Дмитрий Лео. Нагорная проповедь с пояснениями

19:09 -- 26.01.2015

Нагорная проповедь Иисуса Христа с вариантами значений греческих слов. Пояснения и уточнения помогают понять смысл сказанного Иисусом.

Матфея, 5 глава

  1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
  2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
  3. Блаженны (счастливые) нищие (бедные, нуждающиеся в чем-то) духом, ибо их есть Царство Небесное.(буквально; «оно принадлежит им»)
  4. Блаженны (счастливые)   плачущие, (скорбящие) ибо они утешатся (ободрятся) .
  5. Блаженны (счастливые) кроткие, (добрые, сдержанные, мягкие, спокойные) ибо они наследуют (получат в собственность) землю.
  6. Блаженны (счастливые) алчущие (голодные) и жаждущие (от отсутствия воды) Правды (праведности, справедливости, законности) , ибо они насытятся. (наполнятся, удовлетворятся)
  7. Блаженны (счастливые) милостивые (милосердные, сострадающие) , ибо они помилованы будут.
  8. Блаженны (счастливые) чистые (очищенные) сердцем, ибо они Бога узрят. (Он им явится, Он даст им себя увидеть)
  9. Блаженны (счастливые) миротворцы, ибо они будут наречены (получат имя, названы) сынами Бога.
  10. Блаженны (счастливые) изгнанные (преследуемые) за правду, (праведность, справедливость,    законность) , ибо их есть Царство Небесное.
  11. Блаженны (счастливые) вы, когда будут поносить (бранить, оскорблять, злословить) вас и гнать (изгонять, преследовать) и всячески неправедно  злословить (лгать на вас, обливать грязью) за Меня.
  12. Радуйтесь и веселитесь (ликуйте, торжествуйте) , ибо велика (многочисленна) ваша награда (воздаяние, заработная плата) на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
  13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу (станет пресной) , то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание (топтание) людям.
  14. Вы – свет (освещение, просвещение) мира. Не может укрыться (спрятаться) город, стоящий на верху горы.
  15. И, зажегши свечу (масляный светильник) , не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике (подставке) , и светит всем в доме.
  16. Так да светит свет ваш пред (в присутствии, впереди, перед) людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (действия, работу)   и  прославляли Отца вашего Небесного.
  17. Не думайте (считайте) , что Я пришел нарушить (уничтожить, отменить) закон или пророков: не  нарушить (уничтожить, отменить) пришел Я, но исполнить (совершить, дополнить, наполнить) .
  18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет (пройдет, минует) небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет (пройдет, минует) из закона, пока не исполнится (произойдет, случится) все.
  19. Итак, кто нарушит (упразднит, отменит, аннулирует) одну из заповедей (наставлений, указаний) сих малейших (меньших, маловажных) , и научит так людей, тот малейшим (меньшим, маловажным) , наречется,  в Царстве Небесном; а кто сотворит (сделает, произведет, исполнит) , и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
  20. Ибо, говорю вам, если праведность (справедливость, законность) ,  ваша не превзойдет (приумножится, достигнет избытка) ,  праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
  21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
  22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся (кто сердится, кто в ярости) ,  на брата своего напрасно (необдуманно, без причины) , подлежит суду (осуждению) ; кто же скажет брату своему: „рака« (дурак, глупец  – выражает презрение к уму человека “ты плохо соображаешь”) , подлежит синедриону (высший совет у Иудеев) ; а кто скажет: „безумный», (глупый, тупой – выражает презрение к его душе и нраву “ты негодяй”) , подлежит геенне огненной.
  23. Итак, если ты принесешь дар (подарок) твой к жертвеннику (алтарю)   и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
  24. оставь там дар (подарок) твой пред жертвенником, и пойди  прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар (подарок) твой.
  25. Мирись с соперником (противником) твоим скорее (поспешно, немедленно) , пока (когда) ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал (передал) тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (заточение под стражу) ;
  26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь (заплатишь, возвратишь) до последнего кодранта.
  27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
  28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит (глядит) на женщину с вожделением, (с сильным желанием, жаждой, стремлением) уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
  29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя (дает повод для падения, вводит в искушение) , вырви его и брось от себя (избавься от него) , ибо лучше для тебя, чтобы погиб (потерять, разрушить, истребить) один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
  30. И если правая твоя рука соблазняет тебя (дает повод для падения, вводит в искушение) , отсеки (искорени, уничтожь) ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
  31. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (письменный документ для юридической защиты жены)
  32. А Я говорю вам: кто разводится  с женою своею, кроме вины (слова, молва, слухи, рассказы) прелюбодеяния (porneia – блудодеяние, разврат, проституция, аморальность, распутство) , тот подает ей повод прелюбодействовать (moicaw -нарушать супружескую верность, изменять мужу) ; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. (moicaw – нарушать супружескую верность)
  33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
  34. А Я говорю вам: не клянись (заверяй) вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
  35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
  36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
  37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (злого, негодного, плохого, дурного) .
  38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
  39. А Я говорю вам: не противься (противостойте) злому (негодному, плохому, дурному, лукавому) . Но кто ударит (ударять ладонью, шлепок по щеке) тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
  40. Кто захочет (желает) судиться (обвинять, осуждать) с тобою и взять у тебя рубашку (хитон, нижнюю одежду) , отдай ему и верхнюю (ризу, плащ) одежду;
  41. и кто принудит (заставит, вынудит) тебя идти с ним одно поприще (одну милю) , иди с ним два.
  42. Просящему (молить, требовать, добиваться) у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (отворачивайся) .
  43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
  44. А Я говорю вам: любите (a'gapaw) врагов ваших,  (благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас – нет в оригинале) и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 
  45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посыла  дождь на праведных и неправедных.
  46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
  47. И если вы приветствуете (приветливо встречаете, радостно принимаете) только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
  48. Итак будьте совершенны (зрелые, полные, законченные) , как совершен Отец ваш Небесный.

Матфея, 6 глава

  1. Смотрите (остерегайтесь, следите) , не творите милостыни (сострадание, милосердие, подаяние) вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
  2. Итак, когда творишь милостыню (сострадание, милосердие, подаяние) , не труби перед собою, как делают лицемеры (актеры, притворщики) в синагогах (место собрания евреев для поклонения Богу) и на улицах (переулок, узкая улица) , чтобы прославляли (оказывали честь, восхваляли) их люди. Истинно  говорю вам: они уже получают награду свою. (уже сполна получили воздаяние свое)
  3. У тебя же, когда творишь милостыню (сострадание, милосердие, подаяние) , пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
  4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (видимо, открыто) .
  5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры (актеры, притворщики, симулянты) , которые любят в синагогах и на углах улиц (широкая дорога) , останавливаясь (стоять, становиться) , молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (сполна получили воздаяние) .
  6. Ты же, когда молишься, войди в комнату (кладовая, внутреннее помещение, потаенная комната) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (сокрытый, тайный, сокровенный) ; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (видимо, открыто) .
  7. А молясь, не говорите лишнего (пустого) , как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
  8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы  имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
  9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! (Отец наш небесный) да святится имя Твое (пусть святится имя Твое) ;
  10. да приидет Царствие Твое (пусть прейдет царствование Твое) ; да будет (наступит, совершится) воля Твоя (желания Твои) и на земле, как на небе;
  11. хлеб (пища) наш насущный (повседневный) дай нам на сей день;
  12. и прости (отпусти, отмени, сними вину, аннулируй) нам долги наши (то, что мы должны) , как (подобно, потому что) и мы прощаем должникам нашим (слово означает нравственный долг) ;
  13. и не введи нас в искушение (испытание, соблазн) , но избавь (спаси, освободи) нас от лукавого (негодного, плохого, дурного) . Ибо Твое есть Царство (царствование) и сила  (dunamiv – мощь, крепость, могущество, способность, чудотворение) и слава (честь, величие, блеск, сияние, яркость)   во веки. Аминь.
  14. Ибо если вы будете прощать (отпускать) людям согрешения (поступки, преступления) их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
  15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
  16. Также, когда поститесь, не будьте унылы (печальны, мрачны) , как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица (искажают, обезображивают свои лица) , чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (они уже сполна получили воздаяние свое) .
  17. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 
  18. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  19. Не собирайте (храните, сберегайте, накапливайте) себе сокровищ (ценностей) на земле, где моль и ржа (ржавчина) истребляют и где воры подкапывают и крадут,
  20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
  21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
  22. Светильник (свет) для тела есть око (глаз) . Итак, если око (глаз) твое будет чисто (ясно, здраво, щедро, искренне) , то все тело твое будет светло (ярко сияющее, светлое) ;
  23. если же око твое будет худо (лукаво, негодно, плохой, дурно) , то все тело твое будет темно (лежащий во тьме, покрытый тьмой) . Итак, если свет (светило) , который в тебе, тьма (темнота, мрак) , то какова же тьма? (то, как ужасна эта тьма)
  24. Никто не может служить (быть рабом, быть в порабощении) , двум господам: ибо или одного будет ненавидеть (пренебрегать, уклоняться, не радеть) , а другого любить; или одному станет усердствовать (поддерживать, держаться) , а о другом нерадеть (презирать, пренебрегать, относится с высока) . Не можете служить (быть рабом, быть в порабощении) Богу и маммоне (богатству, собственности, деньгам).
  25. Посему говорю вам: не заботьтесь (тревожьтесь, беспокойтесь) ,  для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
  26. Взгляните (посмотрите, рассмотрите) на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает (кормит, вскармливает, воспитывает, выращивает) их. Вы не гораздо ли лучше (достойнее, превосходное, дороже) их?
  27. Да и кто из вас, заботясь (будучи озабоченным) , может прибавить себе росту хотя на один локоть ? (46 см.)
  28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
  29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
  30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче (не более ли, не лучше, ни скорее ли) вас, маловеры!
  31. Итак не заботьтесь (беспокойтесь) и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
  32. Потому что всего этого ищут (стремятся, добиваются, отыскивают) язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду  во всем этом.
  33. Ищите же прежде (сперва, во-первых) Царства (царствования) Божия и правды (праведности, справедливости, законности) Его, и это все приложится (прибавится, присоединится, присовокупится) вам.
  34. Итак (поэтому, следовательно) не заботьтесь (беспокойтесь) о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем (себе) : довольно (достаточно)   для каждого дня (сутки) своей заботы (огорчения, зла) .

Матфея, 7 глава

  1. Не судите (осуждайте, обвиняйте) , да не судимы будете,
  2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою (мерилом, нормой) мерите, такою и вам будут мерить (отмерят) .
  3. И что ты смотришь (видишь) на сучок (занозу, сухую щепочку) в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь (замечать, ощущать) ?
  4. Или как скажешь брату твоему: „дай, я выну сучок из глаза твоего«, а вот, в твоем глазе бревно?
  5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь (разглядишь, отчетливо уведешь) , как вынуть сучок из глаза брата твоего.
  6. Не давайте (ни когда) святыни (святого, посвященного, праведного)   псам (собакам) и не бросайте (кидайте) жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали (потоптали) его ногами своими и, обратившись (повернувшись) , не растерзали вас.
  7. Просите (молить, требовать, добиваться) , и дано (отдано, подано) будет вам; ищите, и найдете; стучите (ударяйте) , и отворят (отопрут) вам;
  8. ибо всякий просящий получает (принимает) , и ищущий находит, и стучащему отворят.
  9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 
  10. и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
  11. Итак если (даже не смотря на то, что) , вы будучи злы (плохи, скверны, дурны, лукавы) , умеете (знаете как) даяния (дары,  подарки) благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
  12. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
  13. Входите (приходите) тесными (узкими) вратами (дверью) , потому что широки врата (двери) и пространен (просторный, обширный, вместительный) путь (дорога) , ведущие (отводящие, уводящие) в погибель (разрушение, уничтожение) , и многие  идут (входят) ими; 
  14. потому что тесны врата и узок (тесный, стесненный, сжатый) путь, ведущие в жизнь, и немногие (мало) находят (обнаруживают) их.
  15. Берегитесь (остерегайтесь) лжепророков, которые приходят (идут) к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (жадные) . 
  16. По плодам их узнаете (распознаете, опознаете) их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
  17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 
  18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
  19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
  20. Итак по плодам их узнаете их.
  21. Не всякий (каждый) , говорящий (сказавший) Мне: „Господи! Господи!«, войдет в Царство Небесное, но исполняющий (делающий, производящий, сотворивший)   волю (желания) Отца Моего Небесного.
  22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего (не Твоим) ли имени мы пророчествовали (предсказывали) ? и не Твоим ли именем бесов (демонов) изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса (dunamiv – мощь, крепость, могущество, способность, чудотворение) творили (делали) ?
  23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал (узнал, познал – вступать в половые отношения) вас; отойдите (уходите, отступите) от Меня, делающие (работающие, трудящиеся, совершающие) беззаконие (небрежное отношение к воле Бога) .
  24. Итак всякого, кто слушает (прислушивается, внимает, слышит) слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
  25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (скале) .
  26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 
  27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
  28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился (был поражен) учению Его.
  29. ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Пожертвования
Ваши пожертвования помогают нам служить множеству людей. Спасибо за вашу щедрость!