Самый яркий ученый Оксфорда – Джон Уиклиф

15:41 -- 26.01.2017

«Я открыто признаю и утверждаю, что, по Божьей милости, являюсь настоящим [это значит истинным и правоверным] христианином и до последнего своего дыхания буду утверждать и защищать верность своих слов. Я готов защищать свои убеждения даже перед лицом смерти».

Мне нравится ссылаться на Джона Уиклифа как на реформатора, жившего до Реформации. Исторически годы его жизни не соответствуют периоду известной Реформации. Однако жизнь и теология Джона Уиклифа практически идентичны тому, за что боролись более поздние реформаторы.

Уиклиф был предвестником великой революции, которая уже была готова сотрясти религиозный мир. Но, что интересно, никто из других реформаторов, за исключением Яна Гуса, не отметил заслуги Уиклифа за ту дорогу, которую он вымостил первым. Я думаю, что это произошло преимущественно из-за того, что печатный станок был придуман уже после смерти Уиклифа, а многие из его работ были сожжены католической церковью. Тем не менее я считаю его тем человеком, который обильно засеял землю истинами Реформации; следующие же за ним оросили их и собрали плоды с посаженных Уиклифом деревьев.

Уиклиф являл собой воплощение стабильности – в значительной степени ассоциировался с богатыми и влиятельными, – тем не менее, он решительно защищал простых людей и признавал их право познавать Бога и устанавливать с Ним близкие отношения. Во времена Уиклифа понятие о близких отношениях простого человека с Богом было неизвестно и чрезвычайно противоречиво. Поэтому неудивительно, что Уиклифа называли «утренней звездой Реформации», – он изменил духовный климат, и, благодаря его попыткам, церковь обрела новые горизонты.

Уиклифа также называли «наиболее образованным человеком своего времени в Англии», хотя о нем, кроме того, что он вел очень простой образ жизни, отмеченный неутомимыми исследованиями, чтением лекций и созданием религиозных трактатов, известно очень мало. Я думаю, что его жизнь является воплощением Божьего принципа: один человек сеет, другой поливает и только третий собирает урожай (см.: Евангелие от Иоанна 4:37). Читая о жизни Уиклифа, вам не следует недооценивать свою роль, которую вы можете сыграть как сеятель, посеяв семя или же совершив добрый поступок в жизни другого человека. Ваши действия сегодня, совершенные с верой и вдохновленные Богом, могут оказать значительное влияние на будущее. Многие из нас узнают о плодах семян, посаженных нами в жизни других людей, только на Небесах.

Ранние годы Уиклифа

Джон Уиклиф родился в английском графстве Йоркшир приблизительно в 1330 году. Нам практически ничего не известно о его детстве и молодости вплоть до 1360 года, когда он поступил в колледж Баллиол, находящийся в Оксфорде. Жизнь Уиклифа начинает раскрываться перед нами, когда его возраст достигает тридцати лет и его жизнь становится жизнью великого реформатора еще до наступления эпохи Реформации.

Уиклиф защищал простых людей и признавал их право познавать Бога и устанавливать с Ним близкие отношения

Что касается молодых лет Уиклифа, то я могу только предполагать, что он вырос в семье скромного землевладельца в сельcкой местности и посещал школу, где преподавал деревенский священник. В те дни католический режим контролировал не только внутрицерковные дела, но и правительство. В каждой деревне должен был находиться священник, который следил за всей деревенской жизнью – от церкви до рынка, от школы до общего поведения жителей.

Мы должны обратить внимание также и на то, что Джон Гонт (второй сын короля Эдварда III) являлся феодальным сюзереном дома, в котором прошли детские годы Уиклифа. Это означает то, что Гонт владел землей, а люди, жившие на этой земле и обрабатывавшие ее, пользовались защитой и покровительством своего сюзерена. Тот факт, что Гонт являлся защитником жителей этой земли, позже сыграл свою важную роль в жизни Уиклифа.

Уиклиф стал священником, однако день его рукоположения не был нигде записан. Скорее всего, он покинул Оксфорд прилизительно в 1346 году, будучи шестнадцатилетним юношей; в те времена в этом возрасте обычно поступали в университет.

Тяжелые времена подталкивают его к Библии

Эпидемия чумы своими смертоносными челюстями впилась в Англию в 1349 году. К тому времени как черная смерть окончила свое торжествующее шествие по стране в 1353 году, Англия потеряла примерно половину своего населения. В результате возникшего хаоса университетское образование Уиклифа на некоторое время стало несколько спорадическим, а им самим овладело отчаяние от созерцания того, как умирают его друзья и коллеги.

В то время как некоторые священнослужители в поисках ответов обратились к другим людям, Уиклиф приступил к изучению Библии, в которой он обнаружил несокрушимое основание

В то время как некоторые из священнослужителей в поисках ответов обратились к другим людям, Уиклиф обратился к Библии, чтобы там обрести поддержку и найти ответы, которые помогли бы ему победить отчаяние и страх, которые он испытывал. В эти беспокойные времена уверенность Уиклифа в Слове Божьем заложила у него внутри основание, которое оказалось незыблемым, – никто не мог опровергнуть то, истинность чего Уиклиф узнал из Писания. Уиклифа не волновало, насколько высокое положение на политической или религиозной лестнице занимал тот или иной человек, – для него в каждом вопросе последнее слово оставалось за Богом.

Важно помнить также, что в те времена не существовало английского перевода Библии; все Библии были на латинском языке, и их могли читать только наиболее умелые и образованные представители католического духовенства. Простые же люди попадали под влияние мистических и языческих взглядов деревенских священников – многие из которых сами никогда не читали Библию!

Умами священников правили богатство и материальные ценности, и, как следствие этого, их доктрины также основывались на том, сколько денег имел человек. Церковь брала деньги за всякое служение – начиная от крещения детей и заканчивая прощением грехов.

«Индульгенции» были придуманы церковью. Она предлагала человеку заплатить ей за прощение его грехов. Таким образом, вор или убийца верил в то, что он может делать все, что захочет, а потом искупить свои грехи, оплатив пропуск на Небеса. Если родители были настолько бедны, что не могли оплатить крещение своего ребенка до того, как тот умирал, им говорили, что их ребенок не сможет попасть в рай и, скорее всего, будет обречен жить на земле в облике какого-либо животного или насекомого! Как бы причудливо это ни звучало, но подобные учения пышно процветали во времена Уиклифа, – однако Бог уже подготовил человека, который имел смелость восстать против существующего порядка вещей и осветить духовную тьму Божьим светом!

Самый яркий ученый Оксфорда

Уиклиф любил читать произведения Августина (354-430), покровителя ранней католической церкви. Он использовал индивидуальность Августина в качестве платформы для своих собственных обширных исследований, которые касались преимущественно изучения Библии. Снискавший известность благодаря своим интеллектуальным способностям, Уиклиф получил возможность поступить в колледж Баллиол и впоследствии стать его деканом (1360-1361).

Во времена Уиклифа студенты не имели возможности жить в университетских общежитиях, поэтому им приходилось самим искать жилье, что делало жизнь большинства из них очень сложной. Существовали специальные дома, в которых поселяли монахов, обучающихся в университете. Поскольку желающих жить там было очень много, все зависело от благорасположения церковных служителей, отвечавших за расселение.

Уиклифу, бывшему к тому времени уже достаточно известным ученым, предоставили прекрасные условия для жизни в деревне Филлингхэм, находившейся неподалеку от Оксфорда, где он служил в качестве приходского священника. В скором времени Уиклифу предложили место в аппарате управления католической церкви, где он развил в себе прекрасные ораторские способности. Уиклиф обнаружил в себе также и управленческие способности, которые, в сочетании с его интеллектом, в скором времени выдвинули его на самые заметные роли в церкви. Сам Уиклиф решил посвятить свою жизнь преподаванию в университете.

Из пяти даров, перечисленных в Послании к ефесянам 4:11 (апостол, пророк, пастор, учитель, проповедник), Уиклиф имел дар учителя – поэтому, кроме несения священнического служения, он был очень востребован и в качестве университетского преподавателя. В то время католическая церковь была очень рада приобретенной Уиклифом известности.

В 1396 году Уиклиф получил звание бакалавра богословия. В 1371 году он был признан ведущим теологом и философом своего времени в Оксфорде, университете, который не имел себе равных в Европе. К тому времени Оксфорд уже опередил известный Парижский университет и являлся лучшим образовательным учреждением во всем мире. В 1372 году Уиклиф получил звание доктора, о котором так долго мечтал, отметив тем самым шестнадцатилетие своей интенсивной работы и исследований.

Пожертвования
Ваши пожертвования помогают нам служить множеству людей. Спасибо за вашу щедрость!