Джонатан Эдвардс стал участником Великого пробуждения в Америке и более того от был тем через кого начал действовать Бог.
Массовое покаяние
На следующий год после того, как Джонатан стал помощником пастора в церкви Нортхэмптона, вся Новая Англия содрогнулась от произошедшего в 1727 году Великого землетрясения. Как свидетельствовали некоторые очевидцы тех событий, все началось с яркой вспышки света, за которой тут же последовали грохот и интенсивные толчки, сотрясавшие землю всю ночь. Разбуженные люди высыпали на улицы, полагая, что наступил Судный день. Утром церкви во всей Новой Англии были полны кающихся людей. Подземные толчки продолжались в течение девяти последующих дней, наполняя ужасом сердца всех жителей Нортхэмптона, которые лихорадочно искали подтверждения своего спасения. В последующие недели несколько раз в охваченных бедствием областях объявлялся всеобщий пост.
Губернатор Массачусетса объявил вторник, 21 декабря, днем поста и молитвы, а Эдвардса в тот день попросили выступить с проповедью. Мог ли он обрушиться на людей, гневно обвиняя в том, что по их вине на землю излился гнев Божий? Его дедушка наверняка поступил бы именно так. Но, несмотря на то, что Джонатан видел много греха в жизни своих соотечественников (обман, несправедливость, сквернословие, сребролюбие и пренебрежительное отношение к христианской вере), он решил рассказать им об Ионе и Ниневии.
Джонатан, хорошо разбиравшийся в различных природных феноменах, высказал предположение, что землетрясение могло произойти по естественным причинам, но также он задался вопросом, не было ли здесь какого-либо совпадения. Могло ли быть так, что Бог действительно предупреждал Свой народ, как когда-то через Иону жителей Ниневии? Поскольку землетрясение произошло воскресной ночью, не гневался ли Бог на молодежь за ее вечерние и ночные похождения в субботний день? Эдвардс следующим образом описывал их поведение:
Им было свойственно частенько собираться в компании, состоявшие из представителей обоих полов, для увеселения и праздного времяпрепровождения, которые они называли весельем. Нередко они проводили там добрую половину ночи, пренебрежительно относясь к заведенному в их семьях порядку.
Джонатан напомнил слушателям о том, что Бог смилостивился над ниневитянами, потому что те раскаялись в своих грехах. Возможно, пришла пора сделать то же самое и жителям Новой Англии. Так, благодаря землетрясению, церкви в североамериканских колониях наполнились людьми. Некоторые исследователи считают это событие одним из первых предвестников Великого пробуждения.
Выступающий от имени Живого Бога
Когда в феврале 1729 года скончался Соломон Стоддард, церковь решила назначить старшим пастором Нортхэмптона Джонатана. К этому назначению он отнесся очень серьезно. Он описывал свое восхождение по ступеням к кафедре проповедника, сравнивая себя с «трубой Господней». Некоторые люди говорили, что во время проповеди он становился совершенно другим человеком.
После смерти Стоддарда здоровье Джонатана заметно ухудшилось. Небольшой отдых оказался для него весьма кстати, однако спустя несколько недель он снова был болен. Стресс усиливал мучившие Эдвардса физические недуги, а должность пастора уже сама по себе подразумевала наличие напряжения. Зарплата также была постоянным источником проблем и переживаний. От Сары требовалось всегда быть готовой к приему гостей, что предполагало немалые затраты и существенно урезало и без того достаточно скромный бюджет. Подарки и пожертвования служили своеобразной прибавкой к зарплате многих пасторов, включая Джонатана, но, как правило, это подразумевало особое отношение к наиболее состоятельным покровителям. Эдвардс же не был любителем подобных игр.
Неся полную ответственность за более чем одну тысячу прихожан, многие из которых не соответствовали предъявляемым к ним высоким нравственным нормам, Джонатан, несомненно, нередко испытывал сильное беспокойство. После смерти Стоддарда многие прихожане будто сорвались с цепи, особенно молодежь. Это время во многом походило на дни, проведенные Джонатаном в Йеле, где ему приходилось бороться с буйными и непокорными студентами и где он ощущал острую нехватку социальных навыков для контроля над ситуацией. Семейное правление – старая пуританская структура власти – становилось все слабее и слабее, поскольку родители сами начинали отказываться от строгого воспитания детей, бросаясь в другую крайность, выражавшуюся в полном отсутствии дисциплины.
Повальное пьянство среди представителей молодого поколения становилось явлением повсеместным. Родители, казалось, были очень сильно удивлены, когда начала беременеть приблизительно каждая десятая незамужняя девушка в Новой Англии. Со своей стороны, Джонатан заявил, что в этой статистике нет ровным счетом ничего удивительного, потому что родители сами позволяли своим молодым сыновьям и дочерям ложиться вместе в постель, да еще лишь частично одетыми, и «наслаждаться друг другом». Эта практика, подучившая название «сочетание», как предполагалось, позволяла им «познакомиться», но зачастую не ограничивалась одним лишь дружеским общением. До тех пор, пока случавшиеся после такого «общения» беременности приводили к браку, отношение людей к подобному поведению было достаточно терпимым. И этот бесстыдный новый тип мышления очень сильно шокировал Джонатана.
Личная трагедия тяжелым грузом легла на плечи уже и без того измученного пастора. Его семье чудом удалось уцелеть во время эпидемии, коснувшейся большинства других семей, но в декабре 1729 года от дифтерии умерла его самая младшая сестра Джеруша.
Первые толчки Великого пробуждения
В начале 1730-х годов культурная атмосфера Нортхэмптона начала меняться. Напряженные отношения с французами и индейцами во время войны Даммера (еще одной вспышки насилия, связанной с боевыми действиями в Европе, которая закончилась в 1727 году) вынудили колонистов отдать предпочтение общинной форме ведения сельского хозяйства, обеспечивавшей им лучшую защиту. Это означало уменьшение количества безопасных земель для молодых людей, желавших начать самостоятельную жизнь. В результате этого многим молодым парам приходилось откладывать свадьбу из-за нехватки места, и они жили под присмотром родителей даже после достижения ими совершеннолетия. Джонатан решил собрать вместе родителей и обязать их следить за соблюдением нравственных норм членами своих семей. Молодые мужчины и женщины, казалось, слушали его теперь совершенно по-новому.
Горячие проповеди Джонатана, направленные против греховного образа жизни молодежи в его родном городе, были уравновешены огромным состраданием и заботой об их душах. Вне всякого сомнения, они сопровождались многочисленными молитвами и адресованными Богу просьбами о помощи и водительстве в совершении перемен. И потому неудивительно, что первое Великое пробуждение началось именно среди представителей молодого поколения.
После неожиданной смерти одного молодого человека в апреле 1734 года Джонатан на его похоронах произнес проповедь, побудившую присутствовавших при этом свернуть с греховных путей и обратить свой взгляд к вечному вознаграждению. Он опирался на Псалом 90:5-6, где сказано о Божьей защите, не ссылаясь в тот момент на другие отрывки, где Бог показан гневным и карающим. Если человеку было суждено умереть молодым, как ему следовало прожить свою жизнь? Джонатан проповедовал:
Сколь же неразумно тому, кто так сильно подобен траве и цветам полевым... легкомысленно и бездумно проводить свои лучшие годы в праздных развлечениях, опрометчиво стремясь к плотским и чувственным радостям и наслаждениям...
Задумайтесь над этим. Если вам суждено умереть молодым, сколь шокирующей для окружающих станет мысль о том, что свои молодые годы вы провели таким вот образом. Когда ваши близкие будут стоять у вашего смертного одра, наблюдая за тем, как вы испускаете дух, или же придут после, когда вы будете готовы к погребению и ваше бренное тело опустят в гроб, то, увидев зловещий отпечаток, который смерть наложила на ваше чело, насколько они будут угнетены тем, что перед ними лежит человек, который был чрезвычайно самодоволен и пуст в общении. Тот, кто вел себя похотливо и непристойно. Тот, кто большую часть времени проводил в беззаботном веселье.
Прошло совсем немного времени, и отовсюду начали поступать сообщения об измененных жизнях, о пробужденных молодых людях, ощутивших огромную потребность в Спасителе, точно так же, как ощутили ее многие после Великого землетрясения. Еще одна смерть, за которой последовала очередная проповедь на похоронах, усилила и без того немалую духовную жажду, охватившую общество колонистов того времени. Праздное вечернее времяпрепровождение стремительно вытесняли молитвенные собрания, и уже совсем скоро большая часть жителей Новой Англии – как старых, так и молодых – принимала самое непосредственное участие в этих духовных встречах. Это напоминало «объединенные общества» Уэсли, хотя вряд ли когда-либо новоанглийские пуритане слышали о братьях Уэсли, в особенности же принимая во внимание то, что все эти события происходили приблизительно за пять лет до охватившего Англию возрождения, во главе которого стояли братья.
В то время, совместно поклоняясь Богу, люди пели одни библейские псалмы. Во время этих многолюдных собраний под открытым небом Джонатан всячески поддерживал реформу религиозных песнопений, которой добивались такие люди, как, к примеру, Исаак Уоттс. Уоттс не слишком жаловал церковную музыку своего времени; считая ее плохо написанной и мало подходящей для пения, представлявшей собой положенные на музыку псалмы. Несмотря на то, что он не сомневался в необходимости доктринальной правильности гимнов, он не считал, что им следовало быть точной копией псалмов; скорее они должны были представлять собой перефразирование Священного Писания или просто основываться на библейских мотивах. Уоттс написал многие известные гимны, такие как, например, «Когда я смотрю на Твой дивный крест» (When I Survey the Wondrous Cross). Джонатан любил музыку и был глубоко убежден в том, что через нее люди должны выражать свой эмоциональный подъем. Написанные в трехчастной форме и сопровождаемые инструментами, эти гимны представляли собой совершенно новое явление – традиционные псалмы, как правило, каждый человек пел по-своему, и потому результат совместных песнопений редко напоминал «радостный шум».
Джонатан любил музыку и был глубоко убежден в том, что через нее люди должны выражать свой эмоциональный подъем.
Возрождение вышло на новый виток, когда молодая женщина, известная «прожигательница жизни», пришла к Эдвардсу и поведала ему историю своего обращения. Тщательно ее расспросив, пастор быстро удостоверился в том, что она говорила правду. Перемены в жизни этой женщины были столь невероятными, что Джонатан всерьез обеспокоился тем, что люди, услышав о них, могли бы засомневаться в достоверности произошедшего, приняв это за розыгрыш. Тем не менее он рискнул как можно шире распространить это свидетельство, в результате чего количество обратившихся к Богу людей существенно выросло. В течение нескольких дней к пастору обратилось еще несколько человек с похожими свидетельствами своего обращения к Богу.
К апрелю 1735 года духовная атмосфера в городе изменилась до неузнаваемости. Сам Эдвардс описывал ее следующим образом:
Глубокий и искренний интерес к духовным делам и миру вечности охватил людей всех возрастов во всех частях города... Вскоре они не могли уже говорить ни о чем ином, кроме духовного и вечного... Мысли людей чудесным образом освободились от повседневных забот; окружающий мир стал для нас малозначимым... И потому искушение для нас заключалось теперь в том, чтобы полностью забыть о мирских заботах и все свое время посвящать духовным упражнениям.
Без всякого принуждения соседи начали собирать деньги для хозяина сгоревшего дотла магазина. Злословие и сплетни полностью прекратились. Питейные заведения опустели. Даже церковные службы преобразились:
Наши собрания в тот период были удивительно прекрасны. Во время богослужений вся церковь дышала новой жизнью, каждый прихожанин искренне поклонялся Господу, каждый слушатель жадно ловил слова служителя, стоило им лишь слететь с его уст. Время от времени все собрание заливалось слезами, слыша проповедуемое Слово; одни плакали о себе, ощущая сильные душевные страдания, тогда как другие испытывали жалость и беспокойство о душах своих ближних.
Еще одной примечательной стороной возрождения стало практически полное исчезновение в городе всевозможных недугов и заболеваний. Некоторое время спустя, описывая в своей книге «Повествование веры» (Faithful Narrative) эти события, Джонатан отмечал, что хотя сам не считал исчезновение болезней необходимым свидетельством начала возрождения, но он ощущал внутреннюю необходимость признать это. Критики Эдвардса называли все написанное им «фанатизмом», в особенности же его духовные переживания, а также рассказы о необычных обращениях к Богу. Некоторые источники сообщают, что в результате начавшегося возрождения к церкви присоединилось более пяти сотен человек, половину из которых составляли мужчины. Слово начало распространяться по всей округе, и люди из других городов приходили на место событий, чтобы все увидеть собственными глазами. Дом Эдвардсов постоянно был полон гостей. Волна возрождения продолжала распространяться по всей долине реки Коннектикут, достигнув Нью-Хейвена, прибрежных поселений и выйдя даже за пределы Новой Англии.
В Бостоне, который не был, затронут пробуждением, служитель по имени Бенджамин Колман попросил Эдвардса описать ему в письме происходившие в Нортхэмптоне события. Незаурядные способности Джонатана в описании деталей и их пояснении помогли ему великолепно справиться с этой работой. Его письмо было затем переправлено друзьям Колмана в Англию.
Упомянутый выше отчет превратился в подробнейшую инструкцию по проведению возрождения – от подготовки до непосредственного начала: техническая поддержка, координация, возможные опасности и степень влияния. Это руководство позже было опубликовано под названием «Верное описание удивительных дел Божьих» (А Faithful Narrative of the Surprising Work of God). Несмотря на земное авторство этой книги, Джонатан прекрасно понимал, что за всем этим стоял Всемогущий Бог, благодаря Которому и появился на свет сей труд. Эта публикация сделала Эдвардса известным во всей Новой Англии, а также в Шотландии и Англии, где с ней, в конце концов, познакомились Джордж Уртфилд и Джон Уэсли.
Радость возрождения, однако, оказалась непродолжительной. В 1735 году Эдвардс писал о том, что «сатана будто сорвался с цепи и бушевал ужасающим образом». Будучи разрушителем, враг использовал свое влияние для того, чтобы возбуждать страх и вызывать раздоры. Одни люди день и ночь были мучимы страхом; другие же так сильно боялись гнева Божьего, что жаловались на постоянную бессонницу. Поступали даже сообщения о пугающих своей неожиданностью вторжениях ворон, собиравшихся стаями на крышах домов и наполнявших воздух своим громким карканьем. В долине началась свирепая эпидемия, только в одном отдельно взятом городе погубившая девяносто девять человек, в том числе восемьдесят одного ребенка. В другом городе два человека сошли с ума.
Описанные выше события коснулись также родства Эдвардса. Джозеф Хоули, муж тети Джонатана, Ребекки, был весьма уважаемым в городе человеком. И потому понятен шок, который охватил знавших его людей, когда Джозеф перерезал себе горло. Когда это произошло, Джонатан уже написал знаменитое письмо Колману, но еще не отправил его. Понимая, что умалчивание подобного рода сведений было бы неправильным и вводящим в заблуждение, он вскрыл конверт и описал случившееся, добавив при этом, что его дядя был психически неуравновешенным человеком.
Эдвардс неустанно напоминал людям о том, что у них есть могущественный враг, который не только реален, но и горит желанием уничтожить каждого из них. В конце концов, его здоровье заметно ухудшилось, и он на некоторое время отошел отдел. Движение Духа в Нортхэмптоне и долине реки Коннектикут, начавшееся в 1734 году, подошло к концу в 1735 году.