Наши года, прожитые в Пембе, были беспокойными, напряженными, наполненными демоническими атаками, насилием, угрозами, оппозицией от правительства, унынием, воровством, потерями, разочарованием, ошибками, текучкой и постоянной и неослабевающей борьбой с нищетой и болезнями вокруг нас. Почти всегда казалось, что наши способности и ресурсы не соответствовали проблемам, с которыми мы сталкивались каждый день, что приводило к хаосу и стрессу, который буквально угрожал нашему здоровью и жизни. Постоянное колдовство и размытые границы между добром и злом в этой очень удалённой части мира делали нашу работу, казалось, совсем невозможной. Хайди и я помним множество случаев, когда мы сомневались, что сможем продолжать и сильно удивлялись, когда получался хороший, долговременный плод, достойный этой жертвы.
Нас часто спрашивают о ключе к победе в нашем служении и росте. Мы не рассуждаем об этом в аспектах ключей или секретов, но как простых истин евангелия. Мы поняли через пережитое, что невозможно просто идти вперед, когда доходишь до крайности, но возможно жертвовать собой ради Него всякий раз, зная лишь Иисуса и притом распятого. Мы должны умереть, чтобы жить. Лучше давать, нежели принимать, и лучше любить, чем быть любимыми. Мы не можем проиграть, потому что у нас есть совершенный Спаситель, способный завершить начатое в нас, если только мы не сдадимся и не оставим свою веру.
В прошлом мы и подумать не могли, что можем идентифицироваться с Павлом таким образом, но сейчас мы больше понимаем, что он имел ввиду: «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Коринфянам 1:8-9).
Я и Хайди хорошо осознаём, что мы лишь глиняные сосуды, очень хрупкие и ограниченные, способные отдавать с ограниченным пониманием и силой. Но мы только воодушевляемся от этого, потому что Божья сила и слава стали очевидными на фоне наших немощей: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Коринфянам 4:7-10).
В Пемба мы начали ещё одну трёхмесячную Библейскую школу с новыми студентами-пасторами из деревень, многие из которых едва ли знали что-то о христианской доктрине и были смущены от этого. Но трое из них уже воскрешали мёртвых и свидетельствовали об этом в классе! Святой Дух открывает сердца и приводит в жатву более и более, вопреки нашей слабости. Наши церкви являются монументами в благодати Божьей. Нас спрашивают, как же мы печёмся обо всех них, организовывая и создавая семью, но у нас нет адекватного человеческого объяснения, вопреки всем нашим усилиям. Мы поняли, что Он способен растопить сердца и связать людей в едином духе Своей собственной силой и разогреть жажду по Спасителю, которая преодолевает любое препятствие. Это – Его пробуждение, Его церкви, Его явление славы, и это Он квалифицировал нас делать Его работу.
Что же мотивирует нас двигаться дальше? Что даёт энергию в наш дух, когда наши ответы и ресурсы заканчиваются? Как нам удаётся оставаться смирёнными и непобедимыми, когда перспективы блекнут? В чём наша сила, чтобы жить, служить и отдавать? Ответ важен, поскольку миссионеры устают, разочаровываются и падают. Христиане любого вида теряют мотивацию, не зависимо от того, насколько сильна она была. Лидеры, имеющие огромную ответственность, теряют покой и радость. Служения становятся больше похожими на бизнес, а проповедники на торговцев, но что же продвигает Царство Божье? Что же является топливом, зажигающим нас? В чём же дело?
С каждым днём мы находим всё больше ответов на эти самые фундаментальные вопросы и каждый день мы осознаём, что то, что раньше мотивировало нас, больше не действует. Мы идём выше, устремляясь к тому, что ожидает нас впереди. Мы продолжаем постигать, в чём Иисус заинтересован, и теряем интерес в том, в чём раньше усердствовали. И мы учимся, что пока Иисус заинтересован в том, к чему мы стремимся, мы можем вынести это.
Но есть тайное место, скрытое место, низкое место, святое место, которое превышает наши мечты. Оно не в чём-то внешнем и обезличенном. Это не просто активность, жертвенность и посвящение. Оно не в целях, проектах, продукциях и прогрессе. Оно не в финансах и росте. Это легко пропустить, даже во время проповеди, учения, обучения и подготовки. Об этом легко забыть во время евангелизации и молитве за больных. Величайшие и самые мощные дары необязательно содержат это. Даже служение бедным может стать обезличенным усилием, которое не имеет самую сильную мотивацию творения Божьего, которое отражает Его наивысшую славу – взаимоотношения!
Любовь – это дар взаимоотношений, а не просто саможертвенность. Секретное место не обязательно в молитвенной комнате или в позе пропитывания, или в битве за благое дело, или в общей молитве и посте. Даже самые удивительные чудеса могут оставить нас в одиночестве и без общения. Мы можем остаться без мотивации, без возвышенных идей и дел по трансформации общества. Мы можем служить, пока не иссякнут силы, пойти домой и лечь в кровать без взаимоотношений, ради которых наши сердца были созданы.
Всё же хорошо с взаимоотношениями. Это то, о чём заботится Иисус, что мотивирует Его. Он мог бы сделать множество чудес и ослепить мир Своей силой, но Он заинтересован лишь во взаимоотношениях. Всё творение, всё величие физического мира и все Его дела предназначены служить одному – взаимоотношениям. Пробуждения не имеет сути без этого. Обновление и проявления бессмысленны без этого. Чудеса только в этом имеют свой смысл. Радость мелка и безосновательна без этого. Без взаимоотношений мы живые мертвецы.
В настоящих взаимоотношениях нет давления. Когда это становится работой, взаимоотношения уходят и заканчиваются. Их бесполезно поддерживать. Цель не в борьбе, но в огне жизни. Это приносит абсолютный мир и убирает все другие намерения.
Это смысл жизни, суть существования, атмосфера небес. Это мотивирует на героизм, возбуждает в нас самое лучшее. Во взаимоотношениях мы знаем, что мы живы, мы на своём месте, мы удовлетворены. Когда же мы отворачиваемся от взаимоотношений ради чего-то ещё, мы теряем. У нас нет сил отдавать или любить без этого. Это – небеса, скала, река живой воды, совершенный источник мотиваций, дающий сил идти дальше.
Наш совершенный Спаситель, Иисус, дал нам взаимоотношения. За это Он умер и воскрес ради нас. Он дал не только Своё Слово, Свои обетования и Свои дары, но бесплатно заполнил наши жизни взаимоотношениями в ответ на желание, которое Он вложил в наши сердца. Никакое чувство вины или осуждения не может удержать нас от восполнения жажды от взаимоотношений с Ним. Ничто в нашем прошлом не может остановить нас. Никакое отношение других не могут удержать нас от вкушения и видения, что Он – благ. И с этого дерева жизни, которым является наш Спаситель, мы можем возрастать в больших и больших взаимоотношениях с окружающими нас. Он забирает наше одиночество. В Нём конец поискам нашего предназначения, судьбы.
В этом переживании пробуждения в Африке, наши ценности были очищены огнём давления, оппозиции и разочарования. Тысячи церквей и свидетельства сверхъестественной силы перестали мотивировать нас.
Огромные проекты кормления голодных не достаточны для нас. Нам нужна большая цель, чем люди и ученики. Образование и развитие не даёт нашим сердцам жизни. Организация всемирной поддержи также быстро подводит. Академическая миссиология не обладает энергией, нужной Африке.
Нет, наши сердца должны иметь совершенные взаимоотношения, совершенный союз между нами и нашим Спасителем, во Святом Духе. Никогда не было задумано, чтобы мы были одни даже на момент. Вся наша мотивация – это жить и делать всё вместе с нашим Богом, всегда получая удовольствие в Его компании. Наша сила жить исходит полностью из удовлетворяющих взаимоотношений с Ним, и оставаться там значит оставаться в своём собственном личном пробуждении, которое не может быть угашено ничем. Только когда эти взаимоотношения становятся достаточно золотыми, накалёнными до бела и чистыми, мы имеем силу наслаждаться во всём, что Бог изобильно приготовил для нашей радости.
Поэтому в Нём мы не стремимся к пробуждению, но скорее пробуждение стремится к нам! Рост церкви и чудеса стремятся к нам. Он Сам следует за нами, отвечает нам и получает удовольствие делая нас счастливыми, ибо мы делаем Его счастливым. Мы заботимся о том, что Он чувствует. Мы удовлетворяет Его желания. Оставаться близко с Ним – это не пытка, но облегчение, дверь к свободе. Чудо никогда не является смыслом, но в наших взаимоотношениях с Ним чудеса – это радость для Него делать их ради нас.