В этот вечер Дуайт Муди понял что, Бог способен спасать не только по одному или по двое, но также одновременно сотни и тысячи человек.
Проповеди Мурхауса, основанные на Иоанна 3:16
Спустя несколько недель после своего возвращения в Чикаго Дуайт получил письмо от Гарри Мурхауса, в котором тот сообщал, что направляется в Соединенные Штаты, и интересовался, в силе ли еще полученное им ранее приглашение проповедовать. Находясь на Британских островах, Дуайт дал согласие непреднамеренно, полагая, что никогда уже более не повстречает Мурхауса. Однако все произошло иначе. К большому недовольству сотрудников Дуайта, которые с подозрением относились к незнакомцу, несколько недель спустя Муди позволил ему проповедовать, в то время как сам он отправился в другой город. В отсутствие Дуайта Мурхаус два дня проповедовал на основании одного и того же текста, Евангелия от Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». По приезде Муди услышал следующее сообщение о том, что произошло:
Вернувшись субботним утром, я чрезвычайно беспокоился о том, как он справился в мое отсутствие. Первое, о чем я спросил у своей жены, едва переступив порог дома, так это:
– Каковы же успехи этого молодого англичанина? Как восприняли его люди?
– Он им очень сильно понравился.
– Ты сама его слышала?
– Да.
– И как, тебе он понравился?
– Да, мне очень понравилось его выступление. Он дважды проповедовал, выстраивая свою проповедь на этом стихе из Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», и я думаю, что на тебя он тоже произведет хорошее впечатление, хотя он и проповедует несколько иначе, чем ты.
– Это как же?
– Ну, он говорит самым отъявленным грешникам о том, что Бог их любит.
– В таком случае, – сказал я, – он неправ.
– Я думаю, что, услышав его, ты с ним согласишься, – сказала она, – потому что все сказанное он подтверждает Библией. Наступило воскресенье, и, придя в церковь, я заметил, что все без исключения прихожане принесли с собою Библии. Утреннее обращение было адресовано христианам. Мне никогда еще не доводилось слушать ничего подобного. Он называл главу и стих, подтверждая подобным образом каждое свое утверждение. С наступлением вечера церковь была полна. «Теперь, возлюбленные мои друзья, – начал проповедник, – если вы откроете третью главу Евангелия от Иоанна, шестнадцатый стих, там вы найдете текст, от которого я буду сегодня отталкиваться в своей проповеди». И на основании одного лишь стиха он произнес поистине потрясающую проповедь. Он не делил свой текст на второстепенное и третьестепенное; он лишь брал целый стих и затем перелистывал всю свою Библию – от Бытия до Откровения, – находя подтверждения тому, что во все времена Бог любил этот мир. Господь посылал пророков, патриархов и прочих святых людей, чтобы они предупреждали нас, затем Он послал Своего Сына, а когда Его распяли, Он послал Святого Духа. Вплоть до этого момента я даже не догадывался о том, сколь сильно нас любит Бог. Мое сердце вдруг сжалось, и я не смог удержать слез. Это было подобно новостям из далекой страны: я просто пил их большими глотками. И то же самое происходило с переполненной церковью. Говорю вам, есть одна вещь, которая превыше всего в этом мире, и эта вещь называется любовью. Человек, которого никто не любит – ни мать, ни жена, ни дети, ни брат, ни сестра, – неизбежно захочет наложить на себя руки.
Достаточно тяжело собрать в Чикаго большую аудиторию в понедельник вечером, но люди приходили. Они приносили с собой Библии и внимательно слушали Мурхауса, который начинал так: «Возлюбленные друзья, если вы откроете третью главу Евангелия от Иоанна, шестнадцатый стих, там вы найдете текст, от которого я буду сегодня отталкиваться в своей проповеди», после чего, перелистывая Священное Писание страница за страницей, он помогал собравшимся увидеть то, как сильно возлюбил нас Бог. Мурхаус мог открыть Библию практически в любом месте и тут же найти подтверждение этому. Он был просто великолепен, мне было радостно это видеть и слышать, как он задавал новую высоту. Этот молодой проповедник буквально вбил истину о Божьей любви в мое сердце, и я больше никогда не подвергал ее сомнению. Раньше я проповедовал о том, что Бог всегда стоял позади грешника с обоюдоострым мечом, готовый в любой момент поразить его. С этим я вскоре покончил.
И сейчас я проповедую о том, что Бог стоит позади грешника с любовью; тот же убегает от Бога любви.
В конце концов, Гарри Мурхаус семь вечеров подряд проповедовал на тему Иоанна 3:16. И каждый вечер истина, заложенная в этом отрывке, оставляла глубокий след в сердце Дуайта. В результате вся его жизнь и характер проповедования претерпели серьезные изменения.
В последующие годы у Дуайта и Эммы родилось еще двое детей. -Уильям Ревелл Муди появился на свет 25 марта 1869 года в Чикаго, а младший сын Пол родился во время проводимой Муди продолжительной Балтиморской кампании, чуть более десяти лет спустя, 11 апреля 1879 года. Балтиморская кампания стала для служения Дуайта очередным временем радикальных перемен, но для того, чтобы это произошло, ему требовался еще один важный элемент.
Уполномоченный Духом Божьим
Несмотря на то, что преображение Божьей любовью стало для Муди, возможно, самым важным откровением Божьей истины, это было не все, в чем он нуждался, чтобы стать именно таким проповедником, каким хотел видеть его Бог. Дуайт по-прежнему полагался преимущественно на собственную силу воли, навыки общения с людьми и неуемное желание преуспеть во всем, к чему бы ни прикасалась его рука. Эмма была свидетельницей тому, как ее муж неустанно стремился к достижению поставленных целей, преследуемый не отпускавшим его чувством неуспокоенности и желая обеспечить всем необходимым свою семью, расширить влияние чикагского отделения Мужской молодежной христианской организации, а также помочь людям, нуждающимся в Евангелии Иисуса Христа.
Тем не менее Бог всегда стремился к тому, чтобы коснуться Муди и показать ему местонахождение источника истинной силы – послание Своей любви, которое Он пытался донести до человечества через всю Библию: значение Духа Божьего, живущего внутри Его детей и вдохновляющего их. Дуайту необходимо было лишь сложить вместе все эти части.
Много лет спустя он попытался описать, как все части этой головоломки начали складываться для него в единое целое и как первые ее фрагменты появились вскоре после обретения им своего спасения:
Помню, как однажды, когда я впервые обратился к Богу, я выступал в воскресной школе и видел там большой интерес со стороны учеников и то, как многие из них поднялись, чтобы помолиться. Помню, после окончания занятий я вышел тогда весьма и весьма воодушевленным, но за мной последовал какой-то старик. С тех пор я больше никогда его не видел. Я ни разу не встречал его и прежде и даже не знаю, как его звали, однако он схватил меня за руку и дал мне небольшой совет. В то время я многого еще не понимал, и незнакомец сказал мне: «Молодой человек, когда в следующий раз будешь выступать, не забудь почтить Святого Духа». В тот момент я спешил в другую церковь, где также должен был проповедовать, и всю дорогу туда в моих ушах звенело: «Не забудь почтить Святого Духа». И я сказал себе: «Интересно, что же этот старик имел в виду».
Через несколько лет Муди познакомился с двумя женщинами, которые также привели его в некоторое недоумение. Каждый раз, когда он разговаривал с ними, женщины говорили: «Мы молимся за тебя». Однажды вечером, когда Дуайт был особенно уставшим, он вдруг потерял терпение и прямо спросил: «Зачем вы молитесь за меня? Почему бы вам не помолиться за тех, кто еще не обрел спасение?». Женщины ответили ему: «Мы молимся о том, чтобы ты смог обрести силу». А поскольку Дуайт не задавал более вопросов, они также ничего не добавили к сказанному, но продолжили молиться за него. Осенью 1871 года Муди снова повстречал этих двух женщин; на этот раз он конкретно спросил у них, что они имели в виду. Согласно Р. А. Торри, первому Директору Библейского института Муди, которому позже Дуайт рассказал об этих событиях, «они рассказали ему о крещении Святым Духом, после чего он предложил женщинам помолиться вместе с ними, чтобы не они одни молились за него»30. Таким образом, они договорились встречаться для молитвы каждую пятницу после полудня в Фаруэлл-Холле (здании Мужской молодежной христианской организации, названном в честь друга Дуайта, Джона В. Фаруэлла).
Дуайт узнал, что лидером этих двух женщин была Сара Кук, преданная Богу методистка, которая в 1868 году вместе с мужем переехала в Чикаго и вскоре после этого получила от Бога откровение о том, что Дуайт должен был принять крещение Святым Духом и огнем. В течение последующих недель, как и было договорено, они встречались по пятницам, когда Дуайт находил для этого время. Наконец 6 октября 1871 года произошел долгожданный прорыв. Кук позже писала: «Во время собраний каждый из нас по очереди молился вслух, но во время того собрания агония, охватившая мистера Муди, была столь велика, что он упал на пол и, заливаясь слезами, сквозь стоны возопил к Богу, чтобы Тот крестил его Святым Духом и огнем». Дуайт, однако, говорил о том, что покинул эту встречу без видимых перемен. Он был на грани отчаяния.
Большой пожар в Чикаго
Позитивным переменам нередко предшествует ухудшение ситуации. Той воскресной ночью, 8 октября, огонь сжег дотла приблизительно четыре квадратные мили Чикаго, уничтожив также возглавляемую Муди Иллинойскую уличную церковь, недавно возведенное здание Мужской молодежной христианской организации, на строительство которого Дуайт лишь недавно закончил собирать средства, и его собственный дом. Семья Муди переехала жить к сестре Эммы, а Дуайт снова отправился в путь, начав сбор средств для восстановления уничтоженных пожаром зданий.
Лишь несколько месяцев спустя, когда Дуайт шел улицами Нью-Йорка, он, наконец, ощутил тот прорыв, о котором ранее столь горячо молился вместе с Сарой Кук. Это произошло незадолго до его второго и наиболее важного путешествия в Англию. Р. А. Торри следующими словами описывал это знаменательное событие жизни Муди:
Вскоре после этого, в первый день своего путешествия в Англию, он прогуливался по Уолл-стрит в Нью-Йорке (мистер Муди крайне редко говорил об этом, и мне также неловко об этом рассказывать), и посреди царивших в этом городе спешки и суматохи его молитва наконец была услышана. Сила Божья сошла на него в тот момент, когда он шел по улице, и ему пришлось поспешить в дом своего друга, чтобы там уединиться в отдельной комнате. Там он оставался один в течение многих часов; и в это время на него сошел Святой Дух, наполнив его душу такой радостью, что в конце концов ему пришлось попросить Бога убрать Свою руку, чтобы он не умер от переполнявшей его радости. Из этой комнаты он вышел, уже обладая пролившейся на него силой Святого Духа, и когда, в конце концов, добрался до Лондона (частично, благодаря молитвам прикованного к постели святого из церкви мистера Лессли), Бог удивительно действовал через него в Северном Лондоне, где сотни человек, обратившись к Богу, пополнили церкви. Во многом благодаря этому он получил приглашение участвовать в удивительной кампании, которая началась в последующие годы.
Сам Муди описывал этот опыт следующим образом:
Я все время в слезах молил Бога, чтобы Он наполнил меня Своим Духом. Что ж, однажды я находился в городе Нью-Йорке. О, что это был за день! Я просто не могу этого описать и потому редко рассказываю об этом. Для меня пережитое слишком священно, чтобы как-либо называть это. У Павла были переживания, о которых он на протяжении четырнадцати лет никому не говорил ни слова. Я могу лишь сказать, что Бог открылся мне, и я так сильно ощутил Его любовь, что вынужден был попросить Его убрать Свою руку. Я снова стал проповедовать. Мои проповеди не отличались от предыдущих; я не открывал своим слушателям никаких новых истин, тем не менее к Богу обращались сотни людей. И даже если бы мне предложили целый мир, я не согласился бы вернуться туда, где находился раньше, до того благословенного момента, – все, что было раньше, казалось мне теперь слишком незначительным.
Пережитое лишь усилило голод Дуайта по даруемым Богом знаниям и водительству Святого Духа. Поэтому на какое-то время он вместе с женой и детьми переехал обратно в дом своей матери в Норт-филд, желая отделиться от шума и суеты большого города, чтобы более четко услышать зов и указания Святого Духа. Во время своего уединения Дуайт ощутил непреодолимое желание снова побывать в Англии и сесть у ног уважаемых им учителей.
Великое пробуждение Д. Л. Муди
Муди отплыл в Англию в июне 1872 года, куда прибыл без лишнего шума. Практически сразу же он начал посещать христианские собрания, где тихо сидел в задних рядах, делая пометки. Но однажды вечером, во время молитвенного собрания в Олд-Бейли – здании, в котором ранее находился Центральный уголовный суд Лондона, – преподобный Джон Лесси заметил американского служителя и стал уговаривать его выступить в своей церкви в следующее воскресенье. Дуайт неохотно согласился. Утро того воскресенья не отличалось ничем примечательным, но вечер оказался совершенно иным.
Во время следующего служения, начавшегося вечером в половине седьмого, когда он начал проповедовать, воздух будто бы наэлектризовался Духом Божьим. Все вдруг замолчали и устремили взгляды на него, хотя он в тот день молился совсем немного и потому не мог понять, что происходит.
Завершив проповедь, он попросил встать всех, кто хотел бы доверить свою жизнь Христу, чтобы он мог за них помолиться. Множество людей начали вставать по всему залу, так что могло показаться, что все присутствующие поднялись со своих мест. Мистер Муди сказал себе: «Эти люди не поняли, зачем я попросил их подняться». Никогда раньше он не видел подобных плодов в своем служении и потому не мог в это поверить. В конце концов, он решил повторить вопрос. «А теперь, – сказал он, – те из вас, кто желает здесь и сейчас доверить свою жизнь Христу, пройдите в эту комнату».
В итоге столько желающих набилось в комнату, что пришлось внести дополнительные стулья, чтобы все они могли сесть. Служитель был удивлен не меньше, чем мистер Муди. Никто не ожидал увидеть такое благословение. Тогда еще они не знали, что Бог способен спасать не только по одному или по двое, но также одновременно сотни и тысячи человек.
Когда мистер Муди снова обратился к тем, кто по-настоящему желал стать христианином, попросив их подняться, все собравшиеся как один встали со своих мест. И даже в тот момент он стоял в растерянности, не зная, что ему предпринять, затем попросил тех, чье решение было действительно серьезным, встретиться с пастором в этом же месте следующим вечером.
На следующий день он отправился в Дублин, но уже во вторник утром получил депешу, в которой его умоляли вернуться, сообщая, что в понедельник желающих обратиться к Богу было даже больше, чем в воскресенье. Он вернулся и проводил собрания на протяжении десяти дней, по окончании которых к церкви присоединилось четыреста человек.