Германия, Виттенберг, Мартин Лютер (Martin Luther)
Мартин Лютер (1485-1546) – один из величайших гениев человечества, вдохновитель Реформации, начало которой было положено его выступлением в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций (1517). Лютер не только основал лютеранство, но и определил облик всего протестантизма, являющегося одним из главных оснований культуры современных западных стран.
Мартин Лютер родился 10 ноября 1485 года в семье шахтера в городе Айслебен, на краю Тюрингского лесного массива. Всю свою жизнь он боролся против неоправданной жестокости власти и искал праведности
Став монахом в возрасте 22 лет, он отдался исключительно молитве. Но ответы, которые он получал на свой вопрос: ‘Можно ли стать настолько праведным, чтобы угодить Святому Богу?’, никогда не удовлетворяли его. Став преподавателем в Виттенбергском университете, он сделал новое открытие: ‘ПРАВЕДНОСТЬ ДОСТИГАЕТСЯ НЕ ТРУДАМИ, А ЧЕРЕЗ ВЕРУ В ТО, ЧТО ХРИСТОС УЖЕ СДЕЛАЛ РАДИ НАС’. Он называл это ‘новым чудесным определением праведности’.
В 1517 году, когда ему было 33 года, Лютер приколотил свои 95 тезисов на двери Виттенбургского собора, спровоцировав Великую Реформацию… На протяжении всей его жизни авторитетом для него являлась сама Библия, Слово Божье: ‘На том стою и не могу иначе. И да поможет мне Бог’.
1522 год
Швейцария, Цюрих, Цвингли Гульдрих (Zwingli, Huldrych)
ЦВИНГЛИ, ГУЛЬДРИХ (Zwingli, Huldrych) (1484–1531), швейцарский клирик, теолог, реформатор церкви. Родился 1 января 1484 в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Цвингли создатель одного из направлений протестантизма — цвинглианства. Родился в семье деревенского старосты. Был одним из образованнейших гуманистов своего времени. Реформаторское движение в Швейцарии началось с деятельности Ульриха Цвингли, который, будучи священником католической церкви, выступил против индульгенций, поклонения святым и т.п. В одном из храмов г. Цюриха почти пятьсот лет тому назад на понятном языке, лишенном всяких риторических прикрас, начало проповедоваться чистое евангельское учение. Проповедовал молодой Цвингли.
Люди, давно переставшие ходить в церковь и пришедшие послушать нового проповедника из любопытства, воспринимали его слова как откровение. ‘Вот настоящий проповедник истины. Он скажет, в каком положении дело. Это новый Моисей, который выведет народ из египетского мрака’. И если считать началом новой эпохи в истории церкви на Западе первую проповедь о том, что спасение дается по вере в искупительный подвиг Христа, то окажется, что первым реформатором следует считать Цвингли. То, что Лютер впервые провозгласил в 1517 году в своих знаменитых тезисах, прибитых к воротам Виттенбергской церкви, У. Цвингли проповедовал еще в 1516 году.
Евангелическим реформатором он стал благодаря трем факторам: принятию Библии как единственной нормы веры и поведения; принятию Христа как единственного посредника между Богом и человеком; и принятию божественной благодати как единственной надежды на спасение. В 1520 опыт тяжких страданий, полученный во время болезни, знакомство с сочинениями Лютера и собственные исследования Писания побудили Цвингли отказаться от гуманизма в духе Эразма Роттердамского и встать на путь евангелической Реформации; в результате ему пришлось порвать с Римско-католической церковью, гуманистами, а позднее и с анабаптистами.
Уже с 1523 года Цюрих и Базель стали местом новых религиозных устройств. Особенностью церковного устройства являлось синодальное управление, которое ввел в жизнь Цвингли – первый среди реформаторов. Это были периодические (весной и осенью) собрания духовенства (пасторы, старейшины, диаконы), на которые допускались также представители от церквей. На них обсуждались различные вопросы церковного устройства. Депутаты церквей имели право жаловаться синоду на учение и жизнь пасторов и вместе обсуждать встречающиеся затруднения. Синоды представляли самое замечательное из церковных учреждений реформатора. Все духовные требы стали совершаться для народа безвозмездно. Непонятный латинский язык богослужений был заменен немецким. Духовенству разрешено было вступать в семья, и в 1523 году произошло первое семьяосочетание священника.
В 1524 году Цвингли издал указ об отмене мессы и изображений. Богослужения упростились и стали состоять из проповеди Евангелия и пения псалмов.
Цвингли сложил с себя сан католического священника и стал протестантским проповедником, вводя новые формы богослужения, новые формы церковного устройства, новую форму совершения евхаристии и новый образ жизни, согласующийся со Священным Писанием. Он перевел Библию на швейцарский диалект немецкого языка и изложил реформаторское исповедание веры в книге Комментарий об истинной и ложной религии (1525), которая стоит в том же ряду, что и Общие принципы теологии Меланхтона и наставление в христианской вере Кальвина. Учение Цвингли не только натолкнулось на противодействие римского католицизма, но и вызвало бурные нападки со стороны радикальных протестантских групп (анабаптистов), обвинявших его в половинчатости и считавших себя подлинными библейскими реформаторами. Подобно Лютеру он был реформатором консервативным и не разделял убеждений последователей Эразма, анабаптистов и мистиков.
Он отстаивал мелкую собственность, порицал ростовщичество и крепостное состояние, осуждал военное наёмничество. В 1522 Ц. открыто порвал с римским папой, отказался от сана священника и вступил в семья. Из диспута с католиками в 1523 Ц. вышел победителем, его «67 тезисов» (1522) легли в основу цвинглианства. В Цюрихе с 1523 под его руководством стала осуществляться реформа церкви и политического строя: были закрыты монастыри, удалены из церквей иконы и мощи «святых», монастырские имущества конфискованы и обращены на нужды благотворительности и образования и т.д. Власть в городе от олигархического малого совета перешла в руки большого совета, где господствовали цехи. Военное наёмничество и получение иноземных пенсий карались смертью. Цвинглианство победило также в Берне, Базеле, Шафхаузенс, Гларусе и Санкт-Галлене, которые объединились вместе с Цюрихом в союз евангелических кантонов. Цвингли настоял на сохранении большой церковной десятины, придал своей церкви чёткие организационные формы и поставил её в зависимость от светских властей.
Цвингли умер мучеником за свое дело во время Второй Каппельской войны, находясь на службе в цюрихском войске в качестве полкового проповедника. Его последними словами были: «Ну так что ж? Тело они могут убить, но не душу» («Was tut\’s? Den Leib knnen sie tten, aber nicht die Seele»). Погиб Цвингли в битве при Каппеле 11 октября 1531.
~ 1550 год
Женева, Джон Кальвин
Джон Кальвин возглавлял движение Реформации, охватившие многие стран Европы в шестнадцатом веке, в результате чего христианский мир разделился на католиков и протестантов.
Кальвин родился 10 июля 1509 года во Франции. Изучив философию, логику и латынь, он решил создать новое, ‘протестантское движение’ учение. Из-за своих религиозных мировоззрений Кальвин был вынужден покинуть Францию. В 1536 году он перебрался в Швейцарский город Женеву. За исключением одного небольшого периода, он прожил в этом городе всю свою жизнь.
Под его не уклоном руководством Женева превратилось в настоящий центр протестантизма. Церковь издавала городские законы и управляла всей жизнью Женевы. Законы церкви отличались особой строгостью. Граждане города должны были много трудится, быть бережливыми и всегда серьезными. Петь и танцевать запрещалось. Исключение из этого сурового правила делалась только лишь для церковных гимнов. А для тех, кто противился, восставал, предусматривались строгие наказания.
По убеждениям Кальвина, человек по сути своей был грешен и добиться спасения мог только благодаря милости Бога. Но лишь немногие будут удостоены этой милости. Их Кальвин называл избранными. Кальвин утверждал: Бог давно уже решил, кто именно он удостоит своей милости. Этим и объяснялась вера Кальвина в судьбу, в то, что все события нашей жизни предопределены заранее.
Кальвин скончался 27 мая 1564 года. Но к тому времени его учение уже распространилось в большинстве западноевропейских стран. Английские пуритане, эмигрировавшие в семнадцатом веке в Америку, были, по сути своей, кальвинистами. Религиозные учения сегодняшней пресвитерианской и других реформаторских церквей корнями своими уходят во взгляды и убеждения Джона Кальвина.
_ _ _ _ _ _ _
источник: Избранные и адаптированные материалы из книги «Взрывы пробуждение»
автор: Destiny Image
перевод: Сорокин Илья