Как и через кого началось пробуждение в Уэльсе?

15:26 -- 01.10.2020

Действие Бога в наши дни. К концу 19 столетия Уэльс можно было бы описать как землю христианства. Кого Господь использовал в этом пробуждении?

Уэльс. Камли. Небольшая земля холмов, гор и долин с некогда живой промышленностью. Народ, гордящийся своей историей, полный решимости хранить свое уникальное наследие. Народ со своей культурой; многие до сих пор говорят на своем, отличном от других, языке. Уэльский, или камраг, как камарал, или уэльсцы могут сказать.

Это земля со множеством замков и крепостей; наследие от битв за независимость от своих соседей англо-саксонцев. Но рядом, вплетаясь в культурную и политическую историю народа, проходит нить истории христианства и духовного пробуждения, начиная с третьего столетия и продолжаясь до наших дней.

К концу 19 столетия Уэльс можно было бы описать как землю христианства; наследие, полученное благодаря столетиям проповеди благой вести Иисуса Христа, разделяемой тысячами обычных, а порой и необычных христиан. Эти люди во многих случаях до сих пор остаются безымянными, известными только Богу.

Это особенно справедливо в отношении к началу христианства в этой земле, когда только несколько имен пережило столетия; святой Дэвид – покровитель Уэльса, один из них. Но можно назвать имена и других духовных людей, оставивших свой след. Уильям Морган, который в 1558 году, году испанской армады, опубликовал перевод Библии на уэльском языке; труд, оказавший глубокое духовное и культурное влияние на народ Уэльса.

Хау Хэррис, ревностный основатель и организатор уэльского методистского движения, также Дэниэл Роланд, вероятно, самый великий проповедник своего времени, и Уильям Уильямс,..?, уэльский Чарльз Уэсли, написавший музыку к одной тысяче гимнов, большинство из которых до сих пор поется сегодня.

К середине восемнадцатого столетия, благодаря труду этих людей, у нас были регулярные периоды религиозных пробуждений. Были тысячи обращений, помазанное пение, люди приходили к Господу. Такие годы, как 1762, 1817, 1859, стали годами пробуждения, огромного роста церкви, (на уэльском?), годами десницы Божьей.

Девятнадцатое столетие стало галереей хорошо известных, знаменитых, сильных проповедников. Крисмас Эванс, проповедник, способный говорить всю ночь, принц Англии, Томас Чарльз, который начал движение воскресных школ, был одним из основателей Британского международного библейского общества, великий вклад. И конечно Дэвид Морган, деятель пробуждения 1959 года, вместе с другими деятелями пробуждения, как Ричард Оуэн, служившим на несколько лет позже.

К двадцатому столетию церкви все еще были заполнены, хорошо посещаемы; христианство все еще оставалось важным для определения национальных отличительных черт народа Уэльса, но искры, кажется, погасли в религии, жизненно необходимые искры, страсть, угасали, и людей это беспокоило. Целый ряд людей говорил, что чего-то недоставало. 

-Долгое время мою душу, и мое сердце беспокоили мысли о несостоятельности христианства. И это казалось такой несостоятельностью, такой несостоятельностью. И я молился и молился, но, кажется, ничего не приносило мне облегчения. 

Это слова молодого шахтера из Вест Глеморгана Он оставил школу, когда ему было 12 лет, чтобы помогать отцу на шахте. Он не был известен за пределами своей деревни; никто о нем не слышал. Он не был великим проповедником, не имел степени по богословию. Но к его 26 годам, за несколько недель, он стал тем, о котором из всех христиан Уэльса говорили больше всего. За несколько месяцев истории о нем распространились в других странах. Его звали Эван Робертс. Это его история, переданная в основном его словами.

Эван Робертс родился 8 июня 1878 года. Сын Генри и Хэнны Робертс. В доме на острове, в Лахор, Эстери. Он рос здесь, играл здесь, и много времени провел, купаясь в речке Лахор. Однажды он даже спас своего друга, когда тот тонул в опасном течении.

Здесь он ходил в церковь, здесь он провел юные годы. И позже он начал работать в местной угольной шахте. Любовь к духовным вещам Эван Робертс начал проявлять в раннем возрасте. В 13 лет он получил спасение. Но он решил искать более глубокого духовного опыта, когда услышал, как дьякон на собрании задал вопрос: «А что, если бы Дух пришел, я тебя бы не было?» 

Я тогда сказал себе: «Я буду иметь Духа». И при любой погоде, не взирая ни на какие трудности, я ходил на собрания. Часто я видел других ребят в лодке на реке, и ко мне приходило искушение развернуться и присоединиться к ним. Но нет. Тогда я говорил себе: «Помни, ты принял решение быть верным».

И я продолжал. Молитвенные собрания вечером по понедельникам после общего служения, молитвенные служения вечером по вторникам в этой церкви, собрания церкви вечером по средам, …? в четверг, занятия вечером по пятницам. Годами я верно ходил туда.

Посвящение Эванса не было просто личным, оно вскоре переросло в страсть и молитву за национальное пробуждение. 

-Десять или одиннадцать лет я молился о пробуждении. Я мог сидеть всю ночь и читать, или говорить о пробуждениях. Именно Дух побуждал меня думать о пробуждении. 
К этому времени он оставил угольную шахту и несколько месяцев работал кузнецом со своим дядей в близлежащем городе Пантовэлайз.

Но вскоре его желание видеть духовное пробуждение в Уэльсе побудило его обратиться с просьбой стать служителем в уэльской кальвинистской методистской церкви. Но для Эвана это означало серьезное служение проповедника, и он оставил кузницу. Весна 1904 года была для него важным временем.

Это было временем намного более глубокого переживания Бога. Он описал эти переживания Уильяму. Ти. Стеду, хорошо известному журналисту, который погиб восемь лет спустя в катастрофе Титаника. Его заслугой было привнесение новизны в британскую журналистику.

-Долгое время мою душу, и мое сердце беспокоили мысли о несостоятельности христианства. И это казалось такой несостоятельностью, такой несостоятельностью. И я молился и молился, но, кажется, ничего не приносило мне облегчения. Но однажды ночью, после того, как я в больших страданиях молился об этом, я заснул.

Но в час ночи я проснулся и исполнился великой радостью и благоговением, оказавшись в самом присутствии Всемогущего Бога. На протяжении четырех часов у меня была привилегия говорить с Ним лицом к лицу, как человек говорит лицом к лицу со своим другом. В пять часов мне показалось, что я снова вернулся на землю.

- Ты не спал?

- Нет, я полностью проснулся. Но это было не только этим утром, но каждое утро три или четыре месяца. Я всегда наслаждался четырьмя часами этого прекрасного общения с Богом. Я не могу этого описать; я чувствовал это, и, кажется, это изменило всю мою сущность. И я видел вещи по-другому. И я знал, что Бог будет трудиться в этой земле, и не только в этой земле, но по всему миру.

- Ты записал на бумаге все, что ты помнил об этих общениях?

- Нет, я вообще ничего не записал. И это продолжалось постоянно, до тех пор, пока мне не нужно было поехать в Ньюкасл-Эмлин в колледж, чтобы приготовиться к служению.

Во вторник, 13 сентября 1904 года Эван Робертс приехал в школу грамматики в Ньюкасл-Эмлин со своим лучшим другом Сидни Эвансом. В письме к своей сестре он описал ход обучения: «Я думаю, тебе хотелось бы узнать об учебе. Мы начали с латыни, греческого, истории, уэльской грамматики, английской грамматики и математики. Мы прошли …?, Генри VII, Генри VIII, Эдварда VI и Мэри. Учимся с 9:30 до 12, после обеда с 1:30 до 4. У нас обоих отличное здоровье. 

Он поселился в Тифлоид, всего триста ярдов от школы грамматики.

-Люди в нашем доме очень добрые. Мы платим три шиллинга и шесть пенсов, за стирку и картошку включительно. Они также щедро делятся своей пищей. Это очень чистое место.

Между школой и домом находился Саннисайд, дом преподобного Эвана Филипса, пользовавшегося почтением среди проповедников того времени, принимавшего участие в последнем великом национальном уэльском пробуждении около сорока пяти лет тому назад. Молодым человеком он проповедовал вместе с преподобным Дэвидом Морганом из Аспати Аствис, наиболее известным проповедником пробуждения в 1859 году.

К 1904 году он был служителем Вефиля, кальвинистской методистской церкви в Ньюкасл-Эмлин. И его дом Саннисайд стал местом общения для студентов школы грамматики. 
Но не все было так хорошо у ревностного студента. По прибытию в школу грамматики в Ньюкасл-Эмлин он начал испытывать духовную холодность.

-Даже вид креста не вызывал слез у меня на глазах. 

Но все это скоро должно было измениться в Блайнаннерхе, что должно было стать определяющим опытом в духовном развитии Эвана Робертса. До Блайнаннерха мы видим тихого, скромного, серьезного студента. После Блайнаннерха это Эван Робертс, деятель пробуждения, чье имя должно было стать очень знакомым в Уэльсе за шесть недель. Это место должно было стать в то же самое время перекрестком для Эвана Робертса, и местом встречи для других, имеющих подобное видение.

Церковь в Блайнаннерхе должна была быть местом для собраний, где духовная жизнь приобретала новую глубину. Это было организовано некоторыми любящими духовность местными служителями, один из которых, Джозеф Дженкинс из Нью Ки, будет принимать активное участие в собраниях пробуждения в северном Уэльсе в течение нескольких следующих месяцев.

Молодые люди в этой церкви переживали мощное обновление их веры с февраля этого года. Это все началось со свидетельства, рассказанного одной шестнадцатилетней девушкой Флори Эванс. Она заявила, что она любила Господа Иисуса от всего своего сердца. Это вызвало волнение на утреннем служении. И духовное рвение быстро распространилось на другую молодежь в этой местности в последующие дни и недели.

Эта группа энергичной, желающей евангелизировать молодежи, оказала глубокое впечатление на Робертса в то время, когда он находился в Блайнаннерхе и Ньюкасл-Эмлине. Также в собраниях принимали участие два духовно пробужденных служителя, В. В. Льюис и Сэт Джошуа. Сэт был евангелистом движения «Вперед» кальвинистской методистской церкви. У него также бремя за пробуждение.

Последние четыре года у него было бремя молиться, чтобы Бог взял юношу с угольной шахты или с поля, чтобы пробудить трудящийся Уэльс, как и Елисей был взят от плуга. Он просил, чтобы Бог не брал человека из университета, что могло бы питать его гордость и интеллектуальный подход, но использовать простого человека, чтобы слава была отдана только Богу. Сет никому об этом не рассказывал до этого утра в четверг 29 октября, когда он поделился этим со студентами, которые ехали с ним в повозке в Блайнаннерх.

Среди них был Эван Робертс, который посетил собрание в среду, и это явно оказало на него влияние. Говоря с одной из дочерей Филиппа Эванса в эту среду, он заметил: «Я построил жертвенник и положил дрова, и приготовил жертву; мне осталось только ждать огня».

Молодой Илия был готов. И ему не нужно было долго ждать; огонь должен был сойти на следующий день. 

-Вчера утром мы выехали в шесть. Было хорошо, сухо, и много красивых видов. Когда мы заехали на холм, мы смогли увидеть туман в долинах, как будто это было море. Мы пели в повозке, и у меня были очень разнообразные чувства, но я не был ни возбужден, ни подавлен. Служение в 7 часов было посвящено вопросам и ответам. Его проводил преподобный В. В. Льюис.

После вступительных слов преподобный Сет Джошуа начал молиться, и сказал во время своей молитвы: «Господь, сделай это, и это, и это, и согни нас». Он не сказал: «О, Господь, согни нас». Но Дух поставил ударение для меня на «согни нас». «Это то, что тебе нужно», – вот что мне сказал Дух. И когда я вышел, я молился: «О, Господь, согни меня».

После завтрака за столом в доме преподобного М. П. Моргана Марк Филипс предложил мне хлеб и масло. Я отказался, потому что я был сыт. В то же время преподобный Сет Джошуа протянул свою руку взять хлеб и масло, и меня поразила мысль: «Возможно ли, что Бог предлагает мне Духа, но я не готов принять Его, а эти готовы принять, но им не предложено?» Мой живот был достаточно полон.

По дороге на собрание, которое должно было начаться в девять, преподобный Сет Джошуа заметил: «Сегодня у нас будет прекрасное собрание». На это я ответил: «Я чувствую, что готов взорваться».

 Когда собрание было открыто, оно было передано Духу. Я понимал, что мне нужно помолиться; другие молились. Я спросил у Духа: «Молиться ли мне сейчас?» «Подожди минутку», – сказал Он. Когда молился другой, я чувствовал, как живая сила начала наполнять мою внутренность.

Она задерживало мое дыхание, мои ноги тряслись; и во время каждой молитвы я спрашивал: «Молиться ли мне сейчас?» Живая сила нарастала и нарастала. Я был готов взорваться. Вдруг кто-то закончил свою молитву. Все внутри кипело. Если бы я не помолился, я бы взорвался. Меня волновало то, что Бог требовал Его любви. Я упал на свои колени и свесил свои руки через сидение передо мною; слезы и пот текли ручьем.

Я думал, у меня течет кровь. Миссис Дэвис продолжала вытирать мое лицо. Минуты две мне было страшно. Я взывал: «Согни меня, согни меня, согни нас!» Затем миссис Дэвис сказала: «О, прекрасная благодать!» «Да, – я сказал. – О, прекрасная благодать!» Слова «согни меня» – это Бог требовал Его любви. И я не вижу ничего, это повеление. После того, как я был смирен, волна мира пришла на меня. И все пели: «Я слышу Твой желанный голос». И когда они пели, я думал о смирении в день суда. И я исполнился состраданием к тем, кто будет смирен в этот день. И я плакал. (Песня)

Я думаю, в общем тогда покаялось определенно душ двадцать. Великолепное собрание сегодня в Блайнаннерхе. И многие взывали о милости. Было замечательно слышать, как молодой человек, Эван Робертс, ухватился за слова и молился: «Согни меня, согни меня, Господь!» Сет не знал, что это был ответ на его молитвы в течение последних четырех лет. Что Бог возьмет кого-то не из элиты служителей, не из студентов великих колледжей, но возьмет кого-то из шахт, полей и использует его. Мышление Эвана Робертса изменилось.

-С тех пор спасение душ стало бременем моего сердца. С того времени я горел желанием ездить по всему Уэльсу. И если бы это было возможно, я был бы рад заплатить Богу за разрешение мне поехать.

Несколько дней спустя в письме к своему другу Эван объясняет: «Я получил три великих благословения. Первое, я совсем перестал нервничать. Второе, я могу петь целый день. Прежде мне мешал физический недостаток. И третье, я был жестким, как камень. Но благодарение Ему, как легко стало благодарить сейчас».

Эвану все сложнее было продолжать учиться в школе. 28 октября он написал своей сестре Мэри: «Духовные вещи настолько захватили меня. Сказать правду, я не слишком много занимался с тех пор, как я здесь. Я пытался стряхнуть эти мысли, духовные мысли, но это было так же сложно, как повернуть вспять течение моря».

Библия стала его единственной книгой. Джон Филипс, директор школы, сын Эвана Филипса, служителя Вефиля, заметил перемену в Эване.

С этого времени уже невозможно было вернуть Робертса к учебе. Его единственное желание помочь грешному миру постоянно возрастало в течение этих недель. И оно затмевало любое другое желание в его душе. Для всех, кто его знал, в нем было что-то странное.

И это вызывало в нем огромное беспокойство, его разум ослабевал. Доктор Хьюз из Соединенных Штатов, который находился там, провел с ним некоторое время и выразил опасения по поводу его психической уравновешенности. Наставники и друзья не знали чем помочь.

Месяц октябрь был месяцем интенсивной молитвы о Божьем руководстве относительно следующего шага. Ровно через неделю после его переживаний в Блайнаннерхе Эван принял участие в служении пробуждения в Туагрине, находящемся в пяти милях от Нюкасл-Эмлина. Его проводил Джозеф Дженкинс, служитель из Нью Ки.

Этот опыт дал Эвану Робертсу представление как ему действовать на его собственных служениях. Служитель дал возможность на собрании высказаться любому, и Эван Робертс воспользовался этой возможностью, чтобы поощрить собравшихся приобретать души для Христа.

Служение началось в 6:15 и завершилось в 10:15. Четыре часа служения, и участие в нем принимала только молодежь. Большой частью этой молодежи были девушки из Нью Ки, подростки и женщины, которым было немного за двадцать, которые уже горели для Господа, начиная с весны этого года. Это было весьма необычным в начале двадцатого столетия, когда проповедь с кафедры и выступления перед публикой было делом практически только мужчин.

Именно на этой дороге длинною в пять миль, возвращаясь пешком с этого служения, Эван Робертс повернулся к своему лучшему другу и спутнику Сидни Эвансу и спросил: «Как ты думаешь, это слишком много просить у Бога спасти 100 000 душ в Уэльсе?»

Разговаривая несколько месяцем спустя с «одним?» служителем, он объяснил: «Приняв Духа, некоторые из нас согласились просить у Господа 100 000 душ для Христа в Уэльсе. И я увидел Иисуса Христа, который давал своего рода чек Своему Отцу, на котором было написано 100 000. И это хорошо». В течение двух лет этот чек должен был стать обналиченным.

Еще одно служение пробуждения, которое посетил Эван Робертс, было в Капл Дринкдоде 28 октября. Энн, дочь Эвана Филипса, была очевидцем этого события.

-Там были друзья Джозефа Дженкинса и девушки из Нью Ки, проводившие служение пробуждения. Робертс пришел раньше, во второй половине дня, для служения на шесть. Он пребывал в молитве. Он был с закрытыми глазами, и имел прекрасное переживание. Собрание проходило великолепно в пении и молитве.

Но вскоре оно начало остывать, потому что вместо молитвы и хвалы люди начали говорить. «Собрание ослабевает, – сказал Робертс. И я не могу этого сносить». Он сразу же встал на ноги, и эмоционально сказал: «Иисус здесь не прославляется как должно, потому что люди хотят показать себя».

После этих слов он опустился на скамью и молился таким образом, как никто в этом собрании никогда не слышал. Он попросил меня спеть; я отказалась раз пять, но в конце я спела, и он пел со мной со всей страстью. Спасибо за это собрание в Капл Дринкдоде. Я его вовеки не забуду.

Эван не спал всю ночь.

-Божественное излияние было настолько мощным, что мне нужно было закричать и попросить Бога остановить Свою руку.

Сестра Рэйчел не переживала того, что переживали другие. Эван спросил у нее, не отказывалась ли она послушаться Духа Святого каким-либо образом. «Нет, я не думаю. Но часто по воскресеньям мне хотелось спеть гимн, и я не переживала, что буду бояться того, что подумают люди, но что я хочу показать себя». «О, да, -он заметил,- дело в этом. Отказываться делать даже такие маленькие вещи, этого для Него уже достаточно. Послушание должно быть даже в самых малых вещах. Для нас это выглядит малым, но когда мы послушаемся, тогда приходит благословение». (Песня) 

Воскресенье, 30 октября 1904 года. Эван Робертс, служитель пробуждения, готов. Ободренный духовностью дерзновения девушек из Нью Ки, он желает вернуться в Лахор, чтобы приобрести для этого послания свою молодежь.

Это он объясняет Уильяму Т. Стеду: «В одно воскресенье я сидел в церкви. Я не мог сосредоточиться на служении. Перед своими глазами я видел, как в видении, школьный класс в моей деревне, и там рядами сидели передо мной мои старые товарищи, и вся молодежь. И я увидел себя обращающимся к ним. Я нетерпеливо встряхнул головой, пытаясь отогнать видение. Оно всегда возвращалось. И я слышал голос своими внутренними ушами, повторяющий слова: «Езжай и говори к этим людям».

Долгое время я не соглашался, но давление становилось все больше и больше, и я ничего не мог понять из проповеди. Наконец я больше не смог сопротивляться, и я сказал: «Хорошо, Господь, если это Твоя воля, я поеду». Затем сразу же видение исчезло. Вся церковь наполнилась таким ослепительным светом, что я не мог видеть служителя за кафедрой; и между ним и мной стояла слава, как свет солнца на небе».

-И затем ты пошел домой?

-Нет, я пошел к моему наставнику и рассказал ему все; и спросил его, как он считает, это был Бог или дьявол. И он сказал: «Дьявол не вкладывает хорошие мысли в разум». Мне нужно ехать и быть послушным небесному видению. И я вернулся в свою деревню.
В понедельник, 31 октября, Эван Робертс уезжает из Ньюкасл-Эмлина в Лахор, намереваясь отсутствовать только неделю. Он не возвращался пять месяцев.

Этим утром он писал Флори Эванс, прося, чтобы его вспоминали в молитвах. В поезде он писал одной из девушек, объясняя свои мотивы: «Причина для этого – повеление Духа Святого. Он дал это повеление вчера вечером после последнего собрания. Мои мысли блуждали; мой разум размышлял о группе молодежи в Мориа. И, кажется, голос, будто говорил: «Тебе нужно ехать. Тебе нужно ехать». Пожалуйста, извини, за мой почерк. Я это писал, когда поезд ехал из Ньюкасл-Эммлина в Пинкадед.

Приезд Эвана Робертса в Лахор был неожиданным. В начале его мама подумала, что он заболел. Он объяснил, что он собирается работать с молодежью в этих местах, и планирует путешествовать по Уэльсу, предлагая Христа грешникам. Миссис Робертс пыталась вернуть его на землю, напомнив ему о школе и финансах. Эван ответил, что Бог обеспечит, потому что у Бога всего много. Все остальные члены семьи заметили в нем перемены. Его речь изменилась.

Это не был тот Эван, который поехал в колледж шесть недель назад. Тогда его брат Дэн не работал из-за плохого зрения. Эван заявил, что его глаза восстановятся сразу же, и они восстановились. Дэн тоже должен был стать ключевой фигурой в распространении пробуждения в течение последующих нескольких месяцев. Пророческие слова Эвана Робертса к своему брату были близки к исполнению.

-Дэн, ты увидишь перемены в Лахоре меньше чем за четыре дня. У нас будет самое великое пробуждение, больше чем Уэльс когда-либо видел.

В понедельник вечером, 31 октября 1904 года, Эван Робертс, вернувшись в Лахор, посещает молитвенное собрание, которые проводятся каждый понедельник здесь в Мориа, Лахор. В конце собрания он просит людей остаться. Осталось 16 человек, плюс одна маленькая девочка. Это было началом служений пробуждения Эвана Робертса здесь в этой церкви Мориа.

Через две недели возбуждение пройдет по всему Уэльсу. В течение следующей недели это будет здесь, в этой комнате в Пискаджес, что в нескольких милях по дороге, и в нескольких других местных церквях. Эван Робертс восхищен, должны произойти события, события уже, по сути, происходят. В субботу, к концу этой первой недели он пишет к Энси Филипс, другу, описывая то, через что он проходил: «Каждый вечер в восемь часов мы проводим молитвенное собрание. Эти собрания очень успешные. Молодежь говорит, что они могут оставаться всю ночь.

В понедельник вечером я объяснил им нашу цель. Затем я объяснил им работу Духа в Нью Ки и в Ньюкасл-Эмлин, и побуждал их приготовиться к крещению Духом Святым. Такой план я принял под руководством Духа Святого. Есть четыре вещи, которые нужно привести в порядок. Вы можете пойти на небеса без исполнения Духом Святым, но без исполнения вы много потеряете по дороге.

Номер один, вам нужно получить полное и абсолютное прощение за грехи прошлого. Если с прошлым не все в порядке, его нужно привести в порядок. Всякий грех, о котором вы знаете, честно исповедуйте перед Богом. Номер два, есть ли что-нибудь сомнительное в вашей жизни? Если есть, с этим нужно покончить.

Есть ли у вас сомнительная привычка? Избавьтесь от нее. Если она есть, в вашем сердце не будет радости до тех пор, пока вы не избавитесь от сомнительных привычек и удовольствий. Самоотречение является одной из главных основ веры Христовой. Номер три, полное и незамедлительное послушание Духу Святому. Видите ли, не что-то побуждает меня молиться, это не что-то, это Дух Святой.

Что бы Он тебе не сказал, делай это. Мир может смеяться, но он не был и не будет здесь долго. Преклонись пред Ним сейчас. Не говори «замолчи», когда кто-то вдруг начинает молиться, не противься Духу. Четыре, исповедание Христа, личное и на людях. Сколько нужно тебе времени, чтобы исповедать Христа?

Встань сейчас. Не смотрите друг на друга, выходите исповедовать. Это те четыре вещи, которые ведут к великим благословениям. Это наш успех. На этой неделе сделали исповедание перед людьми: понедельник вечером – 16, вторник – 6, среда – 4, четверг – 20, пятница – 19, вместе – 65. (Песня)

К концу первой недели перемены были очевидными во многих людях. Об этом начали говорить в церквях, в барах и на рабочих местах. Эти перемены даже повлияли на дом Эвана. 

-В нашей семье большие перемены. Моя шестнадцатилетняя сестра, которая прежде была саркастичной, пережила огромную перемену. Она свидетельствует, что сейчас она счастливая, и имеет радость жизни. Перемены можно заметить даже у нее на лице.
Не все относились к этому положительно. Некоторые говорили, что он безумный.

Другие задавали вопрос, что если здесь действует Дух Святой, то почему Он не приходит до полуночи? Некоторые называли его обманщиком. Противоречивые методы Эвана Робертса вызывали столько много разговоров, что люди приходили на собрания, чтобы разобраться самим, и они становились переполненными. Эван описывает ворую неделю, как неделю непрерывной молитвы. Это началось в воскресенье вечером.

Сам Эван описывает происходящее: «После служения я продолжал до двенадцати часов. Я сказал, что меня это не удовлетворяет, и нам необходимо получить благословения, даже если нужно будет оставаться до рассвета. Я сказал, что нам нужно бороться с небесами. Сейчас нам нужно верить, что Дух придет; не думать, что Он придет, не надеяться, что Он придет, но, наконец, верить, что Он придет.

После этого Дух сказал, что каждый должен молиться, молиться сейчас. Не исповедоваться, не петь, не искать переживаний, но молиться и верить, и желать. Молитва такая: Пошли Духа сейчас, ради Иисуса. Люди сидели, они закрыли глаза. Молитву начал я, затем она продолжалась от места к месту.

Мальчики и девочки, юноши и девушки, некоторые просили про себя, некоторые вслух, некоторые холодно, некоторые горячо, некоторые формально, некоторые со слезами, некоторые с трудом, некоторые ревностно, мальчики и девочки, сильные голоса и нежные голоса. О, прекрасно; никогда не думал о таком эффекте. Это будет планом на эту неделю. Каждый должен был молиться индивидуально о Духе. «Пошли Духа сейчас, ради Иисуса».

Энтузиазм Эвана Робертса был безграничным, и зачастую всепоглощающим. Собрания продолжались до трех-четырех утра. И вскоре пресса узнала о движении веры в Лахоре. В четверг, 10 ноября, первый отчет был напечатан в Вестерн Мэйл. В пятницу, 11 ноября, Вестерн Мэйл направила корреспондента описать события в деталях. 

«Замечательное религиозное пробуждение происходит сейчас в Лахоре. Несколько дней молодой человек по имени Эван Робертс, уроженец Лахора, но в настоящее время студент в Ньюкасл-Эмлине, вызывает огромное удивление своими неординарными речами в церкви Мориа.

Там царит такое возбуждение, что очередь из людей стоит по всей длине дороги, на которой расположена церковь. Робертс, говорящий на уэльском, начинает свою речь словами, что он не знает, что он собирается говорить. Но когда у него будет единение с Духом Святым, Дух Святой будет говорить, а он просто, как посредник, будет передавать Его мудрость».

Вскоре подключились все остальные газеты, и постоянные репортажи печатались в течение 1905 года. Они не только описывали события, но так же вызывали жажду по подобным излияниям Духа по всему Уэльсу. Продвижение Эвана Робертса от Лахора в долины, Ливерпуль и северный Уэльс было описано и проанализировано. Здесь появился новый Хау Хэррис. Молодой человек, искренний, исполненный энтузиазма, говоривший на языке народа. Интерес к нему рос день ото дня. И он не был единственным деятелем пробуждения.

Джозеф Дженкинс и его команда из Нью Ки оказывала огромное влияние на северный Уэльс. Проповеди Р. Б. Джонса были инструментом пробуждения в Броссе и Англси. В. В. Льюис продолжал говорить на собраниях, целью которых было углубить духовную жизнь. Также В.С. Джонс, недавно переехавший из церкви Пенуэл, Камазэрн в Рондо. Многие другие местные служителя и молодые люди так же принимали вызов донести благую весть Уэльсу.

Многие национальные газеты не могли не восхищаться Эваном Робертсом. Одно из первых интервью Эвана Робертса с прессой состоялось в пятницу, 11 ноября, с редактором Фанэси Мекюри. Оно позволяет нам мельком взглянуть на деятеля пробуждения в начале пути. 

«Молодой миссионер был полон энтузиазма к своей работе. Но наблюдались следы, его смертельно бледное лицо, его сильного эмоционального напряжения. Его долгие бодрствования в течение недели явно сказывались на нем. И более того, ему удавалось спать очень немного. Однако в его разговоре не было признака усталости. Он беспокойно расхаживал взад и вперед по маленькой комнате, его разум постоянно работал».

Долгие часы напряженного труда в конечном итоге скажутся на нем, но сейчас Эвана Робертса остановить невозможно. Брин Ли задал вопрос: «Ты не перенапрягаешь свои силы?» «Нет, все нормально, не перенапрягаю. Дух Святой поддерживал меня. Я принял Иисуса 13 лет назад, и с тех пор всегда я молился о Духе Святом, и сейчас Он пришел. О, это славно! Я хочу, чтобы люди знали радость религии.

Принести славу человеку никогда не было задачей религии; она должна быть самым прекрасным в жизни. Наши отцы, спасибо Богу за них, были просто людьми, печальными и подавленными, как будто религия была таким тяжелым испытанием для плоти. Чего им не доставало, так это радости нашего Господа. Они вошли в привычную колею, а мы должны сейчас выбраться из нее».

Выход из привычной колеи, именно это происходило в продолжение следующего года, или около этого, среди уэльских церквей, не принадлежащих к англиканской церкви. Из Лахора Эван отправился в поездку по долинам южного Уэльса. Некоторые служения были детально описаны в газетах того времени. И это были необыкновенные служения. Обычный ход служения откладывался.

Один репортер, говоря о методах Эванса, писал: «Он, вероятно, является первым, кто применил такие методы. У него нет никакой программы, мы даже не знаем, готовит ли он свои речи. Именно люди проводят служение, не он. И он постоянно подчеркивает необходимость всем научиться полагаться на Духа, а не на человека. Люди просто не знают, чего ожидать». 

Эван часто приезжал, когда церковь была уже полностью заполнена. Либо через заднюю дверь, либо как-то еще он протискивался сквозь толпу к кафедре. Там он часто сидел, ожидая водительства, пока собрание продолжало поклоняться и молиться. 
Его проповеди практически всегда были неформальными. Они полностью отличались от риторики проповедников того времени. Он сам признавался, что редко готовился, но зависел от побуждений от Духа Святого.

Многие критиковали это, другие думали, что это была прекрасная перемена. Слышать кого-то, кто говорил, выражал духовность на понятном разговорном языке, было необыкновенно. Это было сенсационно. Он говорил на целый ряд разных тем. Порой он говорил, основываясь на строчке из гимна. Кто-то пел, и он говорил на эту тему. Что-то приходило, и он это использовал. В другой раз он брал текст, который приходил к нему на ум. Иногда он говорил о своем опыте.

Его основные темы постоянно вращались вокруг Гефсемании, креста. Как будто он сам побывал там. Он чувствовал, что это значит смириться перед Божьей волей. И когда он говорил об этом, часто он был переполнен. Слезы на его глазах, порой ему нужно было сесть; он не мог больше ничего говорить. Он был просто переполнен. Он говорил от сердца; порой его сердце говорило за него.

Манеру Эванса изливать свои чувства его критики называли действиями напоказ. Наиболее открыто это сделал преподобный Питер Прайс из Даулайса, чье письмо было опубликовано в Вестерн Мэйл, обвиняющее Эвана Робертса в том, что он проводил ложное пробуждение. Сам Эван никогда не отвечал на критику.

Однако в Вестерн Мэйл печатались материалы и «за» и «против» молодого деятеля пробуждения и его методов. То, что, как считают многие, приносило глубокую боль. Но сознательные действия напоказ никогда не были его желанием. Он часто упрекал собрания, которые, как он считал, пришли посмотреть зрелище. Он никем себя не считал. Люди должны приходить, чтобы поклоняться только Богу. Пытаясь отвлечь внимание от себя, он порою хранил молчание за кафедрой более часа.

Однако в результате такого неожиданного поведения о нем появлялось еще больше заголовков в газетах. Также была и таинственная часть. Он был человеком, который заявлял, что знает, что происходило в сердцах и умах людей в собрании. Он был человеком, который мог пророчествовать, сколько человек в собрании получит спасение. Он был человеком, который, казалось, говорил от имени Самого Бога по разным вопросам. И было что-то особенное в этом лице, в этих глазах. Были и другие отличия в его собраниях.

Команда Эвана Робертса состояла из женщин, молодых женщин, как тех, которых он встречал в Нью Ки. Они пели и рассказывали свидетельства. Но на этом он не остановился. Многие осмеливались входить в сферу, где властвовали мужчины, и говорили одну-две проповеди. Эти духовные суфражистки играли в служении такую же важную роль, как сам Эванс.

Даже порою прерывая его проповеди своим музыкальным служением. Многие стали широко известными в течение следующего года. Их фотографии помещались на почтовых открытках пробуждения Вестерн Мэйл. Вероятно, наиболее известной была Энни Дэвис из Майстейна которая с ее сестрой С. А. Джонс из Нантомойла в середине ноября присоединилась к команде Эвана.

-Когда я вошла в церковь, я знала, что великая сила действует там. Я была растрогана до глубины души, мои слезы безудержно потекли, когда преподобный Дэвид Хью попросил меня, сказав: «Выйди, Энни, спой что-нибудь». С непреодолимой силой я вскочила со своего места и запела «Вот любовь, огромная, как океан». Я не смогла закончить ее, так как я слишком сильно рыдала. Во время собрания я не могла остановить слезы. После собрания Эван Робертс сказал мне: «Ты должна поехать со мной». Я поехала с ним, и была с ним постоянно, когда он повсюду разъезжал.

Не каждый считал, что это было подходящим для женщины, однако люди в церквях, кажется, реагировали положительно на новый женский штрих в служениях. Пели не только солисты, часто люди в собрании пели знакомые гимны часами, гимны, которые теперь приобрели новое и более глубокое значение в пробуждении, помогающие выразить недавно осознанные духовные истины, пережитые тысячами обращенных. В служения были включены молитвы святых. Свежие, реальные, наполненные энтузиазмом, свободные от стереотипов прежних лет. Они нарушали все правила грамматики и ораторского искусства. И кажется, они пробивались в самые небеса.

-Господь, спаси моего отца. Он точно в баре. Посети его, Господь. Я знаю, что это не самое приличное место для Тебя. Но пойди, Господь, спаси его, и приведи его в собрание. Сердце мамы сокрушается.

-Дай мне силу стоять против дьявола. Он тянет крепко меня за пальто. Но он может порвать его на куски до того, как я сдамся. И эти куски будут трофеями моей победы.

-О, Господь, пожалуйста, когда Ты поймаешь Сэма Эловена, скажи ему, что бары в Эстим Йорке закрыты. Ему будет приятно это узнать.

-О, Господь, ты проезжаешь здесь на колеснице спасения. Пожалуйста, Господь, не слишком быстро. Ты можешь немного замедлить. Помни, что есть некоторые, такие, как я, которые смогут не залезть в нее вовремя.

-Спасибо за Голгофу. И хотя это небольшая гора, она выросла сейчас больше Гималаев, и весь Уэльс может видеть вершину.

Сотни отвечали исповеданием Христа. Результаты этих собраний были видимы и ощущались по всему Уэльсу. Церкви были заполнены. Молитвенные служения проводились не только в церквях, но и в шахтах. Даже потребление алкоголя сократилось. Владельцы баров жаловались, что их торговля страдает из-за того, что многие прекращают пить. Хорошая речь замещала грязную речь. Многие пони в шахтах, привыкшие только к ругани и матерщине шахтеров, были неспособны понимать очищенную речь, и в результате этого не работали. Даже спорт страдал, когда собрания пробуждения увлекали футболистов, и они не приходили на матчи.

Но самое большое и устойчивое влияние пробуждения заключалось в измененных человеческих жизнях. Вестерн Мэйл опубликовал список цифр этого пробуждения; количество людей, исповедовавших свое спасение. 13 в одном городе, 15 в другом городе, в ином двести или даже больше. Но реальность этого факта заключалось в том, что эти цифры были людьми; людьми, которые пережили абсолютное преобразование их жизни, как внутренней, так и в обществе.

Людьми, которые приносили энергию и жизнь в церкви будущего. Людьми, которые никогда не забудут этого переживания. Людьми, которые видели, как спиртное обменивается на мебель и одежду для детей. Людьми, которые пережили изменение речи на новую речь, речь которую даже порой не могли понять люди, знавшие их. Это были новые люди, которые переживали старую религию абсолютно по-новому.

К лету 1906 года Эван Робертс истощился и эмоционально, и физически. Долгие собрания пробуждений, известность и критика сказались на молодом деятеле пробуждения. Единственным ответом был так необходимый отдых. И его приняли мистер и миссис Джесси Пенн Льюис из Лестера. Хотя публичное служение Эвана Робертса подошло к концу, последующие годы не были годами праздности или ухода от дел.

Страстно относясь к молитве, он посвятил себя духовному труду ходатайства. Он так же написал ряд буклетов и статей, был соавтором книги «Война святых», и стал соредактором журнала «Победитель». Вернувшись в Уэльс в конце 1920х годов, он принял участи в ряде молитвенных собраний пробуждения в районе Лахора, организованными одним из его солистов во время пробуждения. Свои последние годы он провел в Кардиффе, где он умер в 1951 году.

Оплаканный своим народом, он был погребен в своей родной церкви Мориа. Три года спустя воздвигли памятник в честь пятидесятой годовщины пробуждения и его наиболее известной личности.

Дорогой друг, Бог любит тебя; потому ищи Его старательно, молись Ему усердно, читай Его Слово постоянно. Ваш, в Евангелии, Эван Робертс.

Пробуждение, начавшееся в сердце Эвана Робертса в 13 лет, распространилось теперь по всему миру, точно как он предсказывал. 

Пожертвования
Ваши пожертвования помогают нам служить множеству людей. Спасибо за вашу щедрость!