для себя сцену. В течение следующих двадцати минут многие из них попадали на землю – бледные, трясущиеся и взволнованные – тогда как другие в панике бросились бежать, но при этом либо также падали, либо немедленно присоединялись к толпе, не в силах тронуться с места. В то время, когда все это происходило, ко мне подошел один знакомый, весьма интеллигентный деист, и сказал: «Мистер Стоун, я всегда полагал, что вы честный человек, но сейчас я убежден, что вы обманываете людей». Я с сожалением посмотрел на него и мягко сказал ему несколько слов – в тот же миг он рухнул на землю, словно замертво, и не поднялся с нее до тех пор, пока не покаялся перед Спасителем в своих грехах. Собрание продолжалось на этом же месте под открытым небом до позднего вечера, и многие нашли мир и успокоение в Господе. Последствия этого собрания оказались для Америки подобными пламени в сухом поле, разгоняемому сильным ветром. Все ее жители в той или иной степени ощутили его влияние. Вскоре после описанных событий у нас было длительное собрание в Конкорде. Казалось, люди со всех концов страны стекались к этому месту; среди них были представители всех деноминаций. Все искренне соединились в труде и в христианской любви. Дух развлечений и праздного веселья практически полностью исчез. Почти невозможно дать полное и правдивое описание этому собранию; оно граничило с самым настоящим чудом. Служение продолжалось беспрерывно пять дней и пять ночей. Многие, очень многие люди будут целую вечность вспоминать его с хвалой и благодарностью.
После всех этих событий в Кейн-Ридж Стоун назначил служение хлебопреломления на первые выходные августа, спустя месяц после своего бракосочетания, состоявшегося 2 июля. Ожидая большое скопление людей и понимая, что молитвенный дом мог вместить лишь 350-500 человек, Стоун попросил очистить снаружи больше участок земли и поставить там большую палатку, которая бы стала дополнительным местом проведения служения.
В пятницу, 6 августа, к месту проведения служения начали прибывать семьи в фургонах. Сотни человек скоро превратились в тысячи.
Дма местных жителей наполнились постояльцами – причем даже самые большие из них, способные принять три-четыре семьи. Учитывая количество людей, которые прибывали и прибывали на место с одной-единственной целью – всем своим сердцем искать Господа, можно предположить, что город представлял собой нечто среднее между абсолютным хаосом лагеря беженцев неподалеку от района боевых действий и христианским эквивалентом еврейского Праздника кущей. В автобиографии преподобный Стоун попытался описать события, происходившие в то время уже на территории в несколько акров:
Дороги были в буквальном смысле наводнены фургонами, повозками, всадниками и пешими странниками, двигавшимися по направлению к лагерю.
Зрелище было весьма впечатляющим. Согласно оценкам военных, всего собралось от двадцати до тридцати тысяч человек.
Четверо-пятеро проповедников практически беспрерывно обращались к собравшимся в различных частях лагеря, не мешая друг другу. Методистские и баптистские служители взаимно помогали друг другу, действуя как одно целое, обладавшее единым разумом и единой душой, для которого спасение грешников было главной и единственной целью. Мы дружно пели одни и те же песни прославления, объединились в молитве, проповедовали об одном – о спасении, получаемом лишь по вере после исповедания своих грехов. Подробное описание этого собрания заняло бы немало страниц, и даже увесистого тома оказалось бы недостаточно для пересказа хотя бы половины произошедших событий. Число обратившихся тогда к Богу людей станет известным лишь в вечности. Там произошло еще много интересного, что было подобно самым настоящим чудесам, но даже если они таковым и не являлись, их влияние на неверующих иначе, как чудесным, назвать очень трудно; ибо многие из них, видя происходящее, уверовали в то, что Иисус есть Христос, и покорно склонились перед Ним. Это собрание продолжалось шесть или семь дней и ночей и длилось бы дольше, но в городе закончились запасы пищи для пропитания такого большого количества людей.
Вечером в первую пятницу из-за дождя пришло меньше людей, чем ожидалось, но молитвенный дом все равно был полон под завязку. После вступительного слова преподобного Стоуна с первой проповедью к собравшимся обратился Мэтью Хьюстон. В тот вечер не произошло ничего примечательного, хотя некоторые верующие пребывали в молитве на протяжении всей ночи.
Субботним утром во время служения все по-прежнему было тихо, но к полудню прибыло много новых семей – число же участников собрания увеличилось до нескольких тысяч, несмотря на практически беспрерывный дождь. Одиноким мужчинам легче всего было путешествовать верхом – во время всевозможных мероприятий они останавливались в тавернах или же ночевали в конюшнях, расположенных в Лексингтоне, приблизительно в тридцати пяти милях от места событий. Центр не мог вместить всех желающих: их было действительно слишком много. К полудню молитвенный дом и палатка были уже полны до отказа, и проповедь продолжалась без остановок.
Прошло, однако, совсем немного времени, и проповеди зазвучали везде, где только собиралась толпа. Известно, что в выходные дни нередко не менее семи проповедников одновременно обращались к огромным аудиториям. Количество участников подобных мероприятий достигало иногда нескольких десятков тысяч человек, а однажды очевидцы насчитывали 1143 фургона и подобных им видов транспорта, хозяева которых разбили свой лагерь поблизости. Это были поистине невероятные цифры, принимая во внимание, что в то время население Лексингтона не превышало 1795 человек, а во всем Кентукки насчитывалось менее 250 тысяч жителей. Другой очевидец следующими словами описывал субботнее утро: «Я сбился со счета, после того как насчитал 147 фургонов, в которых находились семьи, их провизия, лагерное снаряжение и прочие необходимые вещи. К 11 часам территория, заполненная лошадьми, фургонами и т.д., была по своей площади сравнима с территорией внутри периметра, ограниченного улицами Рыночной, Чеснат, Второй и Третьей в Филадельфии». (Около четырех городских кварталов.)
Во время одного из собраний молодой служитель по имени Ричард Нимар провозгласил, что он нашел «истинное новое Евангелие», и всю толпу словно пронзило электрическим разрядом. Несмотря на то, что никто из присутствовавших не знал в точности, что он имел в виду (были и те, кого эти слова шокировали и даже серьезно задели), сошествие Святого Духа явственно ощутили все, кто в тот момент слушал проповедника. И это присутствие ознаменовалось многими признаками, многие из которых были для людей в диковинку.
Преподобный Стоун тщательно и подробно описал все проявления Святого Духа, которые он наблюдал в субботу и воскресенье, в одной из глав автобиографии:
Телесные проявления и прочие действия Духа, сопровождавшие религиозное пробуждение в самом начале этого столетия, носили самый разнообразный характер и характеризовались как падения, конвульсии, танцы, лай, смех, пение и так далее. Падения были наиболее распространенным действием Духа, охватившим святых и грешников всех возрастов и профессий, от философа до клоуна. Люди, которых Дух Святой касался подобным образом, обычно с пронзительным криком падали, как бревна, на пол, на землю или прямо в грязь и, казалось, застывали, словно мертвые. Из тысяч подобного рода случаев я хотел бы остановиться на одном. Во время собрания две веселые молодые леди, сестры, стояли вместе, слушая проповедь и наблюдая за тем, что делал с окружающими Святой Дух. Внезапно они обе упали, издав пронзительный и отчаянный крик, и находились в неподвижном состоянии более часа. Их мать, набожная баптистка, пришла в сильное смятение, опасаясь, что они не очнутся. Наконец, они очнулись и стали горячо, со слезами на глазах умолять Бога о милости, после чего снова впали в бесчувственное состояние с выражением невыразимого ужаса на своих лицах. Спустя еще некоторое время ужас на лице одной из них сменился светлой улыбкой, и она воскликнула: «Драгоценный Иисус», после чего поднялась и начала говорить собравшейся толпе о любви Божьей, о драгоценной жертве Иисуса и славе Евангелия почти сверхчеловеческим языком, трогательно призывая всех к покаянию. По прошествии еще некоторого времени с другой сестрой произошла та же метаморфоза. С того дня они обе стали верными прихожанками церкви.
Я видел, как очень многие набожные особы впадали в такое же состояние, вызванное страхом за своих необращенных детей, братьев и сестер – страхом за своих ближних и за весь греховный мир. Я слышал, как они агонизировали в слезах и отчаянно молили о милости Божьей для грешников, обращаясь к окружающим так, словно были ангелами...
Продолжение следует...